101: Дело не в численном перевесе, а в информационном преимуществе НАТО.
Вот с этим полностью согласен. На Западе сегодня слова "situational awareness" (Знание обстановки вокруг) - это наверное самый популярный термин в авиационных кругах. В России иногда, к сожалению, даже некоторые любители авиации недооценивают этот момент. Помню, кто-то раз рассказывал о своей беседе с американским пилотом Ф-15Е, который был очень удивлен вопросом своего русского собеседника, в котором содержался явный намёк на превосходство Ф-15С над Ф-15Е в качестве истребителя. Американец совершенно убежденно ответил, что Ф-15Е сильнее Ф-15С в любой области, в том числе и как истребитель. А основное превосходство Ф-15Е лежит естесственно вовсе не в ЛТХ, а в авионике, что в первую очередь означает именно "situational awareness". И это тоже очень существенная часть боевого потенциала самолета. Общеизвестно, что асы всех времен и народов сбили большинство своих жертв тогда, когда те их не видели. Я читал, что даже не все асы были крутыми пилотажниками. Зато все они были хорошими охотниками и как совершенно верно подметил Дм. Журко, предпочитали бить "лежащего", то есть не видящего их противника. Потому-то пилот Ф-16, например, имеет ни с кем другим несравнимую возможность обзора, которая наголову лучше, чем даже в Ф-15. А авионика выручает его там, где собственное зрение бессильно.
Вот вам кое-что, чтобы получить представление о том, что пишут об этом американцы.
Situation Awareness in Air Combat
by Peter Grining, 2000
Air combat is largely the art and science of ‘situation awareness’. This can be defined as knowing what the enemy is doing and denying the enemy similar information. 75% of air combat is decided because the target did not see what shot them down. Targets must be detected, the information passed to fighters, the intercept made and weapons fired.
Знание обстановки в воздушном бою.
Воздушный бой – это в большой степени искусство и наука знания обстановки вокруг. Это означает знание того, что делает противник и в то же время способность помешать противнику иметь такое же знание о вас. Примерно в 75% случаев успех в бою был достигнут благодаря тому, что противник не видел кто сбил его. Цели должны быть обнаружены, информация передана истребителям, перехват осуществлен и огонь открыт.
Advanced Fighter Tactics Introduction
Flying BFM or 1-versus-1 air combat in the F-16 is a wonderful thing! The F-16 is a small, highly maneuverable fighter that can dominate most other jets in a fight. You must be aware, however, that maneuvering at high Gs to get to the bandit's 6 o'clock is not the objective of the fight. Fighter pilot were born to kill the enemy and to survive. To kill the enemy, you must use your weapons. The best air-to-air engagements are brutal ambushes of the enemy. One minute the bandit is flying along nice and relaxed - the next minute your missile hits him and his body parts are flying formation with pieces of his jet. A sustained maneuvering fight can be very unhealthy in modern aerial combat. As you go around and around with the bandit, other pilots are attracted to the fight like moths to a flame. You may be winning the fight you are aware of while you are losing a fight you don't even know you're in. For this reason, you should shoot every time you get in parameters on the enemy and end the fight quickly. The life you save will be yours.
Введение в тактику истребителя на продвинутом уровне.
Выполнение основных маневров истребителя или бой один-на-один в Ф-16 это замечательное занятие. Ф-16 это небольшая, высокоманевренная машина, которая в бою превосходит большинство других истребителей. Надо помнить, однако, что маневрирование с большими перегрузками чтобы зайти в хвост противнику не является само по себе вашей целью в бою. Задача летчиков-истребителей состоит в том, чтобы уничтожить противника и выжить самому. Чтобы уничтожить противника вы должны использовать своё оружие. Самый лучший вид воздушного боя – это засада. Вот противник летит и всё у него в порядке, а в следующее мгновение ваша ракета поражает его самолет и всё, что осталось от него, это части тела и обломки самолета, падающие вперемешку вниз. Продолжительный маневренный бой на современных истребителях очень вреден для вашего здоровья. Пока вы нарезаете круги с вашим противником, другие пилоты слетаются к месту боя как моль к огню. И вы можете, например, побеждать в том бою, на котором вы сосредоточены, но в то же время вы можете проигрывать в другом бою, о котором вы даже не подозреваете. По этой причине, как только вам удастся захватить цель в пределах требуемых параметров, немедленно открывайте огонь и кончайте схватку поскорее. Жизнь, которая будет спасена таким образом – это ваша жизнь!