Браун и фон-компания построили двойной запас ракет-носителей «Сатурн-5» , имея в виду и Марсианскую экспедицию
Мы голову сломали, зачем США ушли от «Сатурнов» к пороховым «Шаттлам», ведь, чего проще: вместо полезной нагрузки ставь на «Сатурн-5» космоплан безмоторный той же массой и он его вытолкнет на орбиту. Ракета проверена, отлажена и т.д. НО не был «Сатурн-5» предназначен для вывода указанной в печати массы на орбиту.
Ага. С-5, вот беда, на LEO выводил примерно 135 тонн если считать чистую ПН, и 148 - если вместе с третьей ступенью. Даже скайлеб весил 90 тонн -
Ага. С-5, вот беда, на LEO выводил примерно 135 тонн если считать чистую ПН, и 148 - если вместе с третьей ступенью. Даже скайлеб весил 90 тонн - небольшой водородный бак внутри грузового отсека, и шаттл вполне на орбиту вышел бы. Это не говоря уж о том, что не летали бы 3 SSME, каждый тонн по 5 залитой массы.
Конструкция СШ была AFAIK выбрана именно такой из-за экономических причин. Ну, типа ТТУ халявные - по дополнительной стоимости, SSME многоразовые, теряется только бак, да и то есть идеи как его на орбите приспособить к делу.
Цифра 135 взялась вот откуда - по завершении довыведения в третьей ступени еще оставалось топливо. Если его изначально не заправлять, а заменить на ПН, то трехступенчатый С-5 вывел бы 135 тонн чистой ПН.
Так вот - в варианте двух ступеней ПН на ЛЕО даже выше - до ~130т чистых (в теории). На практике возможности С-5 составляют порядка 75% от номинала.
Тут еще уместно порассуждать - зачем они вместе со Скайлебом тащили ГО весом 12т на самую орбиту :o и КАК ГО может весить 12т ???
Достаточно взять геометрические размеры, и убедиться, что речь идет о толщине стенок в десятки мм ;D бронированный ГО короче.
Так что С-5 мог вывести сугубо голый шаттл без доп.груза с ограниченым набором экипажа и возможностей. Короче: взлет-посадка и только.
Вообще-то например некий Мишин недоумевал - почему они первую ступень С-5 не использовали под Шаттл как планировалось. И даже доказывал - что так лучше ;D многие короче...
Несколько уточнений.
сухая масса шаттла равна 68,1т (миним.), в т.ч. масса трех сухих SSME равна 12,5т.
масса объекта на орбите - до 114т
при этом надо учесть существенную массу топлива довыведения и ориентации (высококипящ) - порядка 10-15% веса или не менее 12-15т.
С учетом того, что по моим оценкам С-5 мог вывести двумя ступенями на ЛЕО от минимум 72т при УИ-2ст=330сек до максимум 86т при УИ-2ст=350сек.
Если учесть, что последние пару сотен м/с добавляет сам Шаттл на своих ДУ маневра, то
возможности С-5 (керосин) по запуску Шаттла можно осторожно оценить от 80т до 94т на орбите веса челнока.
Так что если снять водородные ДУ с шаттла, и оставить хотя бы топлива 10% от веса на маневр (dV~300м/с) то имеем (68-12)=56т; возьмем ПН=17т.
итого 56т+17т+10%~80т - в минимальном раскладе.
Итак, мы пришли к парадоксальным выводам, что ДАЖЕ используя примитивные технологии керосина-кислорода и низконапряженные ЖРД открытой схемы, вполне можно запускать шаттлы с половинной нагрузкой ;D
Остается спросить - а нафига было тратить столько бабла на Шаттл ???
чтобы вернуться туда - откуда начали ??? ;D
<...>
Если учесть, что последние пару сотен м/с добавляет сам Шаттл на своих ДУ маневра, то
возможности С-5 (керосин) по запуску Шаттла можно осторожно оценить от 80т до 94т на орбите веса челнока.
Так что если снять водородные ДУ с шаттла, и оставить хотя бы топлива 10% от веса на маневр (dV~300м/с) то имеем (68-12)=56т; возьмем ПН=17т.
итого 56т+17т+10%~80т - в минимальном раскладе.
<...>ПЫ.СЫ.
еще раз уточню -
керосиновый С-5 вполне мог вывести голый планер шаттла + ограниченый запас груза (5..15т) для работы в режиме взлет-посадка (то, во что сейчас шаттл превратился), но не мог работать в режиме выведения тяжелых грузов - до ~30т.
Ну почему неувязки?
я про 75% от номинала сказал навскидку имея ввиду, что приличный скайлеб должен был бы весить 100т а не 75т.
Но суть в том, что скайлеб весил примерно столько, сколько сухой вес шаттла без маршевых жрд ;D ;D
вариация и разброс параметров связано с разбросом ожидаемой цифры УИ-2
теоритически это может быть 350-360 (сейчас - легко) тогда это было бы скорее 330
Поэтому двумя ступенями С-5 тащил 72..73т (с третьей водородной - немного больше)
но мы шаттл будем выводить только двумя - из экономии денег ;D
по сути шаттл и есть слабовыроженная третья ступень с приростом пускай +100м/с (у меня есть циклограмма - лень искать точно)
тогда ПН будет двумя ~75т. планер весит 56т. оставим 8т на торможение и маневры. Итого экипаж+СЖО+научпоп+груз=11т
Ты зря смеялся над моими вариациями ПН груза. А комонавты нифига не весят? считай по 150..200кг с учетом СЖО на брата. (скафандр, кислород, вода...)
а их там семь морд уже тонна плюс тонна-другая науки и всяких побрякушек. Итого на груз менее 10т. А ведь шаттл - ТРАНСПОРТНЫЙ корабль.
Поэтому 30т он никак не потянет.
А 10-15т у них и без того Титан-3 был уже тогда.
Насчет быстро меняешь оценоцки - у нас не статические цифры, а параметрическое семейство кривых. Скажем прирост довыведения влияет на ПН - каждые +100м/с дают примерно +4т по ПН. Характеристики УИ-2 еще сильнее влияют.
Ты вот говоришь - а если форсировать... да если просто поменять коэффициент Мок/Мг с 2,27:1 на 2,6:1 уже и плотность растет, и УИ слегка лучше
. Таблица "Реальный весовой расклад "керосиновой" версии Сатурн-5" мне теперь сильно люба. ;D Я уже мысленно ставлю на 3-ю ступень вместо твоих 30 т ПН - 95 т "Шаттла" без ДУ. Впрочем, я готов и 100 т поставить. ;D Вот прикидываю я тут на пальцах - и выходит, что на твоём керосиновом 3-ступенчатом "Сатурне-5" можно запулить даже настоящий "Шаттл" неведомо куда. Проверь меня - не ошибся ли я где? Может, неправильно твою таблицу применяю?
Насчет Мишина - он это писал в 1985г в одной своей работе. Как-нибудь отсканирую - если очень хоцца ;D он там вообще Н1 и С-5 сравнивает. Это когда Н1 был жутким секретом ;D ;D ессно Н1 имел преимущества ;D ;D ;D
Несколько слов лирического отступления.
Когда я говорю "навскидку" - имеется ввиду по-памяти. В своих опусах - прошу заметить - я всегда привожу проверочные расчеты дабы показать стыковку оных цифр.
Второе. Я у себя в четвертой части показываю, что ожидаемая ПН при УИ-2 =330сек будет в районе ~72..73т.
Третье. Необходимо иметь ввиду, что прикидочный расчет по методу характеристических скоростей обладает погрешностью по ПН не менее единиц процентов (2...9%).
Для более точных расчетов необходимо численное интегрирование уравнений движения. Здесь уже влияют более тонкие факторы - алгоритм управления, точные значения приведенных аэродинамических миделей по проекциям и пр. Однако такой метод, даже без знания точных данных, позваляет уточнить параметры с точностью до 1..2% по ПН.
Так вот - в своем опусе цифру 9700м/с потребной ХС и симуляцию вывода Скайлеба я прогнал на численном интеграторе диффур. Мой предварительный прогноз цифры 9650+/-50 оказался несколько ошибочным - результаты вычислений сдвинули его в сторону 9700м/с.
Что касается вывода Шаттла, то ПН~75т в режиме двух с половиной ступеней есть оценка. Чтобы выяснить окончательно, нужно в компутер заряжать модель. и делать прогон.
Тремя ступенями будет конечно лучше. ;D Но дороже ;D
И потом я никогда не говорил, что С-5 в принципе не может вывести шаттл. может, но не с грузом 30т. а в очень усеченном виде.
Теперь насчет "Я уже мысленно ставлю на 3-ю ступень вместо твоих 30 т ПН - 95 т "Шаттла" без ДУ. "
ты не горячись. Кроме ХС нужно учесть еще тяговооруженность. Эта штука вылазит только при численных расчетах диффур. Скажем, имея плохой УИ на нижних ступенях - форсируя тягу - мы уменьшаем время полета и уменьшаем потери. С другой стороны - имея хорошую ХС но малую тягу - ступень не вытягивает, приходится "задирать" тангаж сильно вверх - растут потери.
К тому же третья ступень хлипкая - на нее шаттл нельзя ставить исхродя из прочности
ПЫ.СЫ.
мы можем обсудить цифирь по любым моделям и комбинациям С-5. При желании - прогнать компьютером численно.
ПЫ.СЫ.2
любые вопросы, замечания, дополнения и пожелания по материалу глав №3 и №4 Пепелацев - милости просим
Хочешь, я тебе покажу, что в 3-ступенчатом варианте твои 72 тонны можно закинуть я аж не знаю куда, а на ЛЕО пойдёт "Шаттл" и ещё несколько "Союзов" в довесок?
Ладно, я согласен не выводить вместе с "Шаттлом" дополнительный "Салют", а полученный запас использовать для укрепления 3-й ступени.
Это в Прохожелогии. Там тебя уже попороли, если хочешь - можно снова...
попробуй
нельзя! по условиям игры - топливные моноблоки уже изготовлены и можно менять только второстепенные узлы. а ты предлагаешь капиталку
во-вторых... есть два варианта - можно ерничать и язвить, можно просто спокойно обсудить цифры и конфигурации С-5. даже численно прогнать на компьютере. тебе какой вариант интереснее?