Здравствуйте, уважаемый Fakir.
Fakir> Не так. Конформным отображением любой крыльевой профиль можно преобразовать в круг - не заменить, а именно преобразовать. Обтекание круга (ну, цилиндра) - рассчитано и известно. И обратным преобразованием можно на основании картины обтекания цилиндра получить картину обтекания профиля.
Что «не так»? Что это «преобразовать»? Именно заменить явление математической условностью, «для простоты».
Fakir> Т.е. это не приближение, как приближение лося шаром при расчёте его (лося) теплового режима, а именно честное решение. Приближение лишь в том, что задача сводится к плоскому обтеканию несжимаемой невязкой жидкостью.
Какое «честное»? Честное, это метод конечных элементов, скажем. Но и тут действительность заменяется на виртуальный мир сеток и условностей, зато ближе к сути происходящего.
Кстати, математически обтекание невязкой несжимаемой жидкостью («задача Эйлера», вроде) имеет теперь точный аналитически определённый ответ — ноль. Вот только сопротивление тела в такой (сверхтекучей) жидкости, к несчастью, будет точно равно нулю.
А если ещё и на математику таких решений поглядеть, то просто жуть берёт, от всех этих «при малых углах, синус...», которые сводят применимость теорий к безделице. Моё особое мнение состоит в том, что теоретики в гидродинамике — дармоеды-вредители. Но здесь спорить не буду, не пытайтесь.
>>Это применение Жуковским и Чаплыгиным модного подхода в новой области.
Fakir> Ну и формулировочка... Это не "применение модного подхода", это умелое и грамотное применение подходящего матаппарата - и его развитие. В чём Жуковский вполне отметился.
Неужели? Ну издал громкую работу вовремя, стал знаменит. Какие насущные задачи решил? Винты НЕЖ? Громокряк КОМТА? «Святогор»? Даже для России его работы — что были, что не было. Ведь были учёные и инженеры явно покруче. Впрочем, видимо обаятельный был, умел учить — это очень важно.
Fakir> Эдак можно сказать, что общая теория относительности - просто применение Эйнштейном модного тензорного подхода, заимствованного из механики сплошных сред
Попробуйте, если «можно». Неужели надо развернуть, чтобы Вы увидели, что нельзя?
Д.Ж.>>Впрочем, роль Жуковского в советское время безобразно раздута.
Fakir> Вполне нормально отражена - может быть, местами разве что с преувеличениями.
Дела делались в Петербурге, в Гатчине, в университете столицы, в развитых экспериментальных и научных центрах, у сложившихся деятелей. Жуковский безусловно имеет только учеников. Да и тут, к сожалению, не поймёшь что было бы, если б другие группы попросту не выгнали б из страны, не разорили бы.
Причём, это уже не о НЕЖ прямо, послереволюционное натягивание одеяла именно москвичами заткнуло многие ростки. Московские действовали со всё большим нахрапом до сих самых пор. Теперь уже не вообразить, как много в России раньше культурных центров бывало. НЕЖ оказался в начале этого, возможно безвинно, но быстро превратился в миф, в кумира, в легенду, в средство такого развития. Это выгодно ученикам, они становятся учениками полубога, «того самого!». Я это не раз наблюдал даже в своём институте, в честь моего профессора назвали улицу...
>>Он никак не первый применил научный подход в аэродинамике, до него, в XVIII веке старались замечательные умы.
Fakir> Они несколько иными вещами занимались. Никто из них не занимался теорией подъёмной силы крыла (ну, у Ньютона была теория, хоть и не совсем крылом он занимался, ЕМНИП, но она начинает работать только на гиперзвуке).
Как не занимались? Почитайте, хотя бы, предоставленные мною ссылки. Именно теорией, именно крыла. А Ньютон, по мнению фон Кармана, оказал неоднозначное воздействие на развитие тут.
>>Но более того, Жуковский и в России не был ни первым, ни самым плодотворным. Не говоря о том, что аэро- гидродинамики-теоретики немцы служили в Петербургской академии наук — Эйлер, Вейерштрасс, скажем!
Fakir> Ерунда какая-то. Ни Эйлер, ни Вейерштрасс (который к Петербургской академии наук отношения не имел - ну, как член-корреспондент разве, тут не помню) не применяли в гидродинамике методов ТФКП, не дали теории подъёмной силы крыла. В отличие от Жуковского. Который применил в т.ч. конформные преображения, что позволило "переносить" результаты, полученные для обтекания цилиндра, на любой, вообще говоря, профиль. В математической стороне этого дела отметился - функцию Жуковского помните?
Эти учёные прямо влияли на уровень работ Петербургского университета. Эйлер просто жил в России. Хорошей теории подъёмной силы, мне кажется, нет до сих пор, да и нужды в ней, пожалуй. Исторический обзор лучше читать не у меня, а, наоборот, у фон Кармана. Он трудился. Я лишь могу подбавить фамилий крутых физиков, которые прямо занимались развитием гидро- и газодинамики.
Fakir> Разгонными вихрями, опять же, занимался.
«Мы пахали».
Fakir> ЕМНИП, и концевыми вихрями тоже - впрочем, не уверен... кажется, понятие индуктивного сопротивления всё-таки кто-то из немцев ввёл...
Прандтль, вроде. Не так и важно, так как методология экспериментально математического разделения составляющих таких явлений отработана гидродинамиками флота. Правильный научный эксперимент тут важнее...
А, ближе к теме, американцы уже в тридцатые именно тут совершили такой рывок, что остальным уже не угнаться. До того как США стали ведущей страной мира.
Д.Ж.>>А ещё напомню, что авиация не в центре усилий тогда, зато артиллерия (аэродинамические трубы) и гидродинамика (теория эксперимента, прежде всего) были весьма развиты.
Fakir> И к чему это?
К тому, что инженерия как наука не предполагает ведомственности. Аэро- и гидродинамический эксперимент разработан не для авиации, до её появления и только спесь мешает многим это заметить, ведёт к невежеству.
Fakir> Это имеет какое-то отношение к теории подъёмной силы крыла?
Никакого.
Д.Ж.>>Вихревое обтекание, вихревую подъёмную силу разрабатывали уже всякие Прандтли с фон Карманами и многие прочие.
Fakir> Что значит - уже? Это было примерно одновременно с работами Жуковского и Чаплыгина.
Теперь бы сравнить аэродинамические достижения немцев (австро-венгров) и Жуковского на деле, в истории. Если в теоретизировании, в содержательном обсуждении того, «кто первым сказал э-э-э-э» можно спекулировать в пользу любой страны, хоть Румынии, то тут-то становится многое ясно. И надо бы учесть, что, скажем, Сикорский — лучший отечественный деятель того времени — не получил поддержки московского «гнезда». И воздухоплавание даже развивалось как-то вяло и в стороне от этих теорий.
Впрочем, это лишь мои догадки. Надеюсь понятные. Если спорить, то только почитав фон Кармана, хотя бы, и только отдельно.
Дмитрий Журко