Ил-2 же вообще решено было сделать одноместным
По другим причинам. Причем одноместным он пробыл недолго.
Причины известны.
Тем не менее и ВВС и сам Ильюшин больше не возращались к идее оснащения штурмовика прицелом для горизонтального бомбометания.
Бомбоприцел (причем такой убогий как ОБП-1)
Вы хотели сказать, "такой сложный, что с его производством возникали затруднения" ?
1) Сори за опечатку - ОПБ-1
2) На тысячи Пе-2 и другие бомберы этот девайс ставили - хватало , несмотря на затруднения (если они и правда были).
На Ил-2 он был ИМХО ненужен.
Горизонтальное бомбометание со средних высот вообще малопригодно для задачь НАП
Зато пригодно для массы других задач, решавшихся Ил-2.
Например ?
Ил-2 часто бомбили с горизонтального полета со средеих высот ?
Если и бывало такое , то нечасто и не от хорошей жизни. Гораздо чаще бомбили с пологого пике или бреющего где никакой ОПБ-1 не нужен.
И не нужно говорить "потому и не бомбили". Даже если б был прицел - использовать такой самолет как Ил-2 для горизонтального бомбометания - мягкоговоря неоптимально.
Если и применялись самолеты для задачь под которые они не были расчитаны , то это не значит что нужно пихать на штурмовик все что можно только ради пущих наворотов и "технического совершенства".
Мустанги и спитфайры (как образцы того самого немеряного совершенства) тоже на штурмовки ходили , в т.ч. и под плотным огнем МЗА - несладко им приходилось в этом случае , но броню и штурмана с "норденом" на них никто пихнуть не догадался.
Проносились на большой скорости , швыряли бомбы и тикать.
Штурмовики далеко не летали
Потому и не летали.
Дык чай не Б-29.
Есть ТТТ к самолету , навигационное оборудование Ил-2 (особенно с РПК) вполне адэкватно по тем вреименам для типовых условий применения.
ДжиПиЭса не было еще...
Так что именно потому не было штурмана что радиус действия невелик (и потенциала для увеличения без снижения других качеств нет) , а не "потому и не летали".
На малых высотах (где и работали штурмовики) толку от штурмана было бы немного - и обзора нет и выполнение функций стрелка/наблюдателя - гораздо важнее.
Пока пилот сосредотачивается на поиске цели , прицеливании и том чтобы не ткнутся в землю при штурмовке , стрелок следит за хвостом и информирует пилота об обстановке.
Вести навигацию некогда ему , да и еще и для штурмовиков столько подготовленных штурманов готовить в условиях войны - проблема.
Кинжал хорош для того у кого он есть. © восточная мудрость.