Я привел раньше два боевых эпизода. Но там против Миража были МиГ-17 и Хантер, к тому времени устаревшие модели. К тому же эта тема о Миг-21.
Так вот, был в истории арабо-израильского конфликта один очень интересный эпизод, который хотя в общем то известен, но никогда особо не обсуждался. Я имею в виду воздушные бои между ВВС Сирии и Израиля, произошедшие 7 апреля 1967 г, за два месяца до Шестидневной войны.
Эти бои интересны тем, что:
Во-первых, в них сошлись именно Мираж и МиГ-21 в значительных количествах. Причем это произошло не в ходе полномасштабной войны, а во время стычки в мирное время, что для чистоты эксперимента лучше, так как имеется меньше посторонних факторов, могущих повлиять на полученные результаты.
Во-вторых, счет 6:0 в пользу Миража слишком показателен чтобы его можно было проигнорировать и отнести на счет случайности и какой то аберрации.
Итак, поехали. Только сперва в источнике приводится, и я думаю надо это здесь тоже привести, небольшое описание исторического фона данных событий.
7 апреля 1967 г – шесть МиГов в один день.
Война за независимость Израиля закончилась в 1949 г тем, что часть территории, отведенной изначально решением ООН для Израиля, оказалась захваченной сирийцами. Это позволило сирийцам занять жесткую позицию на переговорах о прекращении огня и Сирия стала последней страной, подписавшейся под соглашением 20 июля 1949 г. Соглашение о прекращении огня считалось временным и предполагалось, что за ним последует заключение договора об окончательном урегулировании конфликта. Поэтому спорные территории имели временный статус. Они стали называться демилитаризованными зонами, будущее которых должно было определиться позднее. Между тем, гражданская жизнь в этих зонах должна была вернуться к нормальному состоянию. Мир, однако, не наступил и каждая сторона по-своему интерпретировала, что означает нормальное состояние гражданской жизни. Израиль считал допустимым ведение хозяйственных работ в демилитаризованной зоне, тогда как Сирия была категорически против. Различия во взглядах привели к очень взрывоопасной ситуации на границе.
Вооруженные стычки начались в марте 1951 г и продолжались в течение 16 лет, вплоть до Шестидневной войны в июне 1967 г. Эти стычки являлись результатом регулярных сирийских обстрелов израильских объектов в демилитаризованной зоне и даже населенных пунктов на израильской территории. Возмездие израильтян обычно носило форму налетов спецназовцев на сирийские пограничные заставы. Авиацию задействовали сравнительно редко и ограниченно, начиная с 1962 г, после того как сирийцы начали артобстрелы израильских деревень у границы.
С начала 1967 г ситуация ухудшилась ещё больше. Сирийская артиллерия и танки начали обстреливать израильские поселения, трактора и патрули со своих позиций на Голанских высотах почти ежедневно. Попытки израильтян ответить в том же духе были малоэффективны в силу рельефа местности – сирийские орудия были расположены не только на 1200 м выше Иорданской долины, где были размещены израильские батареи , но они также находились на закрытых позициях, за перевалом. В частности, сирийцы применяли и такую тактику: их танки подъезжали к обрыву скалы, стреляли, и тут же отъезжали назад, в укрытие, недосягаемые для ответного огня. Израильтянам удавалось изредка поразить их, но такие удачи случались нечасто.
В апреле 1967 г, жители приграничного израильского киббуца (коммуны) Хаон решили начать культивацию участка земли в демилитаризованной зоне, прилегающего к их владениям. Израильское командование опасалось, что сирийцы используют это как повод к дальнейшей эскалации конфликта и придвинуло к границе танки, артиллерию и минометы, а боевые самолеты были приведены в состояние полной готовности на своих аэродромах.
Утром 7 апреля, два израильских трактора начали распахивать землю в демилитаризованной зоне. Вскоре, сирийцы открыли пулеметный и артиллерийский огонь по работающим тракторам. Оба трактора были уничтожены. Один израильский офицер погиб. Израильские танки и артиллерия открыли ответный огонь и напряженность начала быстро нарастать.
К полудню, сирийские снаряды начали рваться в самом киббуце и начальник Генштаба генерал Рабин попросил разрешения у премьер-министра задействовать авиацию.
Хель ХаАвир (ВВС Израиля) получил приказ о начале боевых действий и в 13:32 самолеты были подняты в воздух. Первыми удар наносили Вотуры 110-й эскадрильи, затем Ураганы 107-й эскадрильи, потом Мистеры 109-й и 116-й эскадрилий и наконец Супер Мистеры 105-й эскадрильи. Они били по сирийским укрепленным пунктам на склонах Голанских высот. Вскоре в небо взвились столбы черного дыма, поднимаясь над горными перевалами и сигнализируя об уничтоженных танках и артиллерии. Из своего бункера на вершине холма, израильские полевые командиры могли наблюдать потрясающее шоу, устроенное для них ВВС. Сам начальник Генштаба Ицхак Рабин, плохо представлявший себе до того возможности авиации, не мог скрыть своего восхищения умелыми действиями летчиков и их мощными ударами по столь трудным для наземных сил сирийским позициям. Вечером того же дня командующий ВВС Мордехай Ход получил очередное воинское звание.
Первый и Второй
Но не успели ещё все ударники отбомбиться и отстреляться как в воздухе появились сирийские МиГ-21. Навстречу им устремились Миражи 101-й эскадрильи.
Первые две схватки в воздухе начались в 13:58, когда капитаны Ифтах Спектор и Беньямин Ромах вступили в бой с парой МиГов-21 над сирийским городом Кунейтра. Обе пары сближались на большой скорости и вступили в ближний маневренный бой. Спектору первому удалось зайти в хвост МиГу. Сначала он был чуть повыше своей цели, но затем опустился чуть ниже и сбил самолет противника.
Ромах же оказался на параллельном курсе со вторым истребителем. Включив форсаж, он устремился к МиГу и оказался у того с тыла. Они были уже над Дамаском и надо было уходить. С дистанции 400 м Ромах дал короткую очередь из пушек и МиГ взорвался в воздухе.
Схватка только закончилась, а над демилитаризованной зоной появилось ещё 4 МиГа и атаковали киббуц Эйн-Гев на восточном берегу Тивериадского озера (Галилейского моря). Пара Миражей 117-й эскадрильи с комэском майором Амихаем Шмуэли в качестве ведущего и ведомым капитаном Шломо Ниром, которая патрулировала над западным берегом озера, была направлена на перехват.
Контакт произошел в 14:53, когда Миражи обнаружили одиночный МиГ-21. Нир произвел пуск ракеты Шафрир, но она промахнулась (здесь и дальше речь идет о Шафрир-1, оказавшейся неудачной конструкцией). МиГ стал уходить вглубь Сирии и облачность над Голанскими высотами помогла ему скрыться и уйти от преследующих Миражей.
Впрочем, вскоре выяснилось, что Эйн-Гев был обстрелян не с МиГов, а с артиллерийских позиций на Голанах.
Между тем, снаряды начали падать и на ещё один киббуц, Гадот. За 15 минут был разработан новый план действий. Хель ХаАвир направил удар против артиллерии, ведущей огонь по Эйн-Геву и Гадоту. Атака началась в 15:25 и продолжалась в течение часа. Сирийские позиции были подавлены и обстрел прекратился.
Третий
К тому моменту, ещё один МиГ-21 стал жертвой Миражей, на этот раз из 119-й эскадрильи. В 15:52 началась схватка между парой МиГов-21 и парой Миражей, с ведущим комэском майором Раном Пекером и ведомым капитаном Авраамом Шалмоном. И опять, израильские пилоты атаковали противников отдельно и бой завёл их в воздушное пространство Сирии. Первый Шафрир, выпущенный Пекером, был рядом с МиГом, но дистанционный взрыватель не сработал и ракета прошла мимо. Пилот МиГа заметил ракету и включил форсаж, стремясь уйти от противника, но своими действиями он только предоставил Пекеру ещё одну возможность для пуска ракеты, с тепловым излучением своего двигателя в качестве отличной цели. Пекер, однако, второпях произвел пуск ракеты за пределами её возможностей и МиГ смог уйти от неё. Теперь наступила очередь самого Пекера включать форсаж для сближения и открытия пушечного огня. В результате его двухсекундной очереди сдетонировали топливные баки МиГа и самолет превратился в огненный шар.
Между тем, Шалмон сбросил подвесные баки и на полном форсаже преследовал второй МиГ. С дистанции 1000 м он произвел первый пуск Шафрира, но ракета промахнулась. Второй пуск Шафрира был с дистанции 700 м, но ракета опять промахнулась. Тогда Шалмон уменьшил дистанцию до 400 м и открыл огонь из пушек. Его снаряды попали в МиГ, но очевидно не нанесли тяжелых повреждений. В этот момент Миражи получили приказ возвращаться и развернувшись, они ушли на юг, а поврежденный, но не потерявший способность лететь МиГ, продолжил свой путь на север, к сирийской авиабазе Думэйр.
Послеполуденные атаки Хель ХаАвира закончились в 16:17 и только 6 истребителей оставались в районе конфронтации, по паре Миражей из 101-й, 117-й и 119-й эскадрилий. Но пока израильские самолеты возвращались на свою базу, 4 МиГа-21 взлетели в Думэйре и на малой высоте направились к линии фронта. Четыре МиГа появились над южной частью Голанских высот в 16:27.
В это время, 2 Миража 117-й эскадрильи, пилотируемые майором Эзрой Дотаном и капитаном Авраамом Ланиром, объединились с парой Миражей майора Мордехая Ешуруна и майора Одеда Саги из 119-й эскадрильи. Пара Миражей из 101-й эскадрильи, с капитанами Авнером Слапаком и Амноном Шамиром за штурвалом, в тот момент патрулировала в другом районе.
В 16:30 наземная служба управления полетами сообщила всем шести летчикам о том, что в их окрестностях находятся самолеты противника. Ситуация в воздухе в это время дня была очень удобной для израильтян – солнце было у них за спиной, обеспечивая им прекрасную видимость и в то же время, ослепляя противника.
Четвертый, Пятый и Шестой.
Первым заметил МиГи Эзра Дотан. Они были западней сирийской деревни Пик, возле того места, где сходятся границы Иордании, Сирии и Израиля. Дотан и Ланир заметили, что пара МиГов в арьергарде сирийского звена несколько поотстала, и они решили атаковать эту пару. Дотан брал на себя ведущего этой пары, пилота №3 в звене, а Ланир атаковал ведомого №4.
Попытка поразить противника Шафриром закончилась неудачей и Дотану пришлось преследовать своего оппонента на малой высоте в каньонах реки Ярмук, притока Иордана. Очередь из пушки с дистанции 400 м также прошла мимо цели и Дотан сократил расстояние до 250 м. Затем последовала длинная очередь снарядами и МиГ наконец то был сбит. Пилот МиГа благополучно катапультировался, а его машина рухнула на иорданской территории. Дотан направился на запад чтобы найти Ланира и остальные Миражи.
Ланир, между тем, наступал на пятки своего противника. В отличие от Дотана, Ланир сбросил подвесные баки и сократил дистанцию между ним и МиГом до 200 м. Он едва нажал на курок как МиГ прямо на его глазах начал разваливаться на части, а большую часть фюзеляжа охватило пламя. Топливные баки МиГа сдетонировали прежде, чем Ланир успел отвернуть. Ему пришлось пролететь сквозь огненный шар из горящего топлива. На его счастье, в Мираж не попали падающие обломки. Корпус Миража стал черным от копоти, включая и фонарь, что «ослепило» пилота. Оказавшийся поблизости майор Ешурун из 119-й эскадрильи, эскортировал Ланира в воздушное пространство Израиля. Сажу всё таки сдуло с лобового стекла и он благополучно сел на авиабазе Рамат-Давид.
Миражи Слапака и Шамира находились в удалении от других. Ведущий пары, капитан Авнер Слапак знал о присутствии других Миражей в воздухе, но не знал их числа и местоположения. Заметив 4 неопознанных самолета, он обратился к наземной службе с вопросом, нет ли самолетов противника неподалёку от него. Несмотря на отрицательный ответ, Слапак решил, что это не Миражи и решил атаковать их. Он попытался проинформировать о своих действиях окружающих, но по ошибке использовал не ту частоту и не смог передать свои намерения другим. Вскоре, 4 МиГа разделились на две пары: задняя пара повернула налево, а передняя – направо. Слапак начал преследовать заднюю пару и приблизился к ней на 500 м, когда он увидел какой то Мираж, опускающийся на него сверху. Отвернув в сторону, Слапак погнался за вторым МиГом, но опять другой Мираж встал у него на пути. Несмотря на его протесты по радио, он увидел, что другой Мираж открыл огонь и сбил МиГ. Как оказалось, Слапак нападал на ту же самую пару, которую атаковали Дотан и Ланир, и помешавший ему Мираж пилотировался не кем иным как Дотаном. Уходя в сторону, Слапак неожиданно заметил МиГ, атакующий Мираж, как выяснилось позднее, того же Дотана. Слапак атаковал МиГ, но вскоре пришел в ярость, увидев, что другой Мираж вернулся и тоже атакует МиГ, мешая ему опять. Опустившись ниже, чтобы избежать столкновения, Слапак включил форсаж и опередил Дотана. Приблизившись до расстояния 250 м, он открыл огонь из пушек и вскоре различил серию небольших взрывов, сотрясавших МиГ, а затем мощный взрыв полностью разрушил сирийский истребитель. Разворачиваясь назад, чтобы опять объединиться с Шамиром, Слапак разглядел парашют, уносимый ветром в сторону от падающих обломков, а затем он видел как покинутый летчиком МиГ врезался в землю. Из четверки МиГов-21, только один вернулся назад в Думэйр. Три другие упали на иорданской территории.
Заключение
В течение 7 апреля 1967 г Хель ХаАвир совершил 171 самолетовылет, из которых 84 были против наземных целей, а 52 – для перехвата и патрулирования (остальные 35 были совершены самолетами, находившимися в воздухе, но не принявшими участие в боевых действиях).
Были атакованы 17 (в другом источнике - 18) укрепленных сирийских позиций в течение двух часов. Было сброшено 65 тонн бомб. Израильские самолеты выстрелили около 700 снарядов 20-мм калибра и 2900 снарядов 30-мм калибра, 5 ракет Шафрир и одна ракета Матра 530 типа воздух-воздух, а также 93 ракеты Т-10 по наземным целям.
ВВС Сирии совершили 28 самолетовылетов МиГ-21 и 6 самолетовылетов МиГ-17, все из которых с целью перехвата и патрулирования.
Начиная с 14:40, сирийцы также использовали 4 вертолета для поиска и транспортировки своих сбитых пилотов.
Сирия признала потерю четырех своих самолетов, три из которых упали в Иордании и один был сбит прямо над Дамаском, на виду у публики.
Вместе с тем, сирийцы заявили, что было сбито также 5 израильских истребителей и они объявили бои в течение дня сирийской победой.*
После окончания боевых действий, 5 израильских тракторов продолжили распашку земли и на этот раз никто им не мешал.
- - Это первый источник, попавшийся мне, в котором сообщается о сирийских данных, отличных от израильских. Во всех многочисленных источниках, которые попадались мне раньше, включая советские, говорилось только о счёте 6:0. В любом случае, сирийцы никогда не представили никаких доказательств того, что они сбили какие-либо израильские самолеты.