MD>> Вообще-то, если сходить по линку, то вывод напрашивается буквально противоположный - плоское сопло СЛОЖНЕЕ сделать, чем круглое. В СССР пытались длдя АЛ-41, работали, но не успели - деньги кончились вместе с СССР. А у американцев деньги пока не кончились - вот они и довели что хотели, а не что получилось. Очевидно, это именно то, что нужно для Раптора - машины в первую очередь скоростной, маневренной на сверхзвуке.
Aaz> "Сложнее" - это КАК?
Aaz> "Технически" плоское сопло проще: две пластины, два г/привода и всё. Однако там нужно обеспечить охрененные нагрузки и при этом сохранить ресурс, а также обеспечить б/м "герметичное" соединение торца той самой пластины, перемещающейся вдоль стенки, а это вложение массы в жесткость. Тяжеленькое оно весьма получается... Плюс на плоском сопле все же будут г/д потери от изменения сечения струи.
Сложнее - это не мое мнение, собственного у меня нету. Я так понял сказанное в статье по ссылке. Собсно, и Вы сказали то же самое. А писал я про это потому, что мой оппонент заявил, что, мол, американцы не потянули круглое по технологии. А там, оказывается, как раз технологические проюлемы с плоским - жесткость, теплостойкость - их американцы, оказывается, вполне потянули.
Опять же и вопрос газодинамики - в статье сказано, что в описывавшихся там опытах потери были где-то вокруг 15%. Не зависимо от этого, мне (и Вам, безусловно) известно, что в Америке проводились масштабные и успешные работы по рассчетам газодинамики на суперкомпах. Мы не допускаем, что им удалось эти потери существенно снизить? Скажеп - из пальца высосано - до 3-5%? Если ответ "да" - речь идет не о том, что они со своей отсталой технологией не потянули круглое сопло, а о том, что они со своей передовой потянули сопло более сложное, плоское.
Если же потери снизить до приемлемого уровня не получилось, и их движки даже при этих потерях имеют такую сумасшедшую тягу, то что нам это про их отсталую технологию говорит?
Aaz> В круглом сопле кинематика такая, что зашибись + куча "приводочков", и при этом тоже надо обеспечить ресурс. Однако наши умудрились обойтись малой кровью, ибо +60 кг на УВТ - это вообще копейки.
Да, конечно... Кстати, уточним, что они построили КУЧУ самолетов с круглым всеракурсным поворотным соплом. Фото некоторых из них постились тут на форуме. Испытания JSF (32й вариант) с таким соплом я видел в какой-то передаче еще в 2000м.
Но вот скажите Ваше мнение - допустим, американцы не смогли добиться веса в 60 кг; я в это могу легко поверить - ну, не возглавил команду правильный инженер, там это случается не реже, чем в России...
Но мне трудно поверить, что американская авиастроительная индустрия не потянула сделать то, с чем вполне справились русские, при этом в полтора раза тяжелее. Аж 30 кг. разницы... Хрен с ним, пусть вдвое тяжелее!
При одиннадцати тоннах керосина на борту... Да одни потери керосина от "превращения струи в квадратную " на сотни килограммов пойдут.
Короче, простая обывательская логика подсказывает мне, что они в первую очередь ХОТЕЛИ КВАДРАТНОЕ СОПЛО. И смогли... в отличии от некоторых.
А круглое сделали еще гораздо раньше. Когда же выяснилось, что конкуренты сделали лучше - купили у них. Обычное дело в бизнесе - могучие лидирующие корпорации постоянно покупают удачные прорывные продукты для частных проблем или приложений у небольших талантливых команд. Нередко, прогадив предварительно кучу миллионов на свои работы в этом направлении.
Или команды целиком покупают, вместе с продуктами. Это отнюдь не значит, что эти команды "в целом по технологии" превосходят те корпорации.
Aaz> Во всяком случае, модернизированных двигателей с "круглым УВТ" не наблюдается нигде. А ведь оно, вообще-то, далеко не лишнее - если не по маневру, как таковому, то по безопасности полета, обусловленной бОльшим числом органов управления. Для палубных машин, например, УВТ весьма нелишиний. Ан, нетутя...
Ну, испытали же их давным давно, и летали, и в горизонтальной плоскости плашмя разворачивались - сам кадры с F-16 видел, в той же педераче. Опять же, я не специалист, но трудно поверить, что, сделав и испытав продукт еще в середине восьмидесятых, его за 15-20 лет не смогли довести до ума. Поскольку много всяких приводочков, запутаешься с ними нахрен... В-2 за это время сделали, F-22, F-35... а сделанное хрен знает когда сопло довести - ну не шмогла. Отсталая технология не позволила.
Или, может быть, решили, что не шибко нужно?
MD>> Кроме того, как я понимаю, кривизна поверхностей должна там быть очень точно рассчитана, и делать круглое сопло (да еще и с перпедникулярным оси срезом) - это сразу крест на малозаметности ставить. Или нет?
Aaz> Вопрос спорный и туманный... Для плоского сопла ИК-заметность на некоторых режимах снижается, а в РЛ-диапазоне, полагаю, разница совсем мизерная.
А угловатые створки на F-22 зачем? Они на что-то, кроме РЛ-заметности, могут влиять?
Кроме того, если я правильно понимаю, огромное большинство времени полета УВТ не предполагается работать, это фича для отдельных специальных режимов, при которых РЛ-заметность не важна или не критична - взлет-посадка, БВБ... А в нормальном боевом полете он не отличается в этом смысле от B-2 или F-117. Так? Тогда и понятно, зачем угловатые створки, и понятно, почему круглое сопло сильнее светиться будет, и почему от него отказались.