Шурави:
<Спрашиваю:
Слушай, дружище, а ты сам то оператором летал? Похоже, повезло сразу на командирскую «лавку» прыгнуть. Иначе, подобную чушь: «оператор обнаруживает около 25% целей, На малой высоте он ориентироваться не может, в остальном – балласт»», не писал.
После подобных высказываний, особенно крайнего, возникают сильные сомнения в твоём афганском прошлом. Повидал, я на своём веку некоторых командиров. Самостоятельно и на кругу заблудятся. Так, приложение к автопилоту.
Извини, если обидел. Но читать подобное, после того, как приходилось потеть на высотах 10-15 метров, выводя на реальную цель группу, согласись, по крайней мере тоже обидно.>
Отвечаю.
Летал оператором и достаточно. Иначе бы не писал.
За Афган не сомневайся, там я НЕ был - молодой ишо, лишнего не беру. Но опыт какой-никакой есть - многие ребята были в Афгане и то, что делалось в «Африкандии», было для них откровением, много было сравнений и обсуждений.
Если тебе именно за «балласт» обидно, тоже извини, могу даже снять слово как Times о Коране
. Вопрос изначально был о такой ли уж необходимости оператора. Только одного «потения» недостаточно и, как ты понимаешь, на задней чашке потеют чуток больше. Когда на травке круги остаются от винтов, а расстояние между «индейцами» и «нашими» 30-50 метров (уж извини, не замерял точно) при стрельбе С-5КОМ (дистанция метров 400), тебе, я так понимаю, это что-то говорит. Не потому, что «супермены», иначе в тех условиях ничего не было видно. В добавление, результаты были очень хорошие - ни одного своего, зато груда (без балды, пехота считала) «ноусеров». Дырок тоже хватает.
Вообще-то не понял, где были твои вопросы, но у меня к тебе они возникли:
1) Скажи мне, как РЕАЛЬНО ты ориентировался на 10-15 метрах будучи оператором, кроме пальцевождения ? Скажем, на «В» ? У нас это делалось при помощи GPS у командира и он вполне справлялся (ясно, в Союзе и т.п. справлялись и без GPS, тогда, конечно, «потовыделение» начиналось). Если в горах ДПМУ без GPS, то особого «потения» ИМХО быть не должно - там прилично всяких различий по ущельям (если район знаешь, конечно), а т.к. педалирует командир, то оператор может спокойно смотреть по сторонам. Потели обычно, когда район не знали или посылали делать фигню всякую без нужды, или когда «на вас смотрит вся страна» и прочее. В остальных случаях пот выступал из-за «вчерашних злоупотреблений».:)
2) В чем ЧУШЬ «около 25% обнаружения целей оператором, которых командир не видит»?
Во-первых, это сугубо мои оценки и моих друзей, дай свои, если не согласен,
Во-вторых, ты что, будучи оператором, совсем не видел ничего нового (т.е. полезного) для командира? Или наоборот, это хлопец сзади ничего не видит, а оператор - «горный орел»? Что ты этим хотел сказать?
3) Применение ПТУР без участия командира, это шутка ? Даже «разреши пальнуть» ему не говоря ?
Если серьезно, вроде если не вогнать в малое кольцо, то пуска не будет. Можно, конечно, «найти зуммер» и пустить по строительной оси, а потом пытаться увести на цель, только «народ сумлевается». Первый вопрос - зачем. Второй - при каких максимальных углах отклонения цели и ее положении относительно стр. оси и на каких дальностях сия технология работает, а также, на какой местности. Расскажи, интересно.
Буду рад, если поделишься чеченским опытом - все о БП «рулит».
Спасибо.
На тему оператора анекдот (правда, переделанный с Ан-12):
- Грубо плюхнулся Ми-24. Все живы.
- Командир бегает: «елки-палки, сейчас разборки, писанина, отстранят от полетов…»
- Бортач: «блин, все восстанавливать, с инженером объясняться, ночами впахивать…»
- Оператор: «вот сволочи, чуть человека не убили…»
Координаторам/модераторам:
Может быть, эту тему переименовать на что-то типа «Практическое применение Ми-24 всех модификаций ?» Зачем разделять мнения по одному вопросу ?