Хан: А че думают-бред сивой кобылы.
Я смотрю, что некоторые наши пилоты - большие снобы. Им зазорно с их сверкающих небес в нашу серую посредственность спускаться. Так, бросят походя - бред, и на большее не снизойдут. Чего тупым объяснять, сиволапым. Только я вот тоже приметил, что гордецы наши, на Олимпе своем восседающие, тоже не всегда такими уж оригиналами бывают и иногда просто-напросто тоже повторяют то же самое, прочитанное у кого-то, что хорошо известно и нам, простым смертным. Ладно, мы и сами с усами, как-нибудь обойдемся.
Aaz, я вот вам, не мудрствуя лукаво, приведу сейчас рассказ из настоящей боевой практики, написанный настоящим и широко известным боевым летчиком. И этот рассказ имеет самое непосредственное отношение к вопросу о возможности Фантома удержаться на хвосте у МиГ-21 — является ли это бредом сивой кобылы или не является. Правда, в рассказе Мираж гонется за МиГом-17, но ситуация очень похожа.
Сокращенная версия рассказа бригадного генерала ВВС Израиля Ашера Снира под названием «Реквием по врагу», опубликованная в составе книги «G-suit: combat reports from Israel’s Air Wars» («В комбинезоне от перегрузки: боевые донесения с воздушных войн Израиля»).
Реквием по врагу.
После их многочисленных поражений от ВВС Израиля, престиж арабских летчиков резко упал в глазах пилотов других стран. Американский летчик-истребитель однажды высказался таким образом: «В ВВС такой страны как Сирия, где имеется примерно 600 боевых летчиков, будет около 20 исключительно способных, знающих авиаторов и 580 гамбургеров». 12 мая 1970 г, во время Войны на Истощение, Ашер Снир, заместитель командира эскадрильи, который всего собьет 13 самолетов противника в воздушных боях, стал участником классической дуэли с одним из лучших сирийских пилотов. Снир и его ведущий патрулировали над Голанскими Высотами, когда они заметили одиночный сирийский МиГ-17, летевший в северном направлении на малой высоте. Вот что, с его слов, затем произошло.
Я немножко расстроен. Амос на километр впереди меня и он без всяких церемоний собьет МиГ, и это нечестно. МиГ совсем один, уже перед нами и не знает, что сейчас столкнется с комэском и его замом, которые вместе уже разделались с более, чем одной эскадрильей МиГов.
Нет, это нечестно. Мигу-17 далеко до наших Миражей. Однако, это превосходство может стать и западней для нас. Есть режимы полета, на малых и средних скоростях, когда МиГ-17 гораздо круче на виражах и если следовать за ним на этих режимах, можно наверняка проиграть.
Амос быстро настигает МиГ, но как раз, когда он выходит на дистанцию огня, МиГ резко уходит вверх и вправо. Это был хороший маневр МиГа. Это был даже отличный маневр. Амос взмывает вверх и я, в свою очередь, приближаюсь к противнику. МиГ пикирует с резким отворотом. При этом я оказываюсь позади него. Я оцениваю дистанцию и прицеливаюсь. Но на мгновение раньше, чем я открыл огонь, МиГ опять резко отворачивает и уходит еще ниже. Черт побери! Он лишил меня верной победы, этот мигарь. Я отваливаю и вперед опять выходит Амос. Пилот МиГа воспользовался небольшой передышкой и спустился еще ниже, к самому дну долины, чтобы набрать скорость, которая ему необходима для продолжения схватки.
Я вижу как МиГ опять, в крутом развороте уходит из-под атаки Амоса. Теперь опять вперед выхожу я. Я преследую, но все еще над ним и никак не выйду на нужную дистанцию.
Пилот МиГа переходит в бреющий полет. Он идет ниже, чем я когда-либо видел чтобы кто-то летал. У него прекрасное зрение и он знает куда и когда смотреть. Он явно обладает способностью к максимальной концентрации внимания; у него ясная голова и четкие движения. Он действует безошибочно. Я начинаю понимать, что мы, наконец, встретились с настоящим противником и этот бой будет не таким как обычно. Я видел, что сириец отбрасывает все существующие правила – правила для летчиков, которые не так хороши как он, и для ситуаций не столь отчаянных как эта.
Вообще-то, так летать нельзя. Столь высокий уровень риска недопустим. Но только такое безрассудство дает ему шанс на спасение. Я тоже почувствовал с большой долей уверенности, что сейчас и с ним - это было единственным способом победить. В мою память эти 8 минут врезались как скоростное шоссе в туннеле, с серией моих атак и его уходов, с тремя моими залпами, что прошли мимо, и с физическими усилиями на пределе человеческих возможностей. Я помню, что по крайней мере раз, я видел его в своем прицеле, который я не мог опустить ни на миллиметр ниже, так как мы уже были у самых верхушек деревьев и он был ниже меня всего на пару возделанных террас на горном склоне.
Я помню как один раз он оказался у меня на хвосте и мы оба взмыли ввысь, полные бешеной ярости. Я помню как в тот момент Амос крикнул мне: «Смотри, он за тобой!» Но и я сознавал, что происходит вокруг, лучше, чем когда-либо. Я знал точно, какова была скорость МиГа и я знал, что он блефует.
Итак, мы уходим все дальше и дальше на север, трое сумасшедших, как-будто связанных друг с другом невидимой нитью. Ракета Сайдуиндер, с кромки крыла, периодически шлет мне сигнал в шлемофон, о захвате цели. Но я знаю, что нельзя производить пуск на столь малой высоте, так как ракета нырнет в землю, если не обеспечить ее достаточной высотой для компенсации ее первоначального падения сразу после пуска, прежде чем она начнет разгоняться в сторону цели.
Долгое время я игнорирую сигналы ракеты, пока, во время одного из наборов высоты, я вижу, что МиГ сейчас начнет пересекать довольно широкую долину под прямым углом. Противник еще не знает этого, так как он ниже и может видеть только горную цепь перед долиной, а Амос уже выходит на дистанцию огня. Это занимает все внимание сирийца и он отчаянно маневрирует у самой земли чтобы выйти из-под удара. Ему это снова удается, но теперь я получаю шанс.
Я не спускаюсь к МиГу. Вместо этого, я остаюсь на своей высоте и сокращаю разрыв между нами до 800 метров, лучшей дистанции для захвата ракетой. Я ясно вижу серебристый, рыбообразный силуэт МиГа, в вихре маневров, уходящего на север, домой. Противник идет над самыми скалами по сужающейся долине, превращающейся в высохшее речное русло и постепенно взбирающееся к перевалу горного хребта.
Ну, вот и время пришло. Сейчас. Я вижу сопло реактивного двигателя МиГа и слышу боевой клич моего Сайдуиндера. И, прежде чем сириец может увидеть, что земля под ним вот-вот уйдет резко вниз, я произвожу пуск. Ракета с громким шипением срывается с пилона и устремляется вперед. Через две секунды, все еще теряя высоту, Сайдуиндер успешно пересекает хребет, устанавливая новый мировой рекорд низковысотного полета для ракет этого класса. Затем Сайдуиндер начал набирать высоту, не выпуская цель из невидимых обьятий своих электронных датчиков.
Что-то заставило сирийца сделать последний маневр в его жизни. Может он заметил вдали хвост дымного шлейфа ракеты или просто западозрил что-то. Когда Сайдуиндер был в 50 метрах позади него, пилот МиГа резко отвернул вправо, все еще в долине. Но было уже поздно, ракета была слишком близко.
Последняя секунда жизни храброго и талантливого сирийского летчика навсегда запечатлелась в моей памяти: ракета с тонкой дымовой струей позади скрылась под крылом МиГа, сверкнула яркая оранжевая вспышка, правое крыло оторвало у самого фюзеляжа, самолет стремительно крутануло в сторону отсутствующего крыла и он вошел в штопор. Вскоре МиГ врезался в отдаленный крутой склон долины, в сопровождении громового взрыва и уродливого гриба черного дыма, поднявшегося над зеленью насаждений.
Человек в кабине МиГа. Знаменитый герой или мало кому известный, только начавший подавать большие надежды боец, он заслуживал еще одного и я надеюсь, что судьба подарила ему это. Я надеюсь, он погиб мгновенно и когда ракета вонзилась в МиГ, он не видел, что творилось вокруг в последние секунды своей жизни и так никогда и не узнал, что он проиграл в том бою.