Вот кое-что об американской подготовке и американских летчиках. и чуть-чуть о советской подготовке... в определенные периоды времени.
Владимир Васильев, Владимир Рощупкин
А время дала Красная армия...
Продуманно и всесторонне наращивали США подготовку своих пилотов в годы Второй мировой войны
Об авторе: Владимир Васильев - кандидат технических наук; Владимир Рощупкин - кандидат политических наук.
В прошлом году в «НВО» (см. № 22, 2005) была опубликована наша статья о том, почему вооруженные силы США и Великобритании начали операцию «Оверлорд» – открыли второй фронт грандиозной по масштабам высадкой своих войск на северо-западе Франции, в Нормандии – именно летом 1944 года. В материале шла речь о создании американцами именно к этому сроку мощнейших военно-воздушных сил, на которые и делали главную ставку западные союзники СССР в сражениях с вермахтом и сокрушением нацистской Германии.
Думается, в этой связи читателям еженедельника будет небезынтересно узнать, как готовили пилотов в США в годы Второй мировой войны.
ДЕСЯТКИ НЕДЕЛЬ И СОТНИ ЧАСОВ
Прежде всего на службу в ВВС принимали только умственно способных и физически здоровых молодых людей и женщин не моложе 18, но не старше 35 лет. Те, кому было более 35 лет, могли поступить добровольцем в военно-воздушные силы только с письменного разрешения министра армии или военного министра (например, в 1942 году только с разрешения министра армии был принят в ряды ВВС и назначен директором их оркестра № 418 известный музыкант Гленн Миллер, поскольку ему в ту пору уже исполнилось 38 лет).
Обучение начиналось с прохождения обязательного для всех пятинедельного курса молодого бойца общим объемом 200 учебных часов:
73 часа – строевая подготовка;
54 часа – специальная подготовка;
15 часов – физическая подготовка;
13 часов – военные процедуры;
12 часов – санитарная подготовка;
8 часов – оказание первой медицинской помощи;
5 часов – подгонка и ремонт обмундирования;
5 часов – защита от химического оружия;
5 часов – индивидуальная подготовка и маскировка;
4 часа – картография и дешифровка фотоснимков,
4 часа – защита от атаки с воздуха;
3 часа – персональные дела.
Кандидаты в пилоты должны были одолеть предполетную подготовку, начальную летную подготовку и повышение квалификации.
Предполетный курс занимал 10 недель и включал 140 учебных часов, в том числе:
30 часов – воздушная и морская разведка;
48 часов – шифрование;
24 часа – физподготовка;
20 часов – математика;
18 часов – картография и ориентирование на местности.
Начальная летная подготовка занимала 10 недель и насчитывала 200 учебных часов:
94 часа – наземная подготовка на тренажерах;
70 часов – полеты на биплане или моноплане с низким расположением крыла;
46 часов – военная подготовка.
После этого следовала сдача зачета по пилотированию одномоторного самолета для будущих истребителей и двухмоторного – для будущих бомбардировщиков. Выбор типа самолета определяется инструктором. Одномоторные самолеты, на которых обучались пилоты, имели двигатели воздушного охлаждения мощностью 125–225 лошадиных сил и по своим характеристикам были близки к советским учебным и тренировочным самолетам По-2 (У-2), УТ-1, УТ-2 и УТИ-4.
На повышение квалификации уходило 10 недель. Учебное время распределялось следующим образом:
70 часов – полеты;
60 часов – наземная подготовка;
19 часов – военная подготовка.
Затем – опять сдача зачетов и присвоение преодолевшим этот барьер офицерского звания «второй лейтенант» с вручением отличительного нагрудного знака пилотов «серебряные крылья».
Далее молодые авиаторы направлялись на одну из баз ВВС, где проходили окончательную подготовку на том типе самолета, на котором им предстояло отправляться на боевые задания. Например, пилоты бомбардировщика В-26 за 10 недель должны были налетать 105 часов. Истребителям давали меньше времени – 5 недель и 50 часов. Успешно освоившие машины офицеры включались в состав летных экипажей эскадрилий, где продолжали повышать свои навыки пилотирования, ведения огня, бомбометания и слетанности.
Аналогичным образом обучались и другие члены летных экипажей. Например, штурманы готовились 20 недель, бомбардиры – столько же. Штурманы-бомбардиры овладевали своей военной профессией уже через 26 недель. Для этих категорий военнослужащих обязательно было провести 104 часа в воздухе и пройти через 786 часов занятий на земле.
Пилоты планеров учились по специальной программе в течение 6 месяцев.
РЕЗУЛЬТАТ – НАЛИЦО
Знакомясь с американскими документами периода Второй мировой, не перестаешь удивляться продуманности и дальновидности тех, кто разрабатывал учебные планы и дисциплины. Причем верховный главнокомандующий вооруженными силами США президент Франклин Делано Рузвельт и главнокомандующий ВВС армии генерал Генри Арнольд (по прозвищу Счастливчик) требовали отменной подготовки от всего личного состава военной авиации независимо от сложности и важности занимаемой должности – от простого техника, ремонтирующего самолет, до повара, готовящего индейку к столу летного состава. А такие профессионалы требовались по нескольким тысячам специальностей (лишь 600, например, для организации боевой работы бомбардировщиков).
Впечатляют цифры, свидетельствующие о наращивании масштабов выпуска специалистов. Так, если в 1941 году ВВС получили 7244 пилота, 601 штурмана, 3010 бомбардиров, то в 1943-м соответственно 65 797, 15 928, 16 057.
Естественно, миллионная численность ВВС армии США требовала расширения производства боевой и вспомогательной авиационной техники, роста инвестиций в авиационную промышленность страны, что было незамедлительно сделано. Так, в 1938 году в нее было вложено 67,3 млн. долларов, а в 1944-м – 23,7 млрд. долларов. Всего же за время Второй мировой войны Соединенные Штаты смогли изготовить около 250 тыс. самолетов. Это больше, чем все остальные страны мира вместе взятые.
«Победа американцев в воздушном сражении над Германией, – отмечает британский историк Макс Хастингс, – была достигнута за многие недели до того, как первый солдат союзных армий ступил на французский берег». И действительно, с начала операции «Оверлорд» авиация западных союзников полностью господствовала в воздухе.
Однако нельзя не отметить, что большие достижения США в подготовке авиационных кадров, создании десятков типов новейших самолетов, круглосуточная работа авиационных заводов на полную мощность – все это было возможно не только благодаря уму и настойчивости гражданского и военного руководства страны. На территорию Америки за все годы войны не упало ни одной бомбы японского или германского производства, тогда как подготовка, например, советских летчиков, работа нашей авиационной промышленности происходили в условиях массированных бомбардировок германской авиации вплоть до берегов Волги.
Александр Уткин 08.07.2005 г.
Первый горячий раунд холодной войны
55 лет назад СССР и Запад получили возможность испытать в реальном бою основные образцы своих вооружений
МИГИ ПРОТИВ "СЕЙБРОВ"
О борьбе в воздухе во время Корейской войны на Западе (в первую очередь, конечно, в США) всегда появлялось много материалов. Еще бы! Ведь это были первые масштабные бои между реактивными самолетами. Вдобавок бились друг с другом лучшие тогда истребители в мире - советский МиГ-15 и американский F-86 "Сейбр". На сегодняшний день и у нас в стране о воздушной войне на Корейском полуострове есть достаточно публикаций. Но, пожалуй, только в воспоминаниях полковника Евгения Пепеляева, Героя Советского Союза, удостоенного этого звания за 20 сбитых над КНДР машин противника, дается объективная картина того, что и как происходило в корейском небе более полувека тому назад. Во-первых, вопреки многим высказываниям о полном и безусловном превосходстве МиГов над "Сейбрами" полковник убежден, что "характеристики истребителей весьма близки. Поэтому успех в воздушном бою... зависел только от мастерства и отваги летчиков, выбора маневра и взаимодействия в групповом бою". Во-вторых, советский ас напрочь отвергает все попытки унизить бывших врагов: "Мы вступили в бой с хорошо подготовленными к боевым действиям летчиками на самолетах Ф-86, летающих днем в простых и сложных метеоусловиях.
Я твердо заявляю, что групповые воздушные бои самолетов МиГ-15 с Ф-86 проходили на равных..."
Обращает на себя внимание еще один существенный факт в воспоминаниях ветерана. Оказывается, после выхода в 1948 году постановления ЦК ВКП(б) и правительства СССР о борьбе с аварийностью в ВВС командование стало принимать прямо-таки драконовские меры по каждому летному происшествию. Боясь строгого наказания, в авиационных подразделениях, частях и соединениях принялись сокращать полеты, упрощать упражнения боевой подготовки. Летчики стали терять выучку и навыки в пилотаже, стрельбах, воздушном бое, групповой слетанности.
"По опыту боевой подготовки 196-го авиаполка (в нем служил Пепеляев - А.У.), - подчеркивает ветеран, - я могу твердо сказать, что летный состав за период 1946-1950 годов в боевой подготовке деградировал".
Слава Богу, что перед тем, как полк впервые вступил в схватку с американцами, он получил возможность в течение трех месяцев пройти курс интенсивной учебы. А если бы этого не было?
Здесь необходимо отметить, что Корейская война явилась важным аргументом в пользу дальнейшего развития авианосцев. Взлетавшие с их палуб самолеты наносили удары по наземным объектам, принимали участие в воздушных боях. Кроме того, авианосцы играли роль транспортов: они перевозили из США в Японию "Сейбры", быстрая доставка которых на ТВД стала весьма важной задачей. К тому же прибывавшие на авианосцах машины не требовали сборки и облета.