27 февраля:
-1887 год, (15 февраля по ст.стилю) в семье офицера-воспитателя Нижегородского кадетского корпуса родился Петр Николаевич Нестеров, русский военный летчик, штабс-капитан, основатель высшего пилотажа в России. Разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками. Построил планёр собственной конструкции. Разработал проект самолёта, постройку которого завершить не успел. Нестерову принадлежит знаменитая фраза: "В воздухе самолету везде есть опора". Во время Первой мировой войны совершил 7 боевых вылетов. Погиб в воздушном бою 08.09.1914 г., впервые применив воздушный таран. Посмертно награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. В 1995 г. в России для награждения военнослужащих ВВС за личное мужество и заслуги в освоении авиационной техники учреждена медаль Нестерова;
-1904 год, родился И.В.Остославский, ученый-аэродинамик.
-1907 год, родился конструктор авиационного вооружения И.И.Торопов;
-1910 год, родился лётчик-бомбардировщик А.Г.Важинский, Герой Советского Союза (1945), майор. Участник Великой Отечественной войны с июля 1943 г. Воевал в составе 6 бап, был командиром эскадрильи. Совершил 116 боевых вылетов на разведку и бомбардировку. До 1947 г. служил в ВВС;
-1920 год, родился лётчик-истребитель А.К.Рязанов, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945), заслуженный военный лётчик СССР (1967), генерал-майор авиации (1970). Участник Великой Отечественной войны июня 1941 г. Воевал в составе 4 иап. Совершил 509 боевых вылетов, сбил лично 31 и в группе 16 самолётов. После войны был на командных должностях в ВВС и ПВО;
-1923 год, родился лётчик-штурмовик А.Н.Юльев, Герой Советского Союза (1946), гвардии лейтенант. Служил инструктором в запасном полку. Участник Великой Отечественой войны с июня 1944 г. Воевал в составе 45 гв.шап. Совершил 140 боевых вылетов. После войны до 1949 г. служил в ВВС;
-1935 год, летчик-испытатель И.И. Лагутин поднял в воздух первый серийный истребитель И-14 производства завода №125 в г. Иркутске;
-1938 год, родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР А.С.Мелешко;
-1947 год, успешно прошел государственные испытания первый отечественный ТРД ТР-1 А.М.Люльки;
-1954 год, на Ми-4 погиб экипаж летчика-испытателя В.Г.Стародубцева;
-1965 год, состоялся первый полет опытного самолета Ан-22 «Антей», экипаж Ю.В.Курлина. 15 июня он прибыл на авиасалон в Ле Бурже. В 1966 г. Ташкентский авиазавод изготовил первую серийную машину. В 1969 г. самолеты стали поступать в военно-транспортную авиацию. Серийный выпуск продолжался до 1975 г. На этом самолете установлен 41 мировой рекорд (в том числе 12 экипажем М. Л. Попович);
-1980 год, умер заслуженный штурман-испытатель СССР В.И.Наумов;
-1989 год, погиб летчик-испытатель Б.В.Савинов. За период работы в должности лётчика испытателя в ОКБ им. М.Л.Миля провёл большое количество лётных испытаний всех видов сложности на практически всех существующих в ОКБ типах вертолётов (Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10к, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ми-34), провёл испытания по 130 программам с общим испытательным налётом 1457 часов, при общем налёте 3845 часа(на Ми-34). Погиб при выполнении испытательного полёта на Ми-34;
-2001 год, на завод «Полет» доставлен для ремонта фюзеляж потерпевшего под Омском аварию самолета Ан-70.
28 февраля:
-1885 год, создана первая в России кадровая воздухоплавательная команда. Командир А.М.Кованько. Начало военного воздухоплавания в России;
-1916 год, родился летчик-испытатель В.Г.Соловьев;
-1916 год, родился Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.Г.Иванов, полковник. Работал инструктором в аэроклубе. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. С августа 1943 г. на испытательной работе в НИИ ВВС. Испытывал самолёты Ла и Як. Был ведущим лётчиком по испытаниям МиГ-19;
-1917 год, родился ученый в области авиакосмической медицины В.Г.Терехов;
-1938 год, тремя самолетами под командованием пилотов А.Д.Алексева, П.Г.Головина и Г.К.Орлова с затертых льдами на Крайнем Севере ледоколов «Седов», «Садко» и «Малыгин» в Тикси было доставлено 184 человека;
-1940 год, состоялся первый полет ракетопланера РП-318-1 С.П.Королева с включением ЖРД на высоте (летчик В.П.Федоров). Планер буксировался самолетом Р-5 на высоту 2800 м, отцеплялся и при горизонтальном планировании на высоте 2500 м. при скорости 80 км/ч включался ракетный двигатель;
-1941 год, погиб летчик-испытатель С.Н.Афанасьев (на МиГ-3);
-1942 год, проведено испытание штурмовика Су-6(СА) с мотором М-71, летчик А.К. Долгов;
-1943 год, первый полет истребителя Як-1М (в серии Як-3), П.Я.Федрови;
-1946 год, первый полет самолета Рипаблик F-84 «Тандэрджет»;
-1958 год, Постановление СМ СССР №1013/482 о прекращении работ над бомбардировщиком «98»;
-1981 год, на заводе НАПО им. Чкалова завершено серийное производство самолета Су-15УМ;
-1988 год, в США завершен кругосветный перелет с четырьмя посадками на административном самолете «Гольфстрим» (37092 км за 36 часов 8 минут 34 секунды).
29 февраля:
-1932 год, родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР Ю.И.Юмашев. Окончил Энгельсское ВАУЛ, Московский авиационный институт. Лётчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева; участвовал в испытаниях ЗМ, М-4. В 1959 в качестве второго пилота установил 7 мировых авиационных рекордов скорости на М-4. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях. Погиб 19 сентября 1977 года при выполнении испытательного полёта на Су-24;
-1932 год, родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР Б.И.Юмашев. Окончил Энгельсское ВАУЛ, Московский авиационный институт. Лётчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева; участвовал в испытаниях 3М, М-4. В 1959 в качестве второго пилота установил 10 мировых авиационных рекордов грузоподъёмности на М-4. Провёл много испытательных работ на самолётах-истребителях: по испытания и доводке двигателей на Су-7, Су-9, Су-11; лётные исследования устойчивости и управляемости на Су-7ЛЛ с изменяемыми характеристиками систем управления, а также ряд работ по испытанию самолётного оборудования на Ан-12, Ил-18, Ту-16, Ту-104. Умер 26 июля 2002 года;
-1968 год, в районе Братска Ил-18Д, выполняя рейс Красноярск-Петропавловск, по неизвестным причинам начал экстренно снижаться с высоты 9000 метров и разрушился в воздухе. Погибли 82 человека;
-1980 год, экипаж Г.Воронченко выполнил перелет Ту-144 (борт СССР-77144) в Монино и посадку на грунтовой аэродром.
1 марта:
-1900 год, родился лётчик-испытатель А.А.Ульсен. В начале 1920-х эмигрировал в Советский Союз. Окончил Качинскую ВАШЛ, Серпуховскую высшую авиашколу воздушного боя. Поднял в небо и провёл испытания головного МБР-2, МБР-5. Испытывал серийные МБР-2. Незаконно репрессирован в 1937 году, в 1943 году умер в лагере;
-1912 год, А.Берри в Сент Луисе (США) выполнил первый прыжок с парашютом с самолета. Он прыгнул с высоты 460 метров, покинув аэроплан, который пилотировал Энтони Яннус;
-1914 год, беспосадочный перелет Киев-Одесса П.Н.Нестерова с механиком Руденко (480 км за 3 часа 9 минут) на Ньюпоре-IV;
-1937 год, родился А.И.Кнышев, Первый заместитель Генерального директора, Лауреат Государственной премии, Заслуженный конструктор России (Су);
-1946 год, родился Герой Украины, Заслуженный летчик-испытатель CCCР А.В.Галуненко;
-1947 год, родился летчик-испытатель А.П.Вуйкив. Окончил Ейское ВВАУЛ. Испытывал серийные МиГ-23УБ (1976-1977), МиГ-27 (1976-1977) и их модификации. Погиб 13 октября 1977 года при выполнении испытательного полёта на самолёте МиГ-27;
-1949 год, состоялся первый полет самолета противолодочной обороны AVRO 698 Шеклтон;
-1957 год, в подмосковном г. Жуковский образован филиал московского НИИ-17. Через год, в 1958 г., филиал преобразован в самостоятельное конструкторское бюро (ОКБ-15) под руководством В. В. Тихомирова, занимавшееся разработкой радиолокационных прицелов для самолетов (ныне НИИ приборостроения имени В. В. Тихомирова);
-1957 год, состоялся первый полет палубного самолета ДРЛО Grumman E-1 Tracer;
-1959 год, первый полет высотного самолета Як-25РВ, В.П.Смирнов;
-1982 год, завершены войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24 (II этап);
-1998 год, в соответствии с указом Президента РФ от 16.07.1997г. сформировано управление главнокомандующего Военно-воздушными силами. Главнокомандующим ВВС назначен генерал-полковник А. М. Корнуков. С декабря 1998 г. переименовано в Главное командование ВВС.
2 марта:
-1925 год, Pеввоенсоветом Pеспублики введено единоначалие в армии. В целях укрепления авторитета командира и поднятия боевой готовности Председателем PВСP М. В. Фрунзе подписан приказ «О введении единоначалия в Красной Армии». По этому приказу командиры (начальники) наделялись всей полнотой власти по отношению к подчиненным и несли полную ответственность за все стороны жизни и деятельности войск. Введение единоначалия явилось одним из важных элементов военной реформы 1924—1925 гг;
-1931 год, родился М.С.Горбачев, помощник комбайнера в Ставрополье, ставший Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Совета Обороны, первым и последним Президентом СССP. Вошел в историю как инициатор перестройки, огласивший туманные идеи «ускорения», «социализма с человеческим лицом», «нового мышления»; автор антиалкогольной компании, оскорбительной для народа, подорвавшей экономику страны, но обогатившей теневых производителей и продавцов спиртного; при его попустительстве, как Президента и Верховного главнокомандующего, впервые началось распространение в обществе резких антиармейских выступлений, целенаправленный развал Вооруженных Сил, подрыв единства и морального духа военнослужащих; «узник Фороса»; для Запада - «Горби» и почетный иностранец и лауреат Нобелевской премии мира;
-1932 год, образовано ОАО "Балашихинский литейно-механический завод". На полную мощность завод начал работать с 1939 г., обеспечивая авиационными колесами, тормозами и агрегатами управления все авиационные заводы страны. В настоящее время завод является крупнейшим российским производителем фасонного литья из титановых, магниевых, алюминиевых сплавов;
-1933 год, погиб летчик-испытатель Г.Д.Луганский (на Р-6);
-1934 год, В.П.Чкалов в пяти полетах подтвердил соответствие опытного И-16 требованиям. Было выполнено 75 срывов в штопор и отметили, что в плоский штопор не входил, а из обычного достаточно легко выводился;
-1935 год, в Москве в Центральном Доме Советской Армии открылась Всесоюзная конференция по применению реактивных летательных аппаратов для освоения стратосферы;
-1936 год, родился начальник космодрома Байконур генерал А.А.Шумилин;
-1944 год, Запорожский авиаремонтный завод получил статус союзного завода "478" НКАП;
-1945 год, родился летчик-испытатель А.П.Пугачев;
-1947 год, родился Герой Pоссийской Федерации, Заслуженный летчик-испытатель СССP А.Н.Кнышов. С 1975 – на лётно-испытательной работе в ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания самолётов Ил-96-300 (28.09.1988, второй пилот), Ил-76МФ (1.08.1995), Ил-96Т (16.05.1997, второй пилот). Принимал участие в испытаниях самолётов Ил-78, Ил-86, Ил-96МО, и многих других;
-1949 год, первый в истории авиации беспосадочный перелёт вокруг света; Американский бомбардировщик Boeing B-50A, взлетев с техасской авиабазы Carswell AFB, облетел земной шар и приземлился там же спустя 94 часа 1 минуту. Для этого ему потребовалось 4 дозаправки в воздухе;
-1952 год, родился Е.В.Липилин, летчик-испытатель;
-1954 год, состоялся первый полет серийного МиГ-19 на Нижегородском авиазаводе;
-1955 год, первый полет истребителя-бомбардировщика Dassault «Super Mystere B-1»;
-1969 год, первый полет сверхзвукового лайнера "Concorde". С экипажем из четырех человек под руководством шеф-пилота фирмы «Аэроспасьяль» Андрэ Турка. Скорости звука он впервые достиг 1 октября 1969 г ;
-1994 год, учреждена медаль Нестерова. И ряд других орденов и медалий. Указ Президента Pоссийской федерации № 442 «О государственных наградах PФ». Медалью Нестерова награждаются военнослужащие Военно-Воздушных Сил, авиации видов Вооруженных Сил, родов войск, пограничных и внутренних войск Pоссийской Федерации, летный состав гражданской авиации и авиационной промышленности за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Pоссийской Федерации, при несении боевой службы и боевого дежурства, на учениях и маневрах, за особые заслуги в освоении, эксплуатации и обслуживании авиационной техники, высокое профессиональное мастерство самолетовождения, за отличные показатели в боевой подготовке и воздушной выучке.
Это сообщение редактировалось 18.03.2007 в 08:17