MD> Вуду>> - И вот появляется F-22, с крейсерским бесфорсажным сверхзвуком, а ну, как ещё и форсаж врубит?! :o Тады - ой!
Aaz>> Такие вещи, как удельная нагрузка на крыло, удельная тяговооруженность, удельная тяга на мидель и удельная тяга на омываемую никто еще не отменял. Как там у F-22 с этими показателями?Вуду>> - Очень хорошо.
Маленькое вступление: теперь, надеюсь, многим станет ясно, почему для этой машины не даются столь "безобидные" в плане секретности характеристики, как масса, тяга и т.д.
MD> То есть, безотносительно к малозаметности, это следующее поколение по отношению к F-15, сравнивая только традиционные характеристики истребителей.
Все отзывы, которые нам доступны, это "слова, слова, слова" (с - Гамлет, принц датский). Анализ по реконструкциям, сделанный в КБ, показывает, что машина действительно лучше следующего поколения по "традиционным" ТТХ (а почему бы и нет, тем более, что "ранние" проблемы с F-117 американцем кое-что показали). Вопрос в другом: стоит ли снижение ЛТХ за счет "стелсовости" тех преимуществ, которая она дает? Но здесь мы опять вступаем в область схоластических диспутов, уже мной упомянутых...
MD> Теперь собственно вопрос: за счет чего все это достигнуто? Я не вижу, чтобы в какой-то области технологии имелся прогресс настолько значительный, чтобы перевесить все перечисленные проблемы и при этом существенно улучшить характеристики самолета...
Вы таки будете смеяться, но у меня такой вопрос тоже возникает...


MD> И ответвление от этого вопроса: как Вы объясните, что, достигая таких высоких скоростей без форсажа, его скорость на форсаже совершенно не впечатляет и уступает скоростям истребителей третьего поколения.
Здесь, насколько я понимаю, особого секрета как раз нет. Была в ТТЗ записана "бесфорсажная крейсерская скорость" - сделали двигатель, у которого
бесфорсажная тяга это позволяет. Да, это двигатель следующего поколения, но говорить, что он в чем-то превосходит французский и английский "истребительные" двигатели, ИМХО, не стоит.
Что касается сравнительно небольшого сверхзвука, то это, насколько я понимаю, плата за внутреннее размещение оружия. Дело в том, что сверхзвук в общем случае определяется соотношением "форсажная тяга / площадь миделя". С появлением внутренних отсеков мидель, что очевидно, "раздувается", а тягу (даже форсажную) поднимать можно только за счет веса, с которым у F-22 не слишком хорошо (как, впрочем, у практически всех машин

).
MD> Очевидно, Вы в этот новомодный стелс-стафф не верите.
Как в новомодный - да.

Сама идея вполне нормальна. Тот же F-117, несмотря на все его недостатки, имеет право на существование: "невидимый самолет-диверсант" - это ясно и понятно. Примерно то же самое - с бомбардировщиком. Но внедрение стелс-технологий на, в общем то, вполне традиционный истребитель (или штурмовик) напоминает попытку надеть на корову черкесское седло.

Для полной реализации "стелс-концепции" в
истребителе нужна машина, построенная совершенно по другим принципам, нежели исповедуемые ныне.
MD> А вот если бы Вы, располагая бюджетом...
Вот многие проблемы, как ни парадоксально, возникают вследствии бюджета: у нас - за счет его недостаточности, у американцев - за счет некоторой "избыточности".

Я где-то в этом топике давал ссылку на статью по этому поводу...
MD> ...имели задачу сделать истребитель завоевания господства в воздухе следующего (пятого) поколения, что бы Вы сделали?
На самом деле мы с коллегами над этим еще в КБ думали (но "в частном порядке"). Результатом стала концепция "неманевренного истребителя", о которой было сказано несколько слов еще аж в самом первом номере журнала Air Fleet (то есть шесть лет назад). Возможно, что статья у меня где-то валяется (но только на английском).
А вообще это отдельная и большая тема...
MD> Кстати, если эта тема подхватится, можно ее и в отдельный топик вынести - вероятно, еще найдутся желающие высказаться. Хотя меня больше всего интересует, ессно, мнение профессионалов.
Да жевали существующие "стелсы" уже неоднократно - в основном все сводится примерно к тому же, что можно наблюдать в этом топике: битву истинно правоверных с фомами неверующими...

А изложение новой концепции потребует очередного "полива" в сторону американцев - и начнется...



Данных нам не хватает. Я давно собираюсь попросить в КБ материалы реконструкций F-22 и, может быть, даже сделать подробную статью (рабочее название у нее уже есть "Не так страшен черт..." / "The devil is not so black..."

). Все руки не доходят, но, возможно, в обозримом будущем дойдут.
А профессионал я, к сожалению, бывший...