ПО ВОЛНАМ ЛЕТЯЩИЕ В УТИЛЬ...
Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».
В боевом составе Северного флота их, эскадренных миноносцев проекта 956, было девять. Осталось четыре. В море ходит один…
Именно поэтому экипаж эсминца «Адмирал Ушаков», который до недавнего времени назывался «Бесстрашный», считает, что «уж кто-кто, а их корабль поднял Андреевский флаг под счастливой звездой». А ведь десять лет назад были опасения, что строительство эсминца будет вообще прекращено и он никогда не отойдет от причальной стенки санкт-петербургской «Северной верфи». Экипаж даже ходатайствовал о присвоении кораблю наименования «Новик»: так хотелось верить в иную – счастливую – судьбу эскадренного миноносца, который первым из надводных кораблей вошел в боевой состав ВМФ под Андреевским флагом. Собирали даже подписи в бригаде эсминцев Северного флота за переименование, однако оно не состоялось. И пусть корабль не стал «Новиком», все равно удача ему улыбнулась: эсминец достроили.
После этого корабль шесть лет с высокими оценками выполнял поставленные задачи. Словом, как говорят на флоте, был в режиме «дежурного велосипеда»: кто возит, на том и ездят. Его экипаж завоевывал призы главнокомандующего ВМФ по артиллерийской и противовоздушной подготовке. Выполнил задачи дальнего похода в «средиземку», где на отлично обеспечил боевую устойчивость тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», ходил с визитами. Но главное счастье своего корабля североморцы видят все же в том, что из девяти эсминцев 956-го проекта на сегодняшний день ЭМ «Адмирал Ушаков» - единственный, кто прошел заводской ремонт и вышел из него не в отстой или вообще на «иголки», а возвратился в боевой строй Северного флота.
— С каким настроением уходили в завод? – спрашивает один из членов экипажа. – Как в последний путь. Нам же предписали агрегатную замену оборудования, то есть нужно было поменять в котлах пресловутые трубки, ставшие ахиллесовой пятой для многих эсминцев 956-го проекта. Это было необходимо сделать, так как корабль активно эксплуатировали. На тот момент «Бесстрашный» открывал практически все списки участников флотских учений. Но не предполагали, что ремонт займет долгих три года. Однако и не загадывали, потому что была известна судьба головного эсминца «Современный», который при своей 70-процентной модернизации просто сгнил у причала 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Были выведены из боевого состава ВМФ эсминцы «Отличный», «Отчаянный» и «Безупречный». Встала к стенке на прикол «молодежь»: «Безудержный», «Окрыленный», «Расторопный» и гвардейский «Гремящий». А ведь у каждого из них за кормой были десятки тысяч пройденных океанских миль, не одна боевая служба, сотни успешно выполненных ракетных и артиллерийских стрельб, минных постановок. По заслугам ли оказалась последняя «честь»?
«Бесстрашный» в 2000 году понуро ушел в Северодвинск на машиностроительное предприятие «Звездочка», специализирующееся на ремонте атомных подводных лодок. И благодаря энергии заводчан, генерального директора «Звездочки» Николая Калистратова свершилось, по мнению экипажа, техническое чудо: корабль отремонтировали. С привлечением заводских финансовых средств, с высоким качеством, что в целом неудивительно для завода, много десятилетий модернизирующего стратегические субмарины.
Корабль возвратился в Североморск в июле прошлого года, но первые свои «моря» увидел только в марте нынешнего года. Объективности ради нужно сказать, что по решению, принятому на Северном флоте и утвержденному в Главном штабе ВМФ, восстановление и ремонт ракетно-артиллерийского вооружения эсминца определили проводить силами местных предприятий, в частности 195-го ремонтного завода ракетно-артиллерийского вооружения. Поэтому львиная доля времени ушла на техническую доводку стрельбовых комплексов. После, из-за того что в завод пришло много молодежи, экипаж отрабатывал в базе первую курсовую задачу, а уже в марте вышел в море на закрытие элементов второй курсовой задачи. Ну а в канун Дня ВМФ «Адмирал Ушаков» вошел в «первую линию»: состав флотских сил постоянной готовности.
- Хотя очень сложно после завода и девятимесячного стояния в базе приводить экипаж, образно говоря, «в меридиан», - рассказывают ушаковцы. - Корабль за три года практически утратил все то, что называется морской практикой. Но главное – его не лишили «жизни», как остальных «собратьев». И это после пяти – шести лет эксплуатации кораблей, рассчитанных на тридцать лет флотской службы! Как это произошло?..
Что ж, попытаюсь рассказать…
Хоть эскадренные миноносцы и были спроектированы давно, но по своим характеристикам до сих пор являются уникальными. Прежде всего за счет ударного ракетного комплекса «Москит» (8 сверхзвуковых ПКР, по натовской классификации SS-N-22 Sunburn, или «Солнечный ожог») и зенитно-ракетного комплекса «Штиль», которые неоднократно успешно доказывали свою эффективность. Плюс к этому при максимальном водоизмещении в более чем 8 тысяч тонн – изящные обводы, маневренность, скорость хода до 33 узлов (около 70 километров в час). Словом, «летящие по волнам». «И будь они газотурбинные, а не паросиловые, – сетуют специалисты, – цены им не было бы». Кроме этого, корабли проекта 956 оснащены артиллерийским и минно-торпедным вооружением, имеют две реактивные бомбометные установки РБУ-1000 и противолодочный вертолет Ка-27ПЛ, применяемый при волнении моря до пяти баллов на удалении до двухсот километров от посадочной площадки. Эсминцы располагают средствами радиоэлектронного противодействия и несут порядка 200 ракет-«ловушек», запускаемых из двух пусковых установок. Эти корабли оборудованы навигационными радарами, РЛС обнаружения воздушных целей, радиолокационной станцией управления огнем 130-мм и 30-мм артиллерийских систем. Гидроакустическое вооружение проекта 956 включает активный и пассивный гидролокаторы, предназначенные для обнаружения подводных целей. А корабельные системы боевого управления могут получать информацию о целях с активных и пассивных датчиков эсминцев, иных кораблей соединения, от патрульных самолетов или по каналам связи с корабельного вертолета. Многоканальная оборонительная система управления способна отслеживать и поражать несколько целей одновременно.
Отсюда широк спектр их применения: эсминцы предназначены для уничтожения подводных лодок и надводных кораблей, десантных средств противника, противоракетной и противовоздушной обороны кораблей и транспортов в походном ордере, для огневой поддержки морских десантов, патрулирования и несения боевой службы как в соединении с другими кораблями, так и одиночно. Недаром китайские ВМС приобрели у России два эсминца в экспортном исполнении и заказали на «Северной верфи» постройку еще двух, уже модернизированных по проекту, разработанному в Северном проектно-конструкторском бюро. А вспомните недавние события вокруг Тайваня, когда ВМС Китая силами тех же двух эсминцев доказали: наличие этих мощных кораблей в составе флота – довольно-таки весомый аргумент при решении спорных геополитических вопросов.
Однако что понятно китайцам, оказалось сродни «дремучему лесу» для нас. Иначе как объяснить легкость, с которой списана на «иголки» половина из отечественной серии эскадренных миноносцев?
Например, эсминец «Окрыленный» с 1989 года, когда на корабле подняли Военно-морской флаг, в море выходил в течение всего пяти лет – до 1994 года. Потому что по технической готовности у него уже было заглушено максимальное количество трубок в паровых котлах. И трубки-то – вот удача! – на эсминце были, однако «сверху» свалилась команда «срочно передать их на тяжелый авианесущий крейсер «Баку», ставший впоследствии «Адмиралом Флота Советского Союза Горшковым».
Трубки экипаж эсминца передал, а корабль остался ни с чем. После этого его перевели в резерв второй категории с выходом 120 часов: это на случай войны отводится пять суток – залатать все, что только максимально возможно, дать минимальный ход, выйти как можно дальше от причала, чтобы с честью выполнить свой долг до конца. После вывода в резерв корабль потихоньку гнил у причала, превращаясь в «донора» для других. И в итоге в 1997 году состоялась официальная церемония спуска Андреевского флага и вывода из боевого состава ВМФ. После этого эсминец еще постоял у причала, радуя отдельных рачительных североморцев бесхозным ЗИПом. А затем его вообще отбуксировали подальше от Североморска – на другую сторону Кольского залива. Так что в конечном итоге в боевом составе ВМФ «Окрыленный», будучи восьмым корпусом в серии эсминцев, находился всего восемь лет при активной боевой жизни – пять лет!
- На спуске Андреевского флага, – вспоминает один из бывших членов экипажа корабля, – мы еще мрачно шутили: мол, «Окрыленный» – это восьмой корпус, значит восемь лет ему лишь отмерено в боевом составе ВМФ…
А вот с «Расторопным» уже иная история. Как рассказывают, его на «Северной верфи», куда эсминец пришел в начале ноября 2000 года, никто особо и не ждал. Когда корабль ошвартовался в Санкт-Петербурге, то первым вопросом к североморцам было: «А чего вы сюда пришли? Ремонтироваться?.. Да ну?»
Месяца через два-три, видимо, началось финансирование ремонта эсминца, потому что, к немалому удивлению экипажа, на «Расторопном» и вокруг него начала суетиться «промышленность». Однако спустя еще шесть месяцев «пламень» судоремонта на эсминце постепенно потух.
Финансы для «Расторопного» иссякли, судоремонт как-то сам собою свернулся. Офицеры, кто не из самого Питера, всеми правдами и неправдами пытались вырваться из завода обратно на Северный флот. Экипаж вел минимальные работы собственными силами. Но для всех так и остался вопрос, куда ж девали деньги, выделенные на ремонт «Расторопного». Потому что, когда завод свернул работы на эсминце и североморцы спросили у рабочих: «Почему не работаете на корпусе?», им буквально ответили: «Денег уже нет». «Как нет? – изумились североморцы. – Ведь выделили же…» На что последовал ответ типа «не вашего ума дело» и «да Бог его знает».
- В связи с тем, – сказал мне один из высокопоставленных офицеров Северного флота, – что ремонт эскадренного миноносца «Расторопный» финансируется из рук вон плохо, сроки его окончания не определены.
А гвардейский эсминец «Гремящий» в соответствии с недавней телеграммой из Москвы в июне 2005 года будет выведен из боевого состава флота. Северный флот, в свою очередь, все же планирует поставить «Гремящий» на «Звездочку», так как, по единому мнению североморцев, ходивших в море на эсминцах, «для войны это очень хорошие корабли». Кстати, поддерживающим ремонтом эскадренного миноносца «Адмирал Ушаков» флот уже сделал достойную рекламу ГМП «Звездочка», отремонтировавшему корабль за сравнительно небольшую сумму. Поэтому в настоящее время и флот, и «Звездочка» хотят, чтобы ЭМ «Гремящий» стал в ремонт именно в Северодвинск. Правда, этот ремонт, который нужно было сделать еще в 1998 году, теперь обойдется федеральному бюджету в 850 миллионов рублей.
Сейчас у государства нет таких денег. Поэтому возникла дилемма: что делать с эсминцем, который более семи лет безвылазно стоит у причала в Североморске, именуясь «кораблем резерва второй категории», у которого уже вышли все сроки освидетельствования паропроводов, главных и вспомогательных котлов? Но корабль сконвертован и технологически готов к переводу в завод. За ним же «Безудержный» в ожидании заводских «объятий» томится.
Напомню, что полный срок службы эскадренных миноносцев 956-го проекта – тридцать лет. Исходя из этого бороздить в морях оставшимся в составе Северного флота эсминцам еще, казалось бы, долго: «Гремящему» – до 2018 года, «Расторопному» – до 2019-го, «Безудержному» – до 2021-го и единственному из них ходовому «Адмиралу Ушакову» – до 2023 года. Кстати, пятеро уже утилизированных североморских эсминцев не выслужили и трети положенного срока. Поэтому выводить из боевого состава ВМФ тот же «Гремящий», прослуживший только половину отмеренного конструкторским бюро и заводом-изготовителем «века», – это, мягко говоря, неправильно. Такие корабли нужно ремонтировать. «Надо бросить все силы и средства, – считают моряки, – чтобы сохранить их для флота».
Кстати, в телеграмме о списании корабельного состава наряду с «Гремящим» фигурировала и многоцелевая АПЛ Б-388 «Сосновый Бор», которая в день прихода «депеши» на Северный флот находилась в Баренцевом море и успешно выполнила учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. Поэтому флот перед Москвой отстоял ее сразу же. «Это большая глупость, – сказали мне шокированные специалисты, – списывать боеготовую лодку, на доковый ремонт которой флот недавно потратил 40 миллионов рублей. По этой «единичке» даже разговора не может быть». Вот каков накал страстей! А мы еще удивляемся, что эсминец «Гремящий» рискует в одночасье из гвардейской гордости флота превратиться в набор иголок для сельских рукодельниц.
В целом же картина с финансированием судоремонта на Северном флоте аховая: лишь 12 процентов от всех потребностей флота. В ремонте только десять единиц корабельного состава (2,6 процента!) от количества боевых кораблей и судов, нуждающихся в нем: ныне заводского ремонта требуют 75 кораблей и катеров, порядка 380 судов обеспечения. При этом в боевом составе СФ около 90 процентов кораблей имеют срок службы более десяти лет. В связи с этим более чем у 60 кораблей и катеров истекли межремонтные сроки, а еще у 60 – сроки междоковых ремонтов.
Если «Расторопный» проходит, пусть очень вялотекущий, но все же средний ремонт, то остальные северные эсминцы – «Адмирал Ушаков», «Гремящий» и «Безудержный» – по-прежнему нуждаются как в среднем ремонте, так и в полноценном доковании…
Недавно под руководством командующего Северным флотом вице-адмирала Михаила Абрамова в штабе СФ состоялось совещание, как мне пояснили, «по выработке предложений по дальнейшему использованию кораблей, подлежащих списанию». И решение по «Гремящему» – единое: ходатайствовать перед главкоматом ВМФ «оставить в боевом составе Северного флота гвардейский эсминец «Гремящий» проекта 956». Мнение североморцев: нельзя пускать на «иголки» не выслужившие и половины ресурсного срока боевые единицы.
Красная Звезда - cамая полная, достоверная и оперативная информация об армии
//
www.redstar.ru
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"