Статья из "Мир оружия" март 2006
Вопрос Хану и другим летчикам: Какие именно ошибки допустили здесь сирийцы? Вроде как использования истребителей-бомбардировщиков соответсвует озвученной на форуме тактике - подошел низенько и сбросил бомбы по зрячему.
И можно ли было в озвученных в статье условиях прикрыть ИБ истребителями?
Виктор Марковский
Особый оттенок военному строи¬тельству придавало обязательство богатых соседей (в первую очередь — Саудовской Аравии) компенсировать потерю в боях каждой единицы воен¬ной техники. Такая «затратная эконо¬мика», помноженная на государствен¬ную идеологию и десятилетиями длив¬шуюся конфронтацию, сделала войну образом жизни, оправдывавшим не¬высокий уровень жизни (особенно на фоне соседних нефтяных стран), дик¬таторский режим бессменного прези¬дента и даже известное пренебреже¬ние исламскими традициями, которые заменяла наводимая правящей социа¬листической партией БААС жесткая дисциплина.
Как и во многих ближневосточных странах, военная авиация обладала приоритетом и даже была престижна (Асад, как и президент Мубарак, ко¬роль Иордании Хусейн и многие чле¬ны саудовской династии Фейсалов, был военным летчиком). До половины ВВС составляла ударная авиация, представленная истребителями-бом¬бардировщиками и боевыми вертоле¬тами. Компенсируя понесенные в ок¬тябрьской войне 1973 г. потери (Сирия лишилась 106 боевых самолетов, из них 54 истребителей-бомбардиров¬щиков),* СССР начал поставку новых машин уже в следующем году, причем ввиду срочности поддержка ближне¬восточных партнеров опережала даже перевооружение современной техни¬кой союзников по Варшавскому дого¬вору, а то и собственную армию.
Первые МиГ-23БН вместе с истре¬бителями МиГ-23МС прибыли в порт Латакия в 1974 г., причем Сирия, по примеру СССР, не ограничилась одним типом истребителей-бомбарди¬ровщиков. Она получала параллельно Су-20 (а затем и Су-22М), хотя они практически не отличались по боевым возможностям. Передача сирийцам первой партии Су-20 состоялась вес¬ной 1973 г., еще до того, как эти ис¬требители-бомбардировщики стали получать советские ВВС. Экспортные МиГ-23БН и «сухие» сирийского зака¬за в «исполнении Б» отличались обо¬рудованием, не имели комплекса уп¬равляемого вооружения и могли ис¬пользовать только обычные авиабом¬бы и НАР. Соответствующее внима¬ние было уделено освоению новой техники, причем переучиванию спо¬собствовало хорошее взаимопонима¬ние, уважительное отношение сирий¬цев к нашим инструкторам (нечастое в арабских странах) и, в значительной мере, как отмечалось в их характери¬стиках, «...хорошо развитое мышле¬ние, решительность и высокая про¬фессиональная направленность».
Популярное (и поддерживаемое противной стороной) мнение о том, что основной причиной многих неудач и слабой результативности арабских летчиков являлась их низкая техничес¬кая грамотность, безволие и отсутствие боевого настроя мало соответствует действительности. Не отрицая специ¬фики восточного менталитета, совет¬ские инструкторы при обучении си¬рийских летчиков и техсостава отно¬сили их к наиболее подготовленной группе, отзываясь следующим обра¬зом: «Уровень профессиональной выучки достаточно высокий. Группа дисциплинированная и организован¬ная. Чистоплотны и опрятны. В большинстве хорошо развиты физически. Вежливы, общительны, скромны, гос¬теприимны. Самолюбивы и обидчи¬вы, не прощают обид. Критику вос¬принимают правильно, но склонны переоценивать свои силы. Эмоцио¬нальны, не всегда умеют сдерживать себя, некоторые вспыльчивы. Уро¬вень психических функций достаточ¬но высокий, хорошо развито логичес¬кое и аналитическое мышление. В обучении проявляют любознатель¬ность и усидчивость, но инициативу проявляют редко. С желанием изуча¬ют технику. В полете могут допускать отклонения от полетных заданий. В полете и при проверках держатся уверенно. В сложных ситуациях решительны, но напряжены. Летную нагрузку выдерживают хорошо и быстро адаптируются к смене об¬становки».
Весной 1982 г. сирийские ВВС на юге страны располагали ударными машинами в составе 3-х авиабригад (формирований, близких к полку со¬ветских ВВС и насчитывавших 2 — 4 эскадрильи). 34-я истребительно-бом-бардировочная авиабригада (Су-22М и МиГ-23БН) дислоцировалась на ба¬зе в Насрийя, 68-я {Су-20, Су-22М и МиГ-23БН) — на базе Хомс, а сме¬шанная 17-я (помимо 2-х эскадрилий МиГ-23БН, имела 2 эскадрильи истребителей МиГ-23МФ) — на базе Сигаль.
Всесторонне поддерживая союзни¬ка, Минобороны содержало в Сирии крупнейший советнический контин¬гент. Авиаторами руководил главный советник по ВВС генерал-майор В. А. Соколов, знаменитый летчик и герой Отечественной войны. К каж¬дой бригаде была прикреплена группа из 10 — 12 советских советников и специалистов из числа летного и технического состава (советников имели сирийские командиры бригад, комэски и инженеры бригад). Не огра¬ничиваясь советским Курсом боевой подготовки, сирийцы расширяли его за счет новых приемов, часто на пре¬деле возможностей самолета. Этого требовала боевая обстановка. Про¬грамма подготовки ИБА включала по¬леты на предельно малых высотах и с огибанием рельефа местности с обязательной отработкой бомбоме¬тания и пусков ракет, а также освое¬ние противоракетных маневров — «змейки», «винта», «реверса» и «ко¬локола».
К лету 1982 г. все шло к очередной войне. С июня 1976 г. сирийские вой¬ска находились в охваченном граж¬данской войной Ливане, разместив¬шись на востоке и юге страны, где не без их помощи пролегла настоящая линия фронта между палестинцами и Израилем. По базам палестинцев израильской авиацией наносились от¬ветные удары, периодически в бой вступали развернутые здесь же ЗРК сирийцев. 6 июня израильтяне начали операцию «Мир для Галилеи», двинув войска через ливанскую границу. Вторжение на контролируемую сирий¬цами территорию тут же вызвало от¬ветную реакцию, и развернулись пол¬номасштабные боевые действия на земле и в воздухе.
Израильтяне в буквальном смысле шли «ва-банк» — им предстояло иметь дело не только с палестинскими группировками, имевшими свою ар¬тиллерию и бронетехнику, но и с регу¬лярными частями армии Сирии и ее авиацией, наиболее мощными и под¬готовленными на Ближнем Востоке. Мощный кулак из нескольких танко¬вых и моторизованных бригад сирий¬цев, развернутый в Ливане, прикры¬вался 19 зенитными ракетными диви¬зионами, оснащенными вполне совре¬менной техникой — ЗРК «Квадрат» и «Печора-М». Группировка ПВО в до¬лине Бекаа обеспечивала 3 — 4-крат¬ное взаимное огневое перекрытие и высокую плотность огня во всем ди¬апазоне высот и представлялась бо¬лее чем надежным щитом против из¬раильской авиации.
В первые дни конфликта сирий¬ская ИБА не была задействована — сказалось слабое представление о си¬лах и намерениях противника. К исхо¬ду 7 июня стало ясно, что идут не ря¬довые приграничные стычки. Изра¬ильские войска быстро продвигались на север, танковыми клиньями выдви¬гаясь во фланг сирийской группиров¬ке в Ливане. Разведданных по-преж¬нему не хватало, приходилось пола¬гаться, в основном, на донесения от сухопутных войск, то и дело запазды¬вавшие из-за быстро меняющейся об¬становки. В бой предстояло вступать в крайне невыгодных условиях, имея дело с сильным противником и дей¬ствуя на территории третьей страны. Израильские войска двигались к Бей¬руту по приморским долинам, воздуш¬ное пространство над которыми не просматривалось сирийскими РЛС, отсутствовала и надежная связь с КП (мешали высокие горные хребты, тя¬нувшиеся вдоль всей границы по ли¬ванской территории). 2 передовых ра¬диолокационных поста сирийских войск в долине Бекаа имели очаговое ограниченное поле обзора. В этих ус¬ловиях сирийской ударной авиации предстояло действовать вслепую, связь и проводка на высотах менее 2500 м исключались.
Вместе с тем, сухопутные войска сирийцев крайне нуждались в под¬держке ИБА: противник наступал пре¬восходящими силами 5-ти дивизий (против примерно 2-х у сирийцев), в составе которых имелось более 1000 танков. Контрудары и встречные танковые сражения носили ожесто¬ченный характер, и своевременные удары с воздуха могли бы изменить ситуацию. Части израильтян продви¬гались вперед, с боями с темпом 15 — 20 км в сутки. Их авиация, дей¬ствовавшая в интересах наступающих войск, выполняла по 350 — 400 выле¬тов в сутки. Сирийцы ограничивались вылетами истребителей, стремивших¬ся не допустить удары по своим войскам. Использовать для непосред¬ственной поддержки МиГ-23БН и «су¬хие» не позволяла слабость боевого управления (нарушение связи, мо¬бильный характер столкновений и от¬сутствие подготовленных авианавод¬чиков делали ее малоэффективной), но оставалась возможность нанесе¬ния ударов по заранее намеченным целям (скоплениям и колоннам танков и мотопехоты), поражения выдвигаю¬щихся резервов и ближних тылов.
Су-22М поначалу в бой не вводили и использовали только для разведки, привлекая для выполнения боевых за¬дач более подготовленные части ударных «мигов». Каждой эскадрилье МиГ-23БН назначили 2 — 3 «своих» маршрута к выбранным районам. Маршруты загодя были просчитаныс учетом данных о радиолокационном поле противника, чтобы полеты прохо¬дили в затененных зонах с использо¬ванием лощин и горных распадков, не просматриваемых израильскими РЛС. Предварительно с пилотами бы¬ли проведены тренировки в схожих ус¬ловиях на своей территории, выполня¬лись полеты с огибанием рельефа на скоростях 850 — 900 км/ч. Это обеспе¬чивало МиГ-23БН наилучшую манев¬ренность, быстрый разгон перед ата¬кой и возможность ответной реакции при встрече с вражескими истребите¬лями.
8 июня в районе Джезин была об¬наружена крупная группировка изра¬ильских танков и мотопехоты, проби¬вавшихся к ключевому шоссе на Бей¬рут. Для удара по ним на аэродроме Сигаль подготовили восьмерку МиГ-23БН майора Муниба. Самолеты группы несли ФАБ-500, ФАБ-250 и ОФАБ-100-120 на многозамковых держателях. С учетом небольшого расстояния до цели, машины ушли с предельными нагрузками: в коман¬дирском звене на первую пару подве¬сили по 6 «пятисоток», на вторую — по 8 ФАБ-250, все самолеты второго звена несли по 16 ОФАБ-100-120.
Взлетев, восьмерка прижалась к земле и на высоте 100 м пошла к це¬ли. В воздухе сразу же сильные поме¬хи прервали радиосвязь. В «память» бортовой системы управления был за¬ложен просчитанный маршрут с тремя изломами, обеспечивавший макси¬мальное использование извилистых ущелий. Прячась в горных проходах, группа шла вытянутой колонной, дер¬жась острыми пеленгами в паре и рав¬няясь по ведущему. Плотная облач¬ность выше 500 м позволяла рассчи¬тывать на скрытность, но и обещала трудности при заходе на цель. Уже на 9-й минуте группа вышла к месту на несения удара, затянутому пеленой пыли и дыма. Тем не менее, отыскав внизу скопление техники, «миги» бое¬вым разворотом набрали высоту 1200 м и довернули для атаки. Бомбо¬метание выполняли парами с полого¬го пикирования с углом 100. Выйдя из атаки, командир решил повторить за¬ход, используя оставшиеся бомбы. Однако внезапность была утеряна, и пару встретил зенитный огонь. МиГ-23БН Муниба был подбит, а лет¬чику пришлось катапультироваться. Самолет его ведомого также получил повреждения, но летчик сумел отвер¬нуть машину и покинул ее через не¬сколько минут уже над своей террито¬рией. Такая же судьба постигла пред¬последний самолет восьмерки — не сбросив бомбы сразу, летчик пред¬принял второй заход, попал под огонь и катапультировался из подбитой ма¬шины.
На свой аэродром вернулись толь¬ко 3 МиГ-23БН. Ведомый командира второго звена потерял группу в обла¬ках, однако сумел самостоятельно отыскать цель и сбросить бомбы. Пос¬ле атаки он выскочил к морю, удачно увернувшись от израильских истреби¬телей, сориентировался по береговой черте и повернул обратно, взяв курс домой строго на восток. Из-за малого остатка топлива он сел на аэродроме истребителей в Блейре. Из 3-х ката¬пультировавшихся летчиков один ока¬зался в плену, 2 других получили ра¬нения и попали в госпиталь.
В районе цели бомбовым ударом были уничтожены около 20 танков и 2 роты израильской мотопехоты. Бо¬евая задача была выполнена, но слишком дорогой ценой. Впредь решили на задание посылать группы меньшего состава, не более звена МиГ-23БН. Это хоть и снижало эф¬фективность, но провести большую группу на малых высотах, скрываясь по ущельям и обходя горы, оказалось невозможно: растянувшись в колон¬не, летчики теряли друг друга при ма¬неврах, затягивалось и время нанесе¬ния удара, из-за чего замыкающие пары встречал огонь зенитчиков. Кро¬ме того, выяснилось, что все задачи приходится выполнять под наблюде¬нием отлаженной противником систе¬мы радиолокационного контроля. Со стороны моря за воздушной об¬становкой следили израильские ра¬диолокационные дозорные «хокаи», оборудование которых позволяло ви¬деть самолеты и на фоне земли, а юг Сирии, где находилось большинство используемых аэродромов, просмат¬ривали радиолокационные посты с Голанских высот. Так же активно ра¬ботала служба подслушивания и ра¬диоперехвата, хотя соблюдению скрытности и секретности сирийцы уделяли должное внимание. Израиль¬ская техника была очень эффектив¬на: случалось, что и телефонные рас¬поряжения и переговоры через счи¬танные минуты расшифровывались противником.
В свою очередь, ведущийся сирий¬цами встречный радиоперехват при¬водил к неутешительным выводам: отлаженная организация боевого уп¬равления израильтян в сочетании с непрерывным сбором информации позволяла им гибко «дирижировать» боевыми действиями, используя каж¬дую минуту в свою пользу. Дежурив¬шие вблизи района воздушные КП контролировали обстановку в возду¬хе, тут же реагируя на попытки сирий¬цев ввести в дело авиацию, переда¬вая данные своим истребителям и ударным группам, предупреждая их о возможной опасности и давая целе¬указания. Попутно ВКП помогали лет¬чикам ориентироваться, распреде¬лять усилия в группе и даже контро¬лировали остаток топлива, подавая своевременные команды (садится на вынужденную в этих местах было просто негде, и забывчивость не раз приводила к потере самолета). Под их «присмотром» практически в каждом вылете и приходилось действовать сирийцам. По результатам радиопе¬рехватов команды на занятие рубе¬жей для их встречи истребители про¬тивника получали за 5 — 10 мин до выхода «мигов» в назначенный район. На беду, в тот же день 8 июня комбинированным ударом вертолетов с моря и самолетов «Кфир» израиль¬тянами был разрушен передовой си¬рийский пункт авианаведения Хальда в 10 км южнее Бейрута. Израильтяне определенно старались не оставить противнику никаких шансов. Внезап¬ность, обеспечивающая успех, для си¬рийцев тем самым сводилась «на нет».
10 июня продолжались танковые бои в долине Бекаа вдоль сирийской границы. Израильтяне вышли к юж¬ным окраинам Бейрута и грозили пе¬ререзать шоссе на Дамаск. Для удара по их группировке в районе Маасаф-Шуф с аэродрома Сигаль около по¬лудня взлетело звено МиГ-23БН. По¬лет выполнялся на предельно малой высоте с огибанием рельефа, однако
; на маршруте произошла непредви¬денная встреча со своими вертолета-
• ми «Газель», выполнявшими противо¬танковые задачи. Уклоняясь от столк¬новения, летчики разошлись, а на вы¬ходе из межгорья, где предстояло с набором высоты осмотреться и до¬вернуть на цель, слева появились F-16. Первая пара энергичным разво¬ротом с перегрузкой до 5 ушла из-под удара, при этом летчики успели заме¬тить дымные следы прошедших рядом ракет. После маневра они обнаружи¬ли внизу танки и БТР с яркими оран¬жевыми кругами на крышах — опоз¬навательными знаками израильтян в ливанской операции.
Для обеспечения скрытности си¬рийцы звеном ушли за гору и вновь зашли на цель с другой стороны. Пер¬вой паре удалось атаковать внезап¬но — разогнавшись, «миги» прицель¬но сбросили бомбы. Второй паре не повезло: оба самолета, задержав¬шись с выполнением маневра, были сбиты над целью. Доложить о проис¬ходящем летчики не сумели — связь полностью прервалась из-за сильных радиопомех.
Спустя полтора часа для удара по обнаруженным танкам по тому же маршруту к озеру Карун ушла следу¬ющая пара МиГ-23БН. Связь с ними была быстро потеряна, и с задания они не вернулись.
Еще одна пара взлетела следом, направившись в район Эль Ауди для бомбардировки группы танков. Подхо¬дя к цели на бреющем полете, летчи¬ки по сигналам системы предупреж¬дения СПО-10 обнаружили работу РЛС израильских истребителей. Оста¬валось только 20 с полета до расчет¬ной точки, и летчики начали боевой заход. На боевом курсе прошло опо¬вещение о захвате — противник был готов к стрельбе. Атаковать с пикиро¬вания помешала плохая видимость (в воздухе висела гарь и пыль, подня¬тые огнем и гусеницами десятков бое¬вых машин), из-за чего бомбы при¬шлось сбросить «с горизонта». На вы¬ходе из атаки ведущий уклонился от зенитной трассы, но тут же заметил впереди самолет противника. Летчики легли на обратный курс, огибая гор¬ную гряду. Над ней появились еще два вражеских самолета. Чтобы оторвать¬ся, сирийцы включили форсаж, пере¬вели крыло в положение 72° и стали выполнять противоракетную «змей¬ку». Однако противник шел вдогонку, и уже после выхода на свою террито¬рию ведомый ощутил удар сзади — разрыв ракеты, повредивший двига¬тель. Летчик все же дотянул до аэро¬дрома Меззе и сумел сесть. Уже на пробеге дымящийся МиГ загорелся. Пилот успел выключить двигатель и включить пожаротушение перед тем, как выскочить из кабины, но МиГ-23БН сгорел на полосе. Ведущий же благополучно вернулся на свой аэ¬родром.
Вечером перед заходом солнца с аэродрома Сигаль на ту же цель был совершен еще один вылет. Пара МиГ-23БН, несших по 4 ракетных бло¬ка УБ-32, направилась по прежнему маршруту, прижимаясь к земле. Обе машины с задания не вернулись. Одна из них была сбита над дорогой Бей рут-Дамаск расчетом ПЗРК «Ред Аи»: заметив низколетящий самолет, изра¬ильские зенитчики выпустили 2 раке¬ты, одна из них прошла мимо, а вто¬рая поразила цель.
Больше МиГ-23БН из 17-й авиа¬бригады к боевой работе не привле¬кались. Потери за 2 дня были слиш¬ком ощутимы — в 18 самолето-выле¬тах бригада лишилась 10 самолетов. Противник быстро обнаружил ис¬пользовавшуюся сирийцами пару горных проходов, по которым удар¬ные группы выходили к долине Бе¬каа. На пути к цели потерь не было — укрываясь в распадках, сирийские самолеты скрытно преодолевали гор¬ный хребет, но на выходе их уже жда¬ли истребители. Свою роль играла эффективная служба радиоперехва¬та и радиотехнической разведки из¬раильтян, не ограничивавшихся по¬мехами связи, а вмешивавшихся в радиообмен, давая ложную инфор¬мацию. В одном из таких случаев летчик МиГа, подчиняясь указаниям «наводчика», оказался вдалеке над горами, спохватился, когда стало за¬канчиваться топливо, но все же су¬мел дотянуть домой.
Сковывающей становилась и сама разученная тактика использования рельефа местности и прорыва на пре¬дельно малых высотах, вынуждавшая летчиков использовать одни и те же горные проходы. При этом пройти к району удара иначе как по одному из двух маршрутов оказывалось невоз¬можно, и эта шаблонность была на ру¬ку противнику.