Ну, что, панове, уважим пожелание уважаемого Хана обсудить этот топик? Я вот перенес сюда начало этой дискуссии из другой ветки. Материал есть, ранее не приводившийся, и человек свежий есть, к тому же профессионал.
Хан: А когда шановный был придуман МиГ-21?
-- А точь в точь, когда и Мираж 3, вельможный! МиГ-21 полетел в 1958-59 гг, а Мираж 3 в 1960 г.
Хан: Дани по своему прав, он к другому привык.
-- Вот тут я, пожалуй, могу согласиться. Привычка, действительно великая вещь.
Хан: а я вот залез в кабину Элбитовскую (увы не 50х годов и сам себе сказал: Уйня, особенно обратная индикация и авиагоризонт. Хотя другой мой молодой коллега уже привык и хвалит.
-- Вот видите, я же сказал – привычка, великое дело.
Хан: Но ему не приходится вываливаться на цель из облаков, где с вашей индикацией можно убиться на раз.
-- Ну так каждый к своим условиям и приспосабливается. Наверное, глупо было бы критиковать Израиль за отсутствие снегоуборочных машин, не так ли?
Благодаря безоблачному небу с прекрасной видимостью, Израиль даже позволял себе, в своё время, без радаров в самолях обходиться. Так что, усё хоккей!
Хан: Не поняли моего вопроса и подколки. Не могут одновременно уживаться качества бомбера и истребителя в равной превосходной степени, если бы ты промотылялся у земли в течении пол-часа в турбулентных потоках то понял бы о чем я. И понял бы, что плавность полета-намек на УТЮГ.
-- Ну почему же не понял вопроса, когда я и сам написал почти слово в слово, то же самое что и вы тут? А когда летчик говорил о плавности полета, он ведь не сказал на какой высоте! По мне, он говорил о средних высотах.
Хан: Подозрение на нагруженное крыло!
-- Да, действительно. Мы совсем позабыли о птичках:
Удельная нагрузка на крыло у Кфира С7 – 55 фунтов/кв.фут.
У Миг-21Ф-13 — 65.7 фунтов/кв.фут.
В обоих случаях, значения относятся к боевому весу.
Так что, вельможный, летчик, похоже, таки глаголил не о малых высотах. Это раз. Ну а кто же всё-таки утюг, по удельной нагрузке на крыло? Это два!
Analitik: В-третьих, какое отношение имеет помпажирование у Миража к его дельтовидному крылу?
Хан: Действительно какое? Причем здесь газодинамическая устойчивостьь силовой установки с не очень удачными боковыми ВЗ? Зачем все в кучу лепить? Или вам просто нравится до_вываться к ответам?Там все ясно было что Ф-4 слаб на малых скоростях по аэродинамике а Мираж по движку.
-- Помпаж у Миража – любимая тема для многих. А вот оказывается у МиГа-21 с движком тоже не всё в порядке было. Ознакомьтесь, господа!
“MiG Aircraft Since 1937” by Gunston & Gordon.
By 1957 Tumanskiy could offer the R-11F-300 which was not only more mature but also had an improved afterburner. Dry and afterburning ratings were increased to 3,880 kg (8,550 lb) and 5,740 kg (12,650 lb), respectively. An upright rectangular door on each side of the nose was introduced. These doors were automatically opened inward very quickly by a hydraulic ram as soon as yaw angle (sideslip) reached a critical value, as sensed by the air-data system. This was intended to avoid compressor stalls, which had been violent enough to break off blades. In fact, despite these doors, many thousands of sub-sequent MiG-21s were to suffer from compressor stalls during combat maneuvers.
Всё переводить неохота, да и думаю большинство в состоянии понять текст сами. Вот разве что эту ключевую фразу можно привести:
[Специальные створки были установлены] чтобы избежать внезапных остановок компрессора, создававших столь большие перегрузки, что ломались лопатки турбины. Но даже несмотря на эти створки, имели место тысячи случаев, когда МиГ-21 попадал в беду во время выполнения боевых маневров из-за остановок компрессора.
Хан: А я знаю про случай когда звено Ф-4 выпустило по безоружной спарке МиГ-21 11 ракет и без результатов и это из учебника а не поп.литературы и мемуаров ястребов. Да, от умения!!!
А чего ж тогда такие молодцы толпами в плену оказались, сами попадали?
-- Многоуважаемый Хан! Вынужден вас огорчить. И этот случай был описан в поплитературе, товарищем Ильиным. На спарке были русский инструктор и вьетнамский курсант. Только бой не окончился «без результатов». Результат был.
Вот этот случай:
«В сентябре 1972 года произошел единственный воздушный бой, в котором с вьетнамской стороны против "Фантомов" действовал советский летчик. На двухместном учебно-тренировочном самолете МиГ-21УС, не имевшем вооружения, вьетнамский летчик-истребитель и советский инструктор отрабатывали технику пилотирования. На удалении 8 км от своего аэродрома они получили предупреждение о приближении на малой высоте звена "Фантомов". К этому времени в баках МиГа оставалось лишь 800 литров топлива. Стремясь выйти из-под удара, летчик-истребитель выполнил бочку со скольжением, чем сорвал атаку первой американской пары. Затем МиГ-21УС был дважды атакован самолетами второй пары противника, однако на форсированном вираже он вновь ушел из-под удара, и ракеты прошли мимо. Третья атака американцев также оказалась безрезультатной, но энергичное маневрирование МиГа у самой земли с включенной форсажной камерой съело пос-ледние остатки топлива, и экипаж принял единственно верное решение – катапультироваться. Во время набора высоты двигатель самолета неожиданно остановился, и в этот момент в МиГ попала ракета, выпущенная с F-4. К счастью, экипажу удалось благополучно приземлиться на парашютах».
Ну а в плен очень редкие молодцы попадали из-за зубастых МиГ-21. Всё больше из-за зенитных средств!
Analitik: Между прочим, именно так и предпочитали действовать израильтяне на Миражах против МиГ-21.
Хан: Да? Так они что малообразованные? На вертикаль бой переводит летчик самоля уступающего в характеристиках виража и имеющего преимущество в разгонных характеристиках и энергии ( На вертикалях) .
-- Назипыч, братан! Ознакомься, из той же книги! Ради тебя не поленюсь даже перевод сделать. И чего это я у тебя такой улюбленный?
The Mirage III was conceived at about the same time, and as a response to the same type of threat, as the MiG-21. With the fast, high-flying bomber the main threat, the Mirage III was developed as an interceptor. The delta wing planform was adopted for its high-speed, high-altitude qualities. It was intended to climb fast and intercept rapidly.
Although designed as an interceptor, it was as a tactical fighter that the Mirage achieved fame. The view out was considerably better than from the MiG-21. The Mirage handled very nicely and was definitely a pilot’s airplane. The standard tailless delta faults were that take-off and landing runs were longer than they need have been plus speed bled off alarmingly in hard turns and the Mirage IIIC was somewhat inferior to the MiG-21 in turning ability. On the other hand, the speed loss attendant upon hard turns could be used to advantage to force an overshoot. The Israeli Air Force taught a sudden, vicious pitch-up as an evasion maneuver. The tremendous speed loss almost invariably forced an attacker to overshoot, but it left the defender out of airspeed and vulnerable to a further attack.
In fact, the Israeli pilots preferred to use the classic slashing attacks wherever possible, and avoided turning in most cases.
Мираж был задуман примерно в то же время [что и МиГ-21] в ответ на ту же угрозу – быстрый, высотный бомбардировщик. Поэтому Мираж создавался как перехватчик. Дельтовидное крыло было выбрано благодаря его характеристикам при полете на высокой скорости на больших высотах. Мираж должен был набирать высоту и осуществлять перехват быстро. Однако, хотя Мираж был создан перехватчиком, свою славу он заработал в качестве фронтового истребителя. Обзор из его кабины был гораздо лучше, чем у МиГа-21. Мираж управлялся очень хорошо и определенно был любимцем у пилотировавших его летчиков. Характерными недостатками дельтовидного крыла в сочетании с отсутствием горизонтального оперения в хвосте были более длинный, чем желательно, пробег по ВПП на взлете и при посадке, а также большие потери в скорости при крутых разворотах и плюс Мираж уступал МиГу-21 в радиусе разворота. С другой стороны, большая потеря скорости на крутых виражах использовалась в пользу Миража. В ВВС Израиля летчиков учили неожиданно и очень резко задирать нос самолета (если я правильно понимаю значение термина
‘pitch-up’. Хотя я где-то в другом месте читал, что для резкого торможения, с этой же целью, выпускались тормозные щитки.) в качестве маневра чтобы сбросить со своего хвоста преследующего противника. Огромная потеря скорости, в результате такого маневра, неизбежно приводила к тому, что противник проскакивал мимо, хотя и преследуемый оставался без скорости, что делало его уязвимым к атаке кем-то другим.
Фактически, израильские летчики предпочитали использовать классические прямые атаки (колющие как рапирой), всегда, когда это было возможно и старались избегать борьбы на виражах в большинстве случаев.
Хан: Имелось ввиду заметное преимущество и критерий " стоимость-эффективность" ( надоел он уже этот критерий и одно и тоже обьяснять).
Я прекрасно понимаю, что вы хотите сказать. Но для меня гораздо важнее фактор аварийности. Мне гораздо важнее, чтобы вы, Назипыч, вернулись домой живым и здоровым в случае отказа движка, по любой причине, а деньгами человеческую жизнь не оценить. И касается это не только вас, а всех пилотов, потому пусть ваши инженеры идут со своими расчетами в задницу.
Хан: А чего ж тогда хранцузкие самоли по ИКАО в футах летают? И даже аэропорт Мехрабад?
Потому как англоамериканское засилье в мире, Назипыч! Влияние у них, окаянных, большое!
Хан: Неа, забыл или не знал, в союзе же все безграмотные были, особенно тупые,храбрые и здоровые ледчики.
Ну, Назипыч, клоунада – это хорошо и весело, но всё же меру надо знать. Зачем так уж юродствовать?
Analitik: Это ваши домыслы.
Хан: А это уже вызов с Вашей стороны.
А вы уподобляетесь одному домашнему животному которое высунув нос из будки и увидев новый для себя горизонт начинает лаять соответственно полученному кругозору. А кто-то лает с балкона, он еще больше видит. А домашние породы еще и телек смотрят и думают что водят хозяина на поводке. Без обиды, сам выпросил.
-- Да какая может быть обида? Мы ж братаны! Может в гости к вам напрошусь даже. На рыбку съездим вместе. Хохлушки у вас, опять же, говорят очень аппетитные!
Назипыч! Ну обманула вас Советская Власть. Чисто технические вещи могли ещё до вас донести, но потери – упаси боже, это уже высокая политика! Ни к чему пилоту знать такие вещи. Может моральный дух подорвать. Зачем вам это? Это не ваш, не советский подход к делу. У вас происходит всё только в соответствии с генеральной линией партии и никаких уклонов – ни влево, ни вправо, иначе сразу огонь на поражение. Обманули вас, как пить дать. Это как ибашникам говорят, что цель натовская будет до них поражена стратегами (чтоб веселее у ибашников на душе было), а стратегам бодрость духа поднимают, сообщая им, что до них цель окаянную ибашники разнесут в щепки. И все счастливы, и довольны. И благодарны родной партии и Советскому правительству, а также персонально дарагому товарищу Леониду Ильичу Брежневу за такую заботу! Было такое? То то же!
Аналитик: А тактика что, заканчивается перед началом боя? А потом тактика не нужна? Странные вещи говорите. Весь бой, от начала до конца – это тактика. Каждый старается использовать свои преимущества и не дать противнику реализовать его сильные стороны.
Хан: Нет дорогой, не кончается и никто этого не говорил, а речь о тактическом преимуществе в начале боя.
Для сравнения это когда тебя в подьеде из-за угла оуярили дубиной внезапно, поможет тут твое исскуство рукопашного боя?
Назипыч, некорректный пример даёте. После дубины вы в полном отрубоне пребываете, а после первой удачной атаки противника, бой ещё не закончен, он только начинается. Многие самоли уцелели и продолжают сражаться храбро и умело, как и подобает достойным сынам своей великой Родины.
Хан: Но ведь сыр-бор разгорелся из-за ударного варианта Кфира, о его супернагрузке в ударном варианте...
-- Усё так. Но для ентого нам самое важное – скока бонб он волокёт, пёс шелудивый. А вы сосредоточились на длине разбега. Оно, конечно, длина тоже важна и чем короче, тем лучше (в отличие от другого, хорошо всем нам известного случая, когда чем длиннее, да ещё и толще, тем лучшее). Но главное, в нашем случае – выяснить вопрос про бонбы. А вот этого нам как раз выяснить так и не удалось пока.
Хан: А я имел ввиду есче и то ,што МиГ-27 никто не пытался изобразить истребителем. Это туповатый в качесве истребителя бомбер.
--Насчет МиГа-27 вам виднее, хотя я вам могу тут поддакнуть. Но вот Кфир истреблятелем остался. И скорость 700 (или 750) я для него приводил.
Хан: А как про переворот с высоты 600м? Тоже мой вопрос обидел?
-- Да нет, ну какие обиды меж своими. Мы же с вами почти братья. Вы вообще, по еврейскому закону – еврей, так как у нас по материнской линии определяется. Так что вы имеете полное право на репатриацию в землю обетованную.
Ну, а насчет переворота с высоты, то уй его знает, могёт быть, что перевел неверно. Беда с этими терминами вражескими. Так и норовят запутать русскоговорящего.
Хан: Сань, да не щелкал никто никого, уж ты то изучал опыт бд, в отличие от ребят-любителей авиации, хоть и больше амеровской и еврейской, что естественно, они там живут и верят во внеклассовость буржуазных СМИ. А я вот считаю, что " КТО ЕЕ УГОЩАЛ-ТОТ ЕЁ И ТАНЦУЕТ"
-- Ну, Назипыч, сам знаешь – кто верит в Магомета, кто в Аллаха, а кто ни во что, назло всем... Я вот верю во «внеклассовость буржуазных СМИ», а ты веришь в правдивость советского командования. кто из нас "правее", сказать не просто, но я, скромно так, думаю, правее я. И сам же себя ты, Назипыч, опровергаешь. Если кто платит, тот и танцует, так тогда ведь Политбюро ЦК КПСС платило, оно и танцевало тебя, как хотело. Если уж сказал «А», то говори и «Б».
Это сообщение редактировалось 29.01.2006 в 07:34