18 ноября 2005 года.
«Мы хотим участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения»
версия для печати
На этой неделе в Москве побывал министр обороны Индии Пранаб Мукерджи. Целью поездки было участие в пятом заседании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Перед отъездом из российской столицы Пранаб Мукерджи ответил на вопросы обозревателя «Времени новостей» Александра Ломанова.
-- Индия — давний покупатель российского оружия. Однако многие эксперты указывают, что потребность Индии в импорте вооружений снижается. Каким вы видите будущее военно-технического сотрудничества двух стран?
-- Оно будет по-прежнему устойчивым. Россия — крупнейший поставщик оборонной продукции в Индию, и я не предвижу каких-либо изменений такого положения дел в ближайшие годы. Ныне реализуются контракты на сумму около 9 млрд долл. Многие закупки, например самолеты Су-30МКИ и танки Т-90, будут продолжаться в течение нескольких лет, эта техника будет производиться по лицензии в Индии.
Наше оборонное сотрудничество будет расширяться и углубляться по мере того, как мы будем продвигаться от отношений "продавец--покупатель" к совместному проектированию, разработке, производству и маркетингу. Ракета «Брамос» — прекрасный пример того, чего могут достичь Индия и Россия, когда они сообща работают над производством высококлассного оружия.
-- Москва хочет подписать с Индией соглашение о защите интеллектуальной собственности в оборонных технологиях. Когда это произойдет?
-- Работа над текстом соглашения завершена. Мы подпишем его во время визита нашего премьер-министра в Россию в следующем месяце.
-- Снимет ли это претензии наших специалистов, которые порой выражают недовольство тем, что индийская сторона рекламирует на международных выставках проекты с российскими составляющими, не согласовав это с россиянами?
-- Соглашение будет относиться не только к продукции совместных предприятий, но и к продукции, которую мы будем закупать. Ретроспективного применения у соглашения нет, оно направлено только в будущее. Если мы разработаем какую-то продукцию, добавив некоторое компоненты, это должно делаться с согласия производителей изначального продукта.
-- Как продвигается обсуждение планов участия Индии в российской программе создания истребителя пятого поколения?
-- Наши военно-воздушные силы и производственные предприятия в этой сфере хотели бы участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения — начиная от выработки концепции и проектирования, исследования и разработки до совместного производства, включая наше финансовое участие. Об этом мы попросили вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова. Это не должно быть просто финансовое участие в совместном производстве. И это не должен быть прямой импорт из России. Вот наша цель. ОКБ Сухого уже провело презентацию для индийских ВВС, а в среду для нас это сделала корпорация «МиГ». Я посоветовал им также сделать презентацию для наших ВВС. У нас выгодное положение, мы можем сравнивать.
-- Если переговоры с российскими фирмами не будут успешны, Индия готова говорить об истребителе пятого поколения с другими странами?
-- Пока я не думаю об этом. Я вполне уверен, что у нас есть все инструменты для того, чтобы выработать тот механизм, о котором я сказал.
[Всё об истребителе]
-- Были сообщения, что в ходе визита в Москву вы обсуждали разработку атомных силовых установок для индийских подводных лодок...
-- Это не так. Мы говорили об обычных подводных лодках. Если точнее — о дизель-электрических лодках «Амур».
-- Каким вам видится будущее индийского ВПК? Сможет ли Индия превратиться в экспортера оружия?
-- Наши военные и внешнеполитические цели ясны: никаких территориальных притязаний, никакого экспорта идеологии. В сфере ВПК мы бы хотели быть самодостаточными, то есть быть в состоянии ремонтировать и производить технику, соответствующую запросам времени. Мы хотим, чтобы у наших вооруженных сил были технологически совершенные и современные системы.
Преждевременно говорить о том, в каких областях Индия могла бы стать крупным экспортером вооружений. Наша основная цель — удовлетворить собственные запросы. Например, мы обсуждали с российской стороной планы совместного производства среднего транспортного самолета. России нужно 100 таких самолетов, Индии — около 45. Мы подсчитали, что даже это количество будет экономически оправданно и этой программой надо заниматься. Планов расширения производства этой машины на экспорт у нас пока нет.
-- Летом этого года Индия стала наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества. Как вы относитесь к призыву ШОС в адрес США определиться с графиком вывода военных баз из Средней Азии?
-- Индия как наблюдатель не участвует в процессе принятия решений ШОС. Потому я предпочел бы не комментировать конкретные призывы, с которыми выступила организация. Индия поддерживает цели ШОС в стимулировании экономического сотрудничества, обеспечении стабильности в регионе, борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. Наша страна стремится играть в ШОС конструктивную и активную роль.
-- Отношения вашей страны с Китаем стали теплее. Заинтересована ли Индия в проведении военных учений вместе с Россией и КНР?
-- Совершенно очевидно, что наши отношения с Китаем, особенно торговые, улучшаются. Мы обменялись визитами министров обороны и начальников штабов, провели с Китаем совместные военно-морские учения. С Россией мы тоже провели крупномасштабные сухопутные и военно-морские учения. Они состоялись в Индии совсем недавно, в октябре. Мне неизвестно о предложениях и тем более об обсуждении планов трехсторонних военных учений с участием Индии, России и Китая.
-- В этом месяце Индия провела беспрецедентные совместные учения с ВВС США, в них были задействованы истребители Ф-16 и летающие разведчики АВАКС. Дели меняет стратегические приоритеты?
-- За последние несколько лет у нас были сухопутные, военно-воздушные и военно-морские совместные учения с США. Таким образом, недавние учения ВВС не представляли собой ничего необычного. Ранее я упомянул о крупномасштабных совместных учениях с Россией. Наши военно-морские силы регулярно проводят в регионе Индийского океана учения с ВМС Франции и таких стран, как Сингапур и Таиланд. Эти учения не направлены против других стран.
-- Этим летом вы призвали США снять ограничения на сотрудничество в ядерной сфере, утверждая, что они мешают Индии стать стабилизирующей силой в Азии. Видимо, речь идет и о расширении закупок в США военных технологий и оружия?
-- В июле 2005 года в совместном заявлении Индии и США признано, что Индия — как ответственное государство с развитыми ядерными технологиями — должна пользоваться теми же выгодами и преимуществами, какими пользуются другие государства с развитыми ядерными технологиями. Как следствие, мы думаем, что возобновление нами торговых сделок с мирными ядерными технологиями и товарами со всеми странами мира — достижимая цель. Она предполагает отмену запретов на получение технологий, жертвой которых до сих пор была Индия. Это не только снимает препятствия к полномасштабному развитию связей между Дели и Вашингтоном, но также учитывает долгосрочные потребности Индии в энергии, дефицит которой она испытывает. Между упомянутым соглашением и поставками военных технологий и оружия из США в Индию прямой связи нет.