Уважаемые форумчане!
Довольно давно у меня возник один вопрос, на который сам ответить не могу.
Сравниваем данные двух ПКР---«Гарпун» A/U/RGM-84D2
Противокорабельная ракета Harpoon | Ракетная техника и «Яхонт»
Противокорабельная ракета Яхонт ( Оникс ) | Ракетная техника . Дальность действия у них почти одинаковая--- 280 и 300км, масса боевой части тоже--- 235 и 200кг. Однако ПКР«Яхонт» ---ну ооочень
большая (2,5-3т в зависимости от носителя, а в ТПК 3,9т), а ПКР «Гарпун»---пусть не очень, но
маленькая (0,742т).
Причина такого различия, естественно, в том, что ПКР«Яхонт» имеет маршевую скорость 750м/с (М=2,6-2), а ПКР «Гарпун»--- 270-290 м/с (М=0,8-0,85).
Подлетное время на максимальную дальность составляет 6-7мин для ПКР«Яхонт» и 17,3-16,1мин для ПКР «Гарпун». ГСН «Гарпуна» имеет «дальность обнаружения эскадренного миноносца с вероятностью 0,95 при полете ракеты на малой высоте и волнении моря 5 баллов составляет 40 км в ясную погоду и 23 км в дождливую, а ракетного катера - 18 и 10 км соответственно» (это было в 1990г., ракета постоянно совершенствуется).
Иначе говоря, эсминец со скоростью 30уз пройдет за подлетное время 15,5км и даже в дождливую погоду никуда от «Гарпуна» не денется, так что М=0,8 вполне достаточно. ( у «Яхонта» дальность действия ГСН 80км, но и вес побольше---89кг против 34кг у «Гарпуна»).
Для чего же разработчики «Яхонта» пошли на такое увеличение массы и стоимости (которая для ЛА одинакового назначения обычно пропорциональна стартовой массе) своего изделия? А вот для чего:
«…с высокой
сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета на участке самонаведения
резко снижает возможности по перехвату ПКР "Яхонт" даже самой развитой корабельной ПВО.» Считается, что "Яхонт" невозможно перехватить
.:: НИИЭАП: Защиты от противокорабельной ракеты "Яхонт" не существует ,
404 Not Found и т. п.
Итак, сверхзвуковая скорость нужна ПКР на участке прорыва ПВО атакуемого корабля, а на маршевом участке без нее вполне можно обойтись.
Возникает вопрос: нельзя ли создать ПКР
умеренной массы (также ракета меньшего размера имеет меньший диаметр: 0,34м «Гарпуна» и 0,7м «Яхонт», меньшее ЭПР и т. д.), но
высокой эффективности? Допустим, пристроить к ТРД J402-CA-400 (масса 44 кг, длина 76,2 см, тяга 273 кгс)
форсажную камеру (возможно, вместе с дополнительным воздухозаборником---тогда он станет турбопрямоточным). На всем протяжении полета двигатель работает как обычно, в экономичном режиме ТРД, и ракета имеет скорость М=0,8, а перед атакой включает форсажную камеру и разгоняется ниже радиогоризонта, а затем появляется в зоне действия корабельной ПВО уже на сверхзвуковой скорости М=2,5, как «Яхонт».
Крыло тоже можно сделать переменной геометрии, но, разумеется, не так, как на самолетах. Для скорости М=0,8 оптимально крыло (1) умеренной стреловидности с закругленной передней кромкой и профилем потолще, а для М=2,5--- (2) большая стреловидность, тонкий профиль и острые кромки. Можно сделать центроплан (2) и сбрасываемые консоли (1), а в консолях (они имеют заметную толщину) еще разместить дополнительное топливо.
Эта идея возникла у меня очень давно, до того, как я узнал о существовании сверхзвуковых ПКР.
Как видите, все конструктивные решения для ПКР с оптимальной скоростью полета весьма просты и лежат на поверхности. Однако мне неизвестно ничего о том, есть ли какие-нибудь разработки или проекты на эту тему.
А может быть, в моих рассуждениях имеется какая-то
ошибка и создание такой ПКР
невозможно?
Буду очень признателен специалистам Морского форума, если они выскажут свои мнения по этому вопросу.
Заранее благодарен.
С уважением, Donkey2.