Атлантика-2004: от киля до клотика
Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».
В преддверии боевой службы на тяжелом авианесущем крейсере (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» ускоренными темпами идет восстановительный ремонт.
ЕСЛИ в отношении неодушевленного предмета можно выразиться: «Встать с колен», то применительно к тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», которым командует капитан 1 ранга Александр Шевченко, такое изречение, думаю, более чем оправданно. Об этом красноречиво свидетельствует все: и объем ремонтно-восстановительных работ, и огромные финансовые суммы, выделенные для крейсера под предстоящую боевую службу, и даже задорный блеск в глазах моряков, опустошенных четырехгодичным прозябанием в 35-м судоремонтном заводе «Севморпуть», полных решимости – наконец-то! – вместе с кораблем «встать с колен», чтобы надолго уйти в океан.
По заявлению главкома ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова, в конце нынешнего лета ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» с авиакрылом на борту в сопровождении отряда боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота уйдет на боевую службу. Но только на «крейсерском» причале 35-го СРЗ, где и ошвартован крейсер, доподлинно знают, какой ценой…
На сегодняшний день корпусу самого «Кузнецова», его забортной арматуре и прочему «железу», скрытому у причала гладью воды, более двадцати лет. И все это время из-за отсутствия денег он пребывал на текущем техобслуживании. Хотя, как ресурсный корабль, должен проходить заводской ремонт (аналог «среднему» у других кораблей) раз в десять лет. Поэтому можно себе представить техническое состояние ТАВКР на момент, когда в очередной раз о нем вспомнили и провозгласили: «Ну, за дальний поход!» И дело закипело. Аврал объявили не только экипажу корабля, но и оставшейся в российском ОПК промышленности.
ПЕРВОЙ ласточкой кардинального изменения в горемычной судьбе «Кузнецова» стал, безусловно, доковый ремонт в 82-м Росляковском СРЗ в мае-июне прошлого года. Затем – это уже в октябре-ноябре – крейсер вышел в Баренцево море на ходовые испытания. И не случись пожара в главном газоходе, выход в целом можно было бы назвать успешным. После четырех лет «физиологического» бездействия это уже победа. По итогам мини-похода на Северном флоте провели детальный разбор с привлечением представителей промышленности. Выявили все «очаги поражения». Наметили реальный по времени и поступающим финансам план-график проведения ремонтно-восстановительных работ, чтобы к нынешней осени «Кузнецов» соответствовал нормативным критериям, предъявляемым к кораблю, уходящему на боевую службу.
Однако тут в регламент задуманного вмешалась февральская СКШТ «Безопасность-2004». И крейсер (заметьте, своим ходом, но «задраив» начатые работы) вновь вышел в море для «показательного выступления» корабельной истребительной авиации Северного флота. По этому поводу в экипаже «Кузнецова» говорят, что «рождение идей по использованию ТАВКР уже не выдерживает никакой технической критики». Но именно участием в стратегической командно-штабной тренировке корабль пролоббировал предстоящий поход в океан.
После СКШТ крейсер вновь занял «штатное» место у причала 35-го СРЗ в надежде, что уж теперь до 30 июня его оттуда ничья «идея» не сдвинет. А почему, спросите, именно до 30-го? В этот день «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» будет держать «парад», по всей видимости, перед адмиралом флота Владимиром Куроедовым. И в случае его адмиральского «добра» в ближайшее время уже окончательно оторвется от «стенки» для закрытия курсовых задач в море. С последующей, так сказать, перспективой.
16-й командующий вахту принял
Вчера министр обороны РФ Сергей Иванов представил командному составу Северного флота вице-адмирала Михаила Абрамова. За 71-летнюю историю СФ Абрамов – 16-й командующий. Как отметил министр обороны, «это назначение накладывает большую ответственность на Михаила Абрамова, поскольку Северный флот был, есть и будет нашим ведущим флотом».
Сергей Иванов сообщил, что «всему Северному флоту работа найдется» в рамках начинающихся в России масштабных военных учений. И далее продолжил: «В ближайшие дни морская пехота Северного флота будет переброшена на Тихий океан, морская авиация Северного флота и надводные корабли будут действовать в Северной Атлантике, а подлодки осуществят учебно-боевые пуски ракет, в том числе межконтинентальных».
Сергей Иванов поблагодарил бывшего командующего СФ адмирала Геннадия Сучкова за службу, отметив, что он пользуется большим авторитетом у моряков и много сделал для ВМФ. Министр обороны выразил надежду и уверенность, что Геннадий Сучков останется служить в Вооруженных Силах. «Мы сделаем все возможное, чтобы он продолжал службу и ему служилось комфортно», – сказал министр обороны.
Новому командующему СФ Сергей Иванов пожелал семь футов под килем.
Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».
Поэтому расписывать, в каком состоянии корабль подошел к этой «перспективе», не вижу смысла. Однако то, что сейчас делается для его технического восстановления, достаточно интересно и показательно. Хотя бы с точки зрения профессионального подвига экипажа «Кузнецова», укомплектованность которого в тяжелые для корабля времена опускалась до 50 процентов, но достойно сохранившего все то, над чем в настоящее время круглосуточно работают моряки и представители промышленности.
В конце марта на крейсере побывала комиссия из Главного штаба ВМФ во главе с заместителем главкома ВМФ адмиралом Михаилом Захаренко. Задача стояла одна: оценить качество ремонтно-восстановительных работ на «Кузнецове», их первые результаты. Выводом комиссии стало, что по сравнению с тем, в каком состоянии был корабль, сделано очень многое. Но сделать предстоит еще больше. На пределе финансовых возможностей и производственных сил.
Что касается общей суммы, выделенной на ремонт «Кузнецова», то ее предпочитают не оглашать. В целом это сопрягается с услышанным до этого мнением, что «финансирование произведено в том минимальном объеме, который позволяет отремонтировать авианосец для выполнения ближайших задач, а не для того, чтобы привести в абсолютно нормальное состояние». В техническом управлении Северного флота корреспонденту «Красной звезды» сказали, что выделенные деньги, правда, еще не все, на флот уже пришли и продолжают поступать. Однако для полного закрытия финансового вопроса все равно не хватает порядка
70 млн. рублей. Их уже «ищут» в Москве. Как подчеркнули, «на самом высоком уровне».
Поэтому, какая же общая сумма была изначально запланирована, можно подсчитать приблизительно: 70 млн. увеличить как минимум в пять-шесть раз – выходит 350–420 млн. рублей. Думаю, если и ошибусь в ту или иную сторону, то несильно. Все равно кругленькая «истина» будет где-то рядом. Но, как сказал в свое время британский адмирал Нельсон, «кто говорит, что флот – это дешевая игрушка? Это очень дорогая игрушка, которая требует больших затрат». Кстати, из услышанного в кулуарах тыла флота: якобы стоимость технической «реанимации» авианосца из его нынешнего состояния до 100-процентной кондиции может конкурировать с годовым бюджетом, выделяемым ВМФ...
Теперь о «производственных силах». Как уже известно, основной исполнитель ремонтных работ – федеральное государственное унитарное предприятие «35-й судоремонтный завод «Севморпуть». Однако исходя из жестких сроков ремонта и большого объема работ понятно: одному 35-му СРЗ такой воз не потянуть. Тем более что объективно на заводе, выполнившем на сегодня лишь 40 процентов ремонтных работ, нет специалистов по всему спектру технических проблем «Кузнецова». Поэтому «Севморпуть» по согласованию с ГТУ ВМФ и ТУ СФ привлек к восстановительным работам контрагентов, прошедших государственное лицензирование. Таких «подельщиков» только по линии БЧ-5 набралось с десяток.
«Мурманская судоверфь» занимается ремонтом газоходов главных котлов. Объем выполненных ею работ – 80 процентов. Российско-украинское предприятие «Лазаревское адмиралтейство» из Севастополя специализируется на замене трубок в седьмом и восьмом главных котлах. Процент его успешности – 45. Санкт-Петербургское ЗАО «Абсолют», ремонтирующее системы автоматики дизель-генераторов, главных распределительных щитов и остальное, что связано с силовым электричеством, преуспело на 40 процентов от объема нарезанных ему работ. Представители АО «Дизель-сервис» занимаются вплотную самими дизель-генераторами: у них процент готовности - 50. Снежногорская «Эмма» полностью справилась с размагничивающим устройством. АО «Наутилус» (Санкт-Петербург) и завод «Кризо» (из Гатчины) выверяют системы автоматизированного управления «Терек» и «Балатон». Оценка – 40 процентов. В целом, согласитесь, показатели есть и они будут расти дальше. Единственно, питерский «Арматор», только в середине апреля приступивший к ремонту, всего на 30 процентов справился с установленным ему заданием.
Если бы речь шла лишь о том, что все материалы в наличии, работы профинансированы, только и проблем, что сиди и делай. Но это было бы уж очень просто, быстро и эффективно, даже как-то и не по-нашему совсем. Порою интенсивность ремонта на «Кузнецове», а точнее – сбои в нем, напрямую зависят еще и от недобросовестности так называемых субподрядчиков из российской глубинки. Например, я уже упоминал выше «Лазаревское адмиралтейство». Командир БЧ-5 ТАВКР капитан 1 ранга Александр Киреев говорит, что, «представители этого предприятия идут с опережением графика». И по ремонту главных котлов они могли бы еще и дальше уйти, если б… не было проблемы с поставкой кирпича для топок котлов, которые выкладываются особым огнеупорным кирпичом карбидокремниевого состава.
За его поставку отвечал 35-й СРЗ: он перечислил одному из заводов в Воронежской области
предоплату - несколько сотен тысяч рублей, однако предприятие обанкротилось, производство арестовали, деньги «зависли» и кирпич не прибыл. Поэтому техническое управление СФ нашло выход из создавшейся ситуации, как и принято на флоте, за счет своих резервов. В частности, тот кирпич, который хранился на складах техупра и на борту корабля, отдали на лабораторные испытания. И его признали годным (использование карбидокремниевого кирпича в корабельных котлах разрешено в течение шести месяцев с момента изготовления. – С.В.). Но ведь на это затратили время, которого, собственно, не так уж и много осталось.
Конечно, приведенный пример – это скорее исключение, чем само правило. Но когда верстался план-график ремонтно-восстановительных работ, можно было предусмотреть все текущие выпадения, аналогичные «карбидокремниевому». А сколько их еще будет?
- Поэтому мы еженедельно, по четвергам, - сказал мне начальник технического управления СФ контр-адмирал Василий Заграй, - проводим совещание, которым руководит либо заместитель командующего флотом по вооружению и эксплуатации вице-адмирал Михаил Соколовский, либо я. Тут же планируем на перспективу фронт работ, как говорится, от киля до клотика. Словом, все охвачено ремонтом.
Ремонт «Кузнецова» вызвал государственный резонанс. Сорвать заказ – «вымпелом» не отделаться: полетят звезды. Поэтому в силу аритмичности финансирования ремонта ТАВКР, когда на технических совещаниях дело доходит до жарких споров: «Куда направить поступившие лимиты?» - абсолютно все доказывают, что именно у них «горит», у них «рубеж выхода в атаку». А штурмовать в предстоящие два месяца, поверьте, есть что.
Как высказалсЯ один из членов экипажа авианосца, «очень тяжело всю систему, задуманную во времена, когда корабль еще только строился, сейчас свести, образно говоря, в одну кучу. Поэтому и ремонт получается какими-то рывками, прорывами. Крейсер может дать «ход», потому что все финансовые и технические силы были брошены на дачу «хода», но не может выстрелить, так как по той же «рывкообразной» системе только сейчас нашли силы, средства на ремонт и восстановление стреляющих комплексов. Корабль не должен ремонтироваться кусками, а именно это сейчас у нас происходит».
Например, шесть котлов уже в строю, сейчас работают над вводом в действие еще двух - седьмого и восьмого. На выходе получается, что все котлы прошли если не средний ремонт, то ремонт в объеме замены трубок и далее по мелочам. Но это же только котлы обновили. А вот система хозяйственного пара, как и другие «нюансы», связанные с общекорабельными системами, еще не отремонтированы. Это сродни биению сердца при захиревшей кровеносной системе. Долго ли выдержит такой «пламенный мотор»?
- Главный котел с его коллекторами, - уверили меня в техупре Северного флота, - изготовлен с таким расчетом, что в процессе всей его службы – в течение тридцати пяти лет - замена трубок может регулярно производиться по факту выработки ими среднего ресурса в 20—25 тысяч часов эксплуатации. Их ловко вырезают таким образом, что следующий комплект трубок нормально вставляется в отверстия в трубных досках коллекторов и развальцовывается специальным приспособлением. На «Кузнецове» уже идет третья замена трубок. А сколько раз вообще можно их менять, конкретно нигде не оговорено. Если размеры между трубными отверстиями меньше допуска, то менять нужно сам коллектор. Кстати, на «Кузнецове» с этим пока без проблем.
Не обещают их и с вводом в действие холодильных машин, на чьем «холоде» держится электронная начинка корабля; рефрижераторных машин, «отвечающих» за долговременное хранение продовольствия. В настоящее время в режиме резервного водяного охлаждения (РВО), то есть забортной водой, работают две холодмашины. Завершается ремонт еще на двух охладителях РВО. И 35-й СРЗ трудится над вводом уже в паровом (основном) режиме трех холодильных машин. Так что на боевую службу, заверил капитан 1 ранга Александр Киреев, авианосец пойдет «с двумя режимами работы холодмашин». А то, понимаешь ли, только узнали, что «театр» предстоящего похода – Северная Атлантика, где даже летом температура забортной воды не превышает плюс 9 градусов, сразу же пошли разговоры: «Зачем кораблю «холодилки» на двух режимах, рискнем, сэкономим, пусть идет только с резервно-водяным охлаждением».
А вот заказ на ремонт сточных систем «Кузнецова» отдали Полярнинскому судоремонтному заводу. Исходили из того, что «Севморпуть» и так загружен, а на 10-м СРЗ «Шквал» оказались без работы опытные специалисты, которые в «общении» с той же лодочной арматурой притерлись круче, чем мурманские рабочие. Но речь идет не о полной замене сточных систем, хотя пора бы уже, а об «изъятии» тех не очень многочисленных участков, которые поражены коррозией.
- Систему «штопаете»? – спросил я начальника техупра СФ.
- Нет, - ответил контр-адмирал Заграй, – делаем все, чтобы она функционировала.
Однако по лияльным водам, содержащим примесь мазута, Василий Никитович согласился: на «Кузнецове» вопросы по их очистке есть, но, чтобы отремонтировать их систему, сейчас уже нет ни производственных сил, ни средств. А как же тогда в море? Да очень просто: корабль имеет специальные цистерны, где лияльные воды будут скапливаться. Когда же к нему подойдет танкер для передачи мазута, после «заправки» в танки последнего и перекачают эту, безусловно, «радость» экологов.
- Сейчас, - считает командир БЧ-5 капитан 1 ранга Александр Киреев, - техническая готовность электромеханической боевой части - 70—75 процентов. «Болевые точки» – старые трубопроводы корабельных систем, из-за которых личный состав постоянно вынужден бороться с затоплением помещений. Заказали более полутора погонных километров трубопроводов, порядка 200 единиц арматуры. Надеемся, что с заменой дефектных участков и ремонтом арматуры обстановка с затоплением кардинально изменится. Системы станут гораздо надежней.
Однако не одной лишь электромеханикой жив «Кузнецов». Раз он – авианесущий крейсер, то и технической готовности вооружения авиационной боевой части, отвечающей за обеспечение летного процесса на корабле, также уделена львиная доля внимания специалистов. Тормозные машины сейчас полностью готовы к выполнению зацепов на корабль. Оптическая система посадки на корабль «Луна» так же готова к обеспечению полетов, как и командно-диспетчерский пункт, где находится группа управления полетами. Недавно представители ЦНИИ «Прометей» из Санкт-Петербурга освидетельствовали полетную палубу авианосца. По мелочам замечания конечно же были, но в целом вердикт однозначен: «Для производства полетов палуба готова». Правда, я слышал, что вроде возникал вопрос обновления тросов на тормозных машинах, так как ЗИПа на них нет. Да и эта проблема, думаю, разрешима. Хотя, как говорят, сам по себе трос очень дорогой. Но, вероятно, не дороже, чем комплекс ремонтно-восстановительных работ на зенитном ракетно-артиллерийском «щите» корабля: ЗРАК «Кортик» и ЗРК «Кинжал».
В последний раз в деле они были в январе - марте 1996 года во время боевой службы «Кузнецова» в Средиземном море. Тогда «Кинжал» успешно выполнил девять ракетных и одиннадцать артиллерийских стрельб. После этого дивизионы самообороны БЧ-2 по основному предназначению не применяли. В итоге сегодняшний день ЗРАВ корабля встречает в 60-процентной готовности.
Основные проблемы – старение техники, отсутствие поставщиков и ЗИП. Комплексы отечественные, но производили их в Советском Союзе, где было до
7 тысяч (!) контрагентов, а сейчас если сотни три наберется, будет хорошо. Ныне на восстановление «Кинжала» работают 7 специалистов из ЗАО «Радар-сервис» (Калуга), 30 – из ОАО «Ратеп» (Серпухов), а также представители заполярной «оборонки» – 195-го ремонтного завода ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ.
Квалификация личного состава БЧ-2 корабля и представителей промышленности, как сказали в управлении ракетно-артиллерийского вооружения (УРАВ) Северного флота, позволяет качественно выполнить восстановительные работы, но проблема возникает по самой материальной части. Дело в том, что в 2008 году вообще истекает срок использования всего ракетно-артиллерийского вооружения самообороны на Северном флоте, которое после этого, согласно руководящим документам, подлежит списанию. Закономерен вопрос: при отсутствии среднего ремонта данных видов вооружения о каком качестве ведем речь? А менять комплексы не на что.
Срок «доводки» ракетно-артиллерийского вооружения дивизионов самообороны - 30 июня. Реально? «С визгом, криком, через пот и кровь эта задача выполнена будет», - заверили меня. Кстати, одна из причин, из-за которой ракетчики лишь недавно начали восстановительные работы на комплексах, - неготовность холодильных машин подать холод на оборудование БЧ-2: его ждали с января.
Лишь в конце апреля прибыла на «Кузнецов» «промышленность» для работы на ЗРАК «Кортик», так как управление закупок и поставок и УРАВ ВМФ только в двадцатых числах апреля провели совместный конкурс на производство восстановительных работ. Однако времени в обрез. И если уж так необходимо было организовывать подобный тендер, то не мешало бы задуматься об этом еще в прошлом году. К слову, победитель конкурса – тульское «Конструкторское бюро приборостроения» – совместно с ЗАО «Радар-сервис» старается вовсю, чтобы не выпасть из рамок временного ограничения. И на сегодняшний день «КБП» на 70 процентов освоило нарезанный ему фронт работ.
Что до слабых мест, то они есть в других системах обеспечения функционирования БЧ-2. Сейчас завод «Кризо» восстанавливает системы пожаровзрывобезопасности. Эти системы находятся в ведении дивизиона живучести. Но для того, чтобы вовремя загрузить в погреба ракетный боезапас, вся система пожаровзрывобезопасности должна быть приведена в боевое состояние: заполнена водой (основной метод тушения погребов – орошение). Есть еще система прекращения доступа кислорода, которая должна срабатывать мгновенно. Ее «оружие» - воздух высокого давления и специальное вещество - ингибитор. Кстати, в некоторых погребах на «Кузнецове» уже есть боезапас, там несется специальная вахта и системы ПВБ включены «по-боевому».
Кроме этого, 195-й ремонтный завод РАВ переносит систему внутридивизионной записи (ВДЗ) из одного помещения, не соответствующего по температурному режиму, в другое.
- На сегодняшний день, - сказал начальник УРАВ Северного флота контр-адмирал Сергей Костин, - ремонтно-восстановительные работы по БЧ-2 обеспечены в рамках выделенного лимита – на 95 процентов от потребности. 5 процентов придется добирать за счет финансирования других «оружейных» заказов.
Корабль просто хочет поскорее вырваться на океанский простор, подальше от разъедающей, как ржа, бездеятельности у заводского причала. Экипаж «Кузнецова» с надеждой смотрит на боевую службу: не исключено, что это последняя возможность для ветеранов передать свой опыт в эксплуатации материальной части молодой смене, тем офицерам и мичманам, которые пришли на корабль в послепоходовый отрезок времени. К слову, основная масса офицерского состава «Кузнецова» – капитан-лейтенанты, многие из которых еще ни разу не были в «большом море», не считая недавних коротких выходов, самостоятельно не стояли ходовую вахту.
По словам заместителя командира «Кузнецова» по воспитательной работе капитана 1 ранга Николая Додарука, сейчас экипаж находится на эмоциональном подъеме, моряки хотят уйти на боевую службу. Поэтому люди, не считаясь со временем, «двухсменкой» при одном выходном дне в неделю, готовы трудиться на корабле круглосуточно: была бы польза.
А она, я вижу, будет исключительно в том, что, когда авианосец отдаст швартовы и величаво начнет движение по Кольскому заливу, все скажут: «Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вышел на боевую службу ради собственной «жизни» во благо дальнейшего процветания и укрепления могущества России и ее ВМФ. Семь футов ему под килем и высокого неба над клотиком!»
http://www.redstar.ru/2004/06/04_06/1_01.html