A6>au:>>Я изначально написал 2010 год как уровень развития технологий. Но если занялись бы и без сбоев с финансами, то и как возможную дату создания корабля...A6>Вот живой пример: французский "Шарль де Голь". Вроде все технологии известны и опробованы, ничего принципиально нового, недостающее можно купить у амов - казалось бы, чего проще? Но посмотрим на даты: старт проекта - начало 80-х, закладка - 1989, спуск на воду - май 1994, ввод в строй - декабрь 1999 (не учитываем, что проблемы остаются и до сих пор). Итого - более 15 лет от начала проектирования.
Ну, сравнения такие недорого стоят. Можно наверное найти противоположные примеры, когда всё делалось быстро. Тут слишком много факторов, совокупно описываемых как "желание скорее получить корабль".
>>Насчёт перспективных систем противника.>>Ф-35 никак существенно дела не меняет, т.к. тактики применения корабля не предусматривают обязательного воздушного боя для поражения основных целей. A6>Однако воздушный бой будет необходим для обороны корабля от средств нападения противника! Как справедливо было замечено, без ДРЛО цели на ПМВ мы увидим только за 30-50 км - т.е. о борьбе с носителями речи уже не идет, а значит, наше положение уже во многом проигрышное. Для обеспечения внешнего ДРЛО надо держать в воздухе истребители прикрытия - так что без воздушных боев не обойдется.
У нас аппаратуру ДРЛО носит вооружённый самолёт, да и патрулирует он вблизи корабля. Зачем ему вступать в бой, если он может предоставлять ЦУ системам ПВО корабля, а они его будут защищать? Т.е. можно, конечно, лезть в навязанный бой, потерять машины, сорвать собственную операцию, но я не понимаю зачем!!! Если уж обнаружили атаку, то почему не использовать свои преимущества: манёвр и скорость платформы ДРЛО, ЦУ с него для систем ПВО. Долго Ф-35 продержится под таким обстрелом? И главный вопрос: откуда у него ЦУ на корабль, если ДРЛО работает в пассивном режиме? У Ф-35 600 миль радиус (не понятно с какой нагрузкой, особо учитывая что он потяжелел тонн на 5 за последнее время), а у Кузьмича 1000 км — рубеж атаки. Сомнительная ситуация какая-то выходит для атаки Ф-35, как мне кажется. На что бы они расчитывали вообще? Поразить ДРЛО? Так это ловля мухи пинцетом ценой собственной жизни.
>>Какой-то выдающейся корабельной системы ПРО против скоростных КР пока реально не видно, а именно она нужна для обороны кораблей от основного ударного средства Кузьмича. A6>Сейчас не видно, согласен. Но до 2015-2020 гг такая система, весьма вероятно, будет создана (учитывая все большее распространение сверхзвуковых ПКР в мире).
Ну, к тому времени и мы что-то новое придумаем. И скорости могут вырасти, и методы атаки измениться. Но ассиметрия тут на стороне атакующих.
>>ПВО/ПРО на высоты от 50 до 90 км вообще не слышно, а там должны идти основную часть времени ударные ОТР.A6>Сейчас просто не от кого защищаться на таких высотах. С появлением средств нападения будут разрабатываться и средства защиты. Сделать тяжелую ракету, которая бы доставляла на высоты до 100 км и на дальности 400-500 км маломощную спецБЧ с более-менее приемлимой точностью не составляло особого труда даже при технологиях 60-70-х годов, не говоря про "сейчас" - другое дело, что нужды в этом не было, да и сейчас нет. Начните создавать и испытывать "ударные ОТР" - сразу начнется шевеление и в этом вопросе.
Про ЯБЧ давайте не будем, а то сразу всё упрощается прежде всего для Кузьмича, т.к. если его ракеты зарядить нейтронками, то ESG просто можно не покидать родную базу. Даже если прорвутся несколько штук, цели просто превратятся в дымящихся летучих голландцев. Этот аспект мы уже рассматривали в прошлом.
>>Почему не станут гробить штурмовую авиацию на Кузьмича? Да потому что авианосцы сегодня — это средство проецирования силы в первую очередь, а не средство ведения морских боёв.A6>Опять же - а с кем амерам вести морские бои? "Адекватного" противника (по надводным кораблям) не было и тем более нет сейчас. Какие тут могут быть морские бои, если вот только у России всего 5-6 крейсеров наберется, а в других странах ничего серьезнее эсминцев УРО нет? Появится достойный противник (точнее, реально угрожающий их господству на море) - будут и АВ использовать, и за разработку ПКР возьмутся (сейчас все больше озабочены тем, как бы подешевле по суше "работать").
С теми, кто будет им сильно мешать доминировать в море. А это все, кто не близкий друг, и у кого есть флот. Насчёт того "что будет если" я распространяться не стану. В рамках задачи нейтрализации основных средств "проецирования силы" Кузьмич доставляет к цели набор средств, которые эту нейтрализацию проводят. Вот и весь "морской бой" в самом сжатом виде. Не знаю как вам, а мне это "морским боем" даже не кажется.
>>Правильно было замечено — Кузьмич был бы "неправильным" кораблём. Слишком быстрый ... слишком мощный... ... - эта ассиметрия на стороне Кузьмича.A6>С такой идеологией в принципе согласен. Однако все же авиацию я бы лично исключил (вынес на отдельный специализированный корабль) - наличие авиакрыла сильно увеличивает размеры корабля и ведет к его удорожанию.
Теряется всякая гибкость. Остаётся узкая заточка на ESG, либо какой-то сомнительного назначения ракетоносец. Исчезает универсальное прикрытие с воздуха, универсальное ударное средство. В общем, от Кузьмича не остаётся ничего. То что остаётся, лучше сделать подводным, дабы заменить скорость и мощь отсутствующих вооружений скрытностью. но замена неэквивалентная, а лишь частично компенсационная. В общем, без авиации не будет никакого ТАВКР.
>>В общем, не думаю что можно проводить аналогии с Бисмарком.A6>Аналогия в том, что "сила солому ломит": какой бы ни был совершенный корабль, если за ним гоняется половина вражеского флота - его утопят.
Зачем так грубо обобщать? Половина вражеского флота — это 6 ESG — гоняться за ним не будут, ибо: 1) не угонятся 2) никто не выделит такие силы на это и 3) будут потери по количеству боезапаса Кузьмича. Перспектива мягко говоря нерадужная. А если Кузьмичей будет 2?
>>К тому же, во время Бисмарка оружие было совсем тупое, а сегодня оно основано на электронике, что делает РЭБ одной из основных систем.A6>У противника тоже РЭБ, и тоже развивается. Я лично не вижу особых предпосылок для нашего прорыва в этой области - в лучшем случае выглядим примерно одинаково.
Посмотрите предложенную тактику "полномасштабного" удара на ESG — который с ОТР, ПКР и авиацией. Давно уже обсуждали.
>>Но знаю одно, что в одном корабле объединён потенциал среднего авианосца, нескольких крейсеров УРО и эсминцев ПЛО. Амы, как они утверждают, в своё время в одном Б-2 реализовали потенциал эквивалентный до 70 разных самолётов, и он тоже основан на ассиметрии.A6>Б-2, кстати, при всей его "крутизне", я не считаю очень уж удачной машиной. "Бомбить папуасов" на нем дорого и страшно - потеря одного будет катастрофой, а прорыв ПВО СССР (для чего его и делали) все равно был бы врядли осуществим.>>Насчёт сомнительности проекта — он необычный, но лишь в общем...A6>Я неверно выразился, простите. "Сомнительным" с точки зрения руководства является любой более-менее новый проект - в том смысле, что технический риск всегда присутствует и в новых проектах его больше. Мое мнение как дилетанта - в принципе, технически проект осуществим. Вопрос в его эффективности и нужности.
Ну, я буду только рад если такой корабль окажется ненужным!!! Я даже впляс пойти могу от радости. Только как-то пока не верится... А насчёт эффективности — мы старались! Ничего эффективнее я пока представить не могу, иначе бы внёс коррективы.
>>Насчёт "рукопашной". Найти Кузьмича может и легко в стратегическом плане, а вот в тактическом спланировать атаку на него будет трудно, т.к. он на месте не стоит!A6>Ну так и противник не дожидается "К" на месте - тоже идет на 30 узлах! Разница между 30 и 50 большая, но не принципиальная - все сложности с планированием атаки и получением ЦУобоюдные.
Разница как раз принципиальная. Имея 50 узлов, можно маневрировать относительно цели на 30 узлах, как волки относительно баранов. Но главное — это сочетание скорости с вооружением. Атака Кузьмича большей частью запускается за несколько минут (массовый старт ракет по полученному ЦУ), и после этого уже совсем другое планирование. А авиаудар или ещё что с авианосца спланировать будет трудно, и результат труднопредсказуем, не говоря уже о его достижимости. Из-за этого получается хороший перевес сил в пользу Кузьмича, чего и добивались.
>>Давайте без крылатых фраз, давайте анализировать. Как авиация будет его топить?A6>Стандартно. A6>1. Обнаруживается факт выхода К в море.A6>2. Активная воздушная (и спутниковая) разведка - местоположение локализовано (± 100 км)
Местоположение — это функция времени, которая вообще-то неизвестна. Кузьмич почти 100 км за час отмахать может, причём в неизвестную сторону — хватит ли спутников? А как его с воздуха разведывать в военное время?
A6>3. Воздушный бой вне дальности корабельных средств ПВО - задача выбить истребители противника и лишить его самолетного ДРЛО.
Так они под палубой все, а ДРЛО глубоко в зоне действия ПВО, и гоняться за ним там — самоубийство. Да и откуда возьмутся истребители, если радиус Ф-35 порядка 600 миль, а это почти рубеж ракетной атаки?
A6>4. Маловысотный прорыв к "К" и с дальности 70-100 км : "горка", захват цели БРЛС, пуск ПКР, постановка помех, уход на ПМВ.
Далековато. Если ПКР дозвуковая, то вообще мало шансов что она на цель выйдет, а если сверхзвуковая, то можно и поманеврировать, и пострелять по ней, и РЭБом подолбить, и ложные цели поставить на том месте, куда она пущена, и ещё что-то можно наверное. Я хочу сказать что штучные пуски ПКР врядли будут успешными против Кузьмича. Массированные — другое дело, но как их организовывать в таких условиях?
A6>п.4 повторять до насыщения корабельной ПВО или исчерпания запасов зенитных ракет.A6>После этого либо "К" возвращается на базу (сорвав выполнение задачи) либо геройски гибнет.
Чтобы насытить его ПВО, нужно всё крыло напустить, что обязательно растянется на многие часы, а значит насыщения и не выйдет. И потери авиации будут удручающими, а ракеты могут и не кончиться — много их очень у него. Это пока не вспоминая про собственную авиацию!
>>Сколько ударных самолётов на борту авианосца? A6>2 или 3 эскадрильи - до 60 шт. Но почему только на АВ? Посмотрите на предполагаемые ТВД - все берега в базах противника. Как раз палубная авиация должна использоваться в последнюю очередь. Главный противник "К" - авиация с наземных аэродромов.
Предполагаемый ТВД — открытое море, т.к. там пасутся авианосцы, и ждать пока они подойдут к нашим берегам ждать не стоит. Берега должны другой интересной системой прикрываться
Так вот, как вы предполагаете планировать удар по такой мобильной цели, координируя массу сил в воздухе? Танкеры, ДРЛО, куча всего другого — пока всё это будет в воздухе готовиться, Кузьмич должен отрешённо наблюдать? Да и зачем ему лезть туда, где его удобнее всего атаковать?
>>Как авиации преодолевать ПВО и истребители?A6>ПВО - подход на ПМВ. Истребители связываются воздушным боем (в идеале - уничтожаются).
Истребители вообще-то в ангаре, а если уж летают и на них попёрли, то уйдут под свой зонтик, предварительно выпустив дальние ракеты. Как вы будете их уничтожать в зоне поражения ПВО? Чем?
>> Как ПКР будут преолевать ПВО и РЭБ? A6>Как всегда - количеством и маневром.
А чем им манёвр поможет против РЭБа? И откуда у них ЦУ? Кстати, речь о дозвуковых топорах или о несуществующих западных сверхзвуковых дальнобойных ПКР, которые нужны к 2020, и которых нет даже в замыслах?
>>Как и откуда ПКР получат достаточное ЦУ? A6>см. выше, п.4
Да не получится. Разваливается эта операция на ходу. Чтобы это всё получилось, нужно иметь ДРЛО или иной источник точного ЦУ в РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ на протяжении многих часов. А ради такого мы поднимем истребители, и не раз.
>>Как спланировать такую сложную операцию ВОВРЕМЯ, когда Кузьмич делает своё дело? A6>Ответ один, ИМХО: планы борьбы с такой системой, как "К", должны быть подготовлены в общих чертах заранее, в мирное время. Соответственно, надо провести комплекс мероприятий (подготовить базы для размещения авиации, создать запасы оружия, ГСМ и пр., усовершенствовать системы разведки и оперативного обмена информацией, отработать основные приемы на учениях и т.д.). Это все весьма вероятно и будет сделано, начни мы строить такие корабли - не надо считать амеров дураками.
Вы очертили программу модернизации, которая займёт лет 7-10 и жуткие миллиарды баксов. А чтобы её обнулить, нам нужно за это время увеличить рубеж атаки ракет до 2000 км — И ВСё! Даже корабль модернизировать не надо. Так можно жить....
>>Насчёт ЦУ. Пока есть два варианта и их комбинация.A6>Я бы назвал это самым интересным.>>Первый — ДРЛО на сушке по внешнему грубому ЦУ от спутника, лодок и т.п., либо самостоятельным поиском. Разведка пассивной РЛС на предмет излучений Хокая и корабельных радаров. Оружейное ЦУ поступает от голов ОТР, которые ведут доразведку и в нужный момент ставят помехи.A6>ИМХО, довольно проблематично - ДРЛО на основе подвесных контейнеров в любом случае проиграет специализированному самолету ДРЛО. В итоге все, что увидит "Су" - это работу радара Хокая и затем кучу истребителей. Получим воздушный бой - а нам надо увидеть авианосец!
Это смотря в какую игру! Наше ДРЛО ищет радары противника, так что уже не надо гнаться за мощью излучения (хотя это всегда пригодится). Наша задача — обнаружить Хокай и в нужный момент (в начале атаки) поразить его и максимум его эскорта — издалека. ну и прочие радары увидеть с большой высоты и расстояния — это даст грубое ЦУ для ОТР и ПКР. У самого Хокая задача другая — найти и СЛЕДИТЬ за нами, т.е. самоубийственная. Если же он уйдёт, мы всё равно дело сделали, т.к. сорвано его наблюдение, и наши ПКР могут пройти дальние рубежи ПВО без риска поражения! После выпуска ракет по группе Хокая наша первая группа уходит назад, и никакого воздушного боя не будет. В то же время стартуют ПКР и ОТР в своей последовательности. Разведчики на ОТР уже увидят авианосец и всех остальных. Детали уже описывались.
>>Второй вариант — суборбитальный разведчик... A6>Ага, понятно. Вопрос:A6>Мы взлетели, что-то увидели/засекли. Есть работа навигационных радаров на 3-4 десятках целей (это могут быть фрегаты-корветы, торговые суда, сейнеры и т.п.) Есть ИК контакты, но что это - АВ, танкер, сухогруз или редкое явление природы - непонятно. Из интересного: видна работа самолета ДРЛО - но это АВАКС, барражирующий на ТВД, и радара ПРО - это корабль, с которого вот-вот полетит ракета на перехват нашего разведчика. КУДА СТРЕЛЯТЬ?A6>ИМХО, проблема в том, что АВ не станет включать что-то на передачу до прибытия в заданную точку. ИК и УФ же методы чисто физически не могут дать на таких расстояниях однозначную интерпретацию результатов - а цена ошибки (пуск "ударного пакета" в "молоко" или по второстепенной цели) неизмеримо велика - это 100% срыв боевой задачи.
Нас интересуют радары воздушной обстановки и ПВО/ПРО. Мы посмотрим на поверхность воды в поисках локализованных ИК аномалий — судовые ЭУ неизбежно демаскируют корабль. Посмотрим на каждый из источников ИК и опредилим сигнатуру и класс корабля с учётом характерных параметров радиоизлучений. Думаю можно будет грубо определить скорость и курс за небольшое время. Получаем массу информации о характеристиках целей. УФ+ИК вспышка и трасса — это точно старт ракеты, а значит это корабль УРО. Других аномалий, которые можно спутать со стартом ракеты, в море нет. Всю эту информацию можно слить на корабль, а там принять решение.
Источники информации: координаты и характеристики радиосигналов радаров и прочих излучателей, координаты и изображения ИК аномалий, и координаты точек запуска ракет, если таковые замечены. ИК аномалии можно рассмотреть и с увеличением, так что авианосец не спрячется. Всё это требует 2 ИК камеры (для поиска и классификации), УФ камеру невысокого разрешения для обнаружения стартов, и пассивную РЛС.