Продолжение о Ком. ВВС Израиля Эзере Вейцмане.
(Начало: смотри – ответ №809, стр.54)
На этом, однако, эксцентричные выходки Вейцмана не закончились. В один прекрасный день армейское начальство с изумлением увидело, что здание штаба ВВС окружено забором, отделившим его от других армейских учреждений, с часовыми у входа, а над зданием теперь реял собственный флаг главкома ВВС.
Эзер также обеспечил каждой эскадрилье свой клуб с бильярдной и всегда был в курсе всех бытовых дел своих подчиненных. Летая на своём знаменитом черном Спитфайре по всем аэродромам страны, он постоянно организовывал всевозможные вечеринки, поездки и встречи для персонала ВВС. Он организовывал балы с участием известных артистов в сопровождении оркестра ВВС и придавал им свой особый, неповторимый колорит. Новый главком добился, что большой участок земли, чуть севернее Тель-Авива, был выделен специально личному составу ВВС для постройки жилья на льготных финансовых условиях, куда они могли перебраться уйдя в запас или при прохождении службы в окрестностях города. Его лозунгом было: «Мои пилоты, мои самолеты, мои ВВС». По словам его сослуживцев, Эзер вселил в ВВС ощущение, что все они были членами одного сообщества, наподобие банды, где он был главарем. Днем и ночью, Вейцман окружал своих пилотов вниманием, заботой и любовью. Жена одного летчика вспоминает как оправившись от серьезного заболевания, она пришла на бал, организованный в честь Дня Независимости. «Эзер только поднялся на сцену и начал произносить речь, посвященную этому событию, как вдруг он заметил меня. Он остановился, спустился со сцены, подошел ко мне и подхватил меня на руки. Это было так трогательно. Я заплакала, переполненная чувством признательности и ощущением принадлежности к этой особой общности людей. Я никогда этого не забуду, сколько буду жить. Но его отношение ко мне не было чем то необычным. Он бы поступил точно так же по отношению к жене любого другого летчика. Он помнил о каждой радости и каждом горе. Он не забывал никого».
По воспоминаниям пилотов, «Он вселял в нас упорство, настойчивость и агрессивный боевой дух, стремление к высокому профессионализму. Это правда, что у него были фотоальбомы со всем личным составом ВВС, но даже и без этого, он лично знал всех летчиков, буквально каждого, и это тоже было одной из причин, благодаря которым Эзер добивался от нас огромной работоспособности. Он постоянно вникал во всё и ничто не ускользало от его внимания. Яков Агаси, командовавший эскадрильей Вотуров на авиабазе Рамат-Давид, вспоминает телефонный звонок от Вейцмана однажды ночью, когда пилот Вотура, выполнявший разведывательный полет в глубине территории Египта, немножко задержался с сообщением о своих координатах. Он часто вмешивался в ведение воздушных боев с самолетами противника, которые периодически случались, но впечатление о его действиях, на первый взгляд казавшихся импульсивными и капризными, было ошибочным. «Эзер руководствовался какими то подсознательными ощущениями, но совершенно замечательным было то, как часто его инстинкты были верными», вспоминает Арон Йоэли, бывший начальник оперативного отдела штаба ВВС.
Сбитие египетского истребителя, ознаменовавшее его вступление в должность, и его последующее предупреждение о том, что любой, кто попытается пролететь «над моими авиабазами на высоте до 12.000 м, разобьется о наш боевой дух» вызвало известное оживление среди нас». Однако, по настоящему наэлектролизовала атмосферу в Хель ХаАвире концепция Вейцмана о том, что «Лучшая линия обороны Израиля проходит в небе над Каиром».
Очень интересно также описание Эзера Вейцмана до того как он стал главкомом ВВС и командовал авиабазой Рамат-Давид.
«Если Дан Толковский сделал боеготовность краеугольным камнем доктрины ВВС, то Эзер Вейцман сделал её образом жизни и вдохновением.
До его вступления в командование авиабазой, летчики во многом зависели от хорошего расположения духа обслуживающего персонала. Если пилот возвращался слишком поздно после ночных полетов, он оставался без завтрака. Если летчик пропускал время сдачи в стирку своей униформы, она оставалась непостиранной. Вейцман всё это изменил. Теперь, достаточно было командиру звена уведомить работников кухни, что его ребята будут летать этой ночью и не успеют вернуться к завтраку, и кухня оставалась открытой до их прихода. И клерк, занимающийся сбором вещей для стирки, должен был быть готовым принять эти вещи поздно вечером тоже, если летчик не мог придти раньше.
Очень важно было то, что Вейцман понимал, что когда у авиации есть лишь небольшие традиции боевых действий и почти не осталось опытных ветеранов, надо дать комэскам простор для инициативы. Так, когда Ицхак Явне высказал Эзеру обеспокоенность по поводу боеспособности своего подразделения и попросил разрешения провести боевые стрельбы по наземным целям настоящими снарядами и в составе всей эскадрильи, Вейцман только коротко бросил «Хорошо» и на этом разговор был закончен. Чего Явне не знал, однако, было то, что Вейцман никогда не пропускал возможности напомнить армейскому командованию, что его пилоты готовы к действию. И в этот раз тоже, он пригласил полевых командиров понаблюдать за стрельбами. Вот как описывает этот случай один из наблюдателей.
«В заброшенной арабской деревне были установлены цели из гофрированного металла. 12 машин прилетели на малой высоте, разделились на 3 группы и затем атаковали одна за другой с трех разных направлений. Мы наблюдали с вершины холма как самолеты поражали свои цели из пушек». После завершения упражнения, Эзер пригласил гостей отобедать с ним и отвечая на вопросы находившихся под впечатлением от увиденного офицеров, он звучал так, как-будто такая практика была рутинной в ВВС, что на самом деле было не так.
Поддержание боевого настроя среди своих летчиков, было одним из коньков Вейцмана. Для этого он не останавливался ни перед чем. Он использовал любую и каждую возможность поучаствовать в реальных боевых действиях и затем использовал это чтобы вселить в своих пилотов чувство уверенности в своих силах.
«Когда мы проникли в Сирию и сфотографировали объекты в Дамаске, я говорил ребятам: “А где же была сирийская авиация”?. И когда мы сфотографировали объекты на Синае и египетскую авиабазу Эль Ариш, я тоже сказал парням: “Где же эта быстрорастущая египетская мощь в авиации”?».
Вейцман планировал для пилотов долгие полеты далеко за пределы своего маленького государства, широко раздвигавшие горизонты летчиков. Он вспоминает: «Мы взлетали в Мустангах со своего аэродрома и направлялись к Кипру, облетали остров, затем приближались к сирийскому поьережью и после двух с половиной часов полета возвращались домой. Такие полеты придавали уверенности. Мы практиковали полеты в составе большой группы, полеты в трудных условиях, полеты на малой высоте, полеты в плохую погоду.
В этих же целях, Вейцман использовал беседы и его беседы стали легендарными. Эзер инстинктивно осознал значение создания сильных авиационных традиций, необходимых для поддержания высокой боеспособности вверенных ему войск, которые в этом плане заметно уступали армейским частям, особенно десантникам.
Со своей заслуженной репутацией повесы, бабника и драчуна, и с сочетанием повадок жокея и истребителя, он создавал незабываемый образ. В то же время, он фокусировал внимание на создании своей мифологии для Хель ХаАвира. Уже одно появление его на базе электрифицировало личный состав. Созданная таким образом атмосфера в его подразделениях, стимулировала энергию и веру в свою судьбу, желание летать. На собраниях личного состава, Вейцман говорил энергично и быстро, приводя своих слушателей в восторг. Он говорил о полетах без больших предосторожностей. Он был за полеты на пределе возможного. Весной 1954 г, два молодых летчика, Яков Агаси и Омри Ариав начали заниматься высшим пилотажем на свой страх и риск. Это было грубым нарушением всех правил безопасности полетов. Но во владениях Вейцмана это сходило им с рук. Фактически, он даже однажды одобрительно похлопал их по спинам и пожал им руки. Грубым нарушением приказа было и то, когда Арон Йоэли и Як Нево в одну лунную ночь вскочили в свои реактивные Метеоры и полетели посмотреть «какие фильмы шли в кинотеатрах Дамаска. Мы опустились низко и прогудели над всем городом, после чего везде повыключали свет, а мы по-быстрому убрались восвоси, прежде чем сирийцы успели разобраться кто это хулиганит над их столицей. А ещё, они гудели над ливанскими дорогами, пугая водителей вплоть до самого Бейрута. В июле 1954 г Арон Йоэли поднялся в воздух по тревоге, на перехват египетского Фьюри, который проник в воздушное пространство Израиля с целью проведения разведывательной аэрофотосъемки. Йоэли не мог найти нарушителя в воздухе, но совершенно логично предположил, что «ему надо было где то сесть. Поэтому я направился к Эль Аришу. Я добрался туда как раз вовремя, когда Фьюри как раз начал заходить на посадку. Арон буквально завис над египтянином так близко, что тот потерял управление, соскочил с полосы и перевернулся». Вейцман уже поджидал его у ВПП с выговором. Но он умел дать выговор так, что это воспринималось как поощрение.
Благодаря Эзеру Вейцману, израильские пилоты стали больше, чем просто пилоты. Они стали членами привелигированного международного братства летчиков-истребителей, Высокий, непредсказуемый с горящими глазами и стремительным потоком сознания, он посвятил своих воздушных воинов в члены рыцарского ордена. И его слушатели были благодарной аудиторией. «Эзер видел гораздо более полную картину происходящего, чем мы», говорит Яло Шавит, ставший впоследствии генералом.
Сам Вейцман высказался, в этом плане, так:
«Все эти годы, арабы вынашивали в душе сумасшедшую надежду уничтожить Израиль. Поэтому, наш командир, истосковавшийся по бою, является здоровым командиром и я искал дичь. Я искал самолеты врага. Когда я стоял перед строем бойцов, я говорил, только дайте нам МиГи и мы разделаемся с ними».
Вейцман был как король викингов. Он был популярным лидером и высшим командиром. Молодые пилоты были загипнотизированы им. Опытные летчики уважали его. Больше чем харизму и обаяние, Эзер Вейцман имел стиль, неподражаемый стиль обращения с людьми.