Aaz: Я тут хорошо подумал, в общем вот.
По высоте полёта.
Скрытность при выходе на рубеж не требуется.
Концепция применения самолёта 2020 ориентируется на доминирование в воздухе в районе действия авиации корабля. Развёрнутый патруль (на любом удалении) имеет в своём составе и ДРЛО и истребителную компоненту. Таким образом в развёрнутом состоянии (непосредственно патрулирование) дежурная группа видит всё в зоне действия ДРЛО, и способна атаковать обнаруженные цели сама, и дать ЦУ кораблю. Первой группе (в процессе развёртывания) действительно целесообразно выйти на рубеж скрытно чтобы разведать обстановку не выдав позиции корабля. Но при этом длительность её дежурства может быть меньше, раз топлива на скрытный выход ушло больше. В целом же для непревного дежурства на рубеже скрытный выход не требуется - все воздушные сенсоры противника будут слишком далеко для обнаружения корабля со сколько-нибудь значительной точностью: радиус действия РЛС ДРЛО + удаление от корабля всегда больше радиуса действия РЛС противника (кроме космических — с ними корабль сам разбирается).
Время барражирования.
Скажем так, несколько вариантов (с макс.рубежом 500км): на рубеже 450км - 60мин, 300км - 80мин, 150км - 100мин, всё - на большой высоте (10+км). Время включает в себя все бои и прочее - за минуту до его истечения смена будет в минуте от рубежа. Конечно, если нужно порвать нечто страшное и ужасное, ради чего не жалко потерять машину, то вместо полёта назад она будет воевать до последней капли керосина. Но это особый случай с заведомой потерей машины ради [выживания, медали, ордена, победы,..]. Профили полёта — в конце опуса.
Ускорители.
Это не решение, это доктринальная установка
Максимум бортового топлива самолёта должно тратиться на его полёт, а корабль (и ускорители, как некая условная ЕГО часть) обеспечивает это. Ещё одна доктринальная установка - минимальный массогабарит самолёта. Массогабарит корабля (или наоборот количество самолётов и ресурсов для них) ОЧЕНЬ сильно зависит от этого.
Распознавание "еда-медведи".
Пределы возможностей распознавания в истребителе я уже описал. Это "ЛА с 2020" (медведи), и "все остальные" (еда). В нём несколько "опорных точек".
Первое: простая система ответа на импульс РЛС по радио (детектор излучений — часть комплекса РЭБ). Ключевое слово: простая. Например, ответ в кодом с изменением частоты и интервала. Давить такое неэффективно: частоты и время излучения заранее известны быть не могут, мощь давилки минимально затронет "правильные" частоты в правильное время — корреляция будет отличная даже по частично полученному коду. На уровне страны такое не годится совершенно по организационным причинам, а на уровне корабля с 60 ЛА — очень даже. У каждого самолёта свой набор одноразовых кодов, "все знают друг друга по ещё не упоминавшемуся имени". Набор кодов частично обновляется при каждом вылете. Конкретная реализация может быть другой, но замысел такой.
Второе: самолёты всегда в огранизованной группе. Оказаться друг у друга на линии огня они могут только в ближнем бою с групповой целью - там сработают "имена". А в остальных ситуациях аналогично ЗУР/УРВВ с АРЛГСН: в залпе они не перехватывают друг друга, хотя распознавать вообще не способны.
Третье: боезапас очень ограничен, после выполненного задания на перехват палить по своим уже просто нечем будет даже без работающего распознавания.
Может схемка и не "формально-безупречная", но по-моему вполне работоспособная и при этом простая.
Что мешает выдавать ЦУ с помощью того же ДРЛО.
Первое - мешает его незащищённость. Его совершенно необходимо защитить.
Второе - недостаточная скорость реакции. По обнаружении цели (если у нас установка "на войну") её можно немедленно атаковать средней или дальней ракетой с истребителя, либо выдать ЦУ истребителю (или нескольким) и он на максимальной скорости выйдет на ближний бой с ней. Если эта цель - ДРЛО противника, к тому же защищённый, то можно ожидать немедленной атаки своей группы по обнаружении противника. Пока ракета с корабля долетит до рубежа патруля, ЦУ уже может не быть. Даже на 5М по прямой, ЗУР с корабля прибудет на рубеж 500км только через 5 минут. Если же патрулирует группа с истребителями, то они, получив ЦУ и/или выпустив дальние/средние ракеты, могут сразу атаковать противника и с высокой вероятностью его полностью порвать (в пределах боезапаса) даже если свой ДРЛО будет уже поражён. Даже небольшая истребительная группа из трёх машин может угробить до 12 самолётов до подхода подкреплений. ДРЛО противника можно заменить на бомберы противника, танкер, группу штурмовиков, и т.п. Необходимо максимальное время реакции на события и децентрализация исполнения решений на перехват.
Многоразовость.
Подразумевается (в т.ч. в бюджете дедвейта) ресурс по топливу и ускорителям на 1000 вылетов самолётов в течение похода. На данном этапе я уложился
Дистанционное управление.
Принята концепция "централизованное управление, децентрализованное исполнение". Машины ведут бой, люди на корабле боем управляют. Но управление это на уровне ситуации (сценарии, режимы, детальное опознавание, и т.д.), а не на уровне ЦУ отдельным самолётам (хотя это может быть запасным вариантом если потерян/отсутствует ДРЛО). При определённых условиях (прямая видимость) корабль может контролировать истребители напрямую. Например, организовать ближний периметр обороны (скажем 100-150км), в котором истребители полагаются на свои РЛС. Тут опять же преимущество перед ЗУР в том что "стволы" уже на месте, и рубеж перехвата на значительно дальше - например, можно перехватывать весьма заметные носители на низкой высоте, а не малозаметные ПКР над волнами.
Операции по земле и кораблям.
Пуск ПКР по ЦУ своему либо от ДРЛО с "одобрением" (по кораблю есть время) от корабля — по-моему вполне тривиальная задача, уже решённая в ПКР (только вместо пуска самостоятельный полёт). Роль самолёта может варьироваться от простого сброса до прорыва к кораблю на малой высоте с противоракетными выкрутасами. По земле самолёт будет работать только в роли бомбовоза: доставка и сброс по заказу/условию. ЦУ для боеприпаса только внешнее. Сам самолёт ничего штурмовать не будет — тут граница между тем что можно сделать, и тем о чём пока можно помечтать. За перехватчик я бы взялся, за штурмовик — нет. Такой вот критерий
Колёса должны быть, гака быть не должно, ибо он подразумевает наличие тормозных машин, которых не будет
Один из моментов почему самолёт должен быть лёгким.
ОТВЕТЫ
Профили полёта (рубеж 500км, если не сказано иначе):
1. Дежурный я уже описал: со взлёта до посадки полёт на большой высоте (скажем, 10км). Скорость крейсерская.
2. Вариант "наращивания группы" (например, как реакцию на обнаружение противника): большая высота, максимальная дозвуковая скорость (на 500км на форсаже могут не долететь) или сверхзвук (на ближний рубеж 150-200км), потом бой и возврат экономичным профилем.
3. Скрытное развёртывание (например, атака корабля[ей] группой): низкая высота, крейсерская скорость, потом резкий (форсаж) подскок для уточнения ЦУ и пуска ракет, выход из зоны видимости/поражения на низкой высоте, и далее более экономичный профиль.
Макс.перегрузка: 20 (для доминирования в ближнем бою И ухода от средних ракет маневром).
Состав вооружения, варианты (под разные задачи):
1. 4 х Р-73
2. 2 х Р-73 + 2 х Р-77ПД
3. 1 х КС-172 (об этом ещё чуток ниже)
Пушки нет.
Бомбовозные варианты можно указать как <1т в габаритах варианта 3.
Общие компоновочные требования:
1. Масса (сухая, без оружия) до 3т, длина до 10м, высота до 3м.
2. Вооружение (все варианты) в подвесном/встраиваемом контейнере. Контейнер вбирает в себя все интерфейсы (механические, электрические,..) оружия, представляя самолёту единый интерфейс с любым вариантом вооружения, а так же конвейеру подготовки вылета с самолётом. Это очень важно для автоматизированной подготовки вылета, что в свою очередь является ключевым моментом доктрины применения самолёта для достижения доминирования в воздухе в своём районе. Ради достижения этого (стандартного контейнера) можно поступиться много чем, в т.ч. габаритами (если припрёт, конечно).
Ещё о связи наличия в списке КС-172 и контейнера: это условия по массогабариту и интерфейсу для размещения правильной РЛС ДРЛО (почти полноразмерный ERYEYE) в том же самолёте.
Состав БРЭО:
БУДЕМ РАСПИСЫВАТЬ, аналогии тут не пойдут. Рэнд мне в железе не авторитет, иначе я съем свои любимые шорты
Ф-22 вообще неудачный пример — там древнее железо 20-летней давности, т.к. проект весьма и весьма старый, причём в ассортименте, соответствующем номинальной цене. Об этом ниже выскажутся сами америкосы.
РЛС: дальность обнаружения Ф-18 - порядка 60-80км. Примеры живые с ТТХ вроде есть. Из работы по земле — только по цели размером от корвета и выше, дальность = дальности пуска соответствующего оружия (Х-31, Х-35?).
Оптика: минимум два отдельных сенсора (ИК+видимый канал + дальномер в каждом), лучше три (у меня круговой для обеих полусфер получился только с тремя — см. на рисунках). Аналог (но только не по массе!!) — вертолётные сенсоры в носовой туррели.
Радио: один тактический канал для связи внутри группы и один отдельный канал для связи с кораблём.
РЭБ: только самооборона — детектор излучений + давилка АРЛГСН.
Навигация: тактическая, и инерционная+спутниковая.
Замена пилота: мозг щедрой массой 1кг в чугунном ящике условной массой 9кг, а аналогии Ф-22 прямиком в унитаз... уж в чём, а в этом я могу постучать подкованным ботинком по трибуне без тени смущения
Не должно быть ничего лишнего.
Итого, плюс-минус км: 60кг РЛС (проплывала такая цифра вроде), 2х50кг оптика, 30кг РЭБ, 10кг замена пилота, 20кг радио, навигация 20кг, умножаем на два ради проводов, ящиков, болтов, гаек и страховки — выходит щедро отмеренных 480кг. Я думаю это потолок, можно округлить до 400 без характерного учащения пульса. И при указанных условиях (минимализм и расписанное БРЭО) я не понимяу почему за счёт более лёгких "ящиков" нельзя снизить массу до "заветных 300кг", когда это так важно.
Кстати о важности минимализма в этом деле. Вот Skunk Works тоже бодаются с многолетними "воинскими традициями" ВВС (стоимость=напичканность):
"One way of attacking
cost is to start with a cruise missile philosophy in design. When you start from this baseline, you not only design to cost from theoutset, but break with traditions commonly associated with aircraft as well. If a UCAV is as big as a fighter, there is a temptation, he says, to build in systems and subsystems (and hence, cost) – radars, for example, for onboard intelligence-collection and target identification – because the physical space is there to do so. The
cost of UAVs is driven by the engine and sensors; the airframe is cheap."