Памятливый45>> (кстати забыл спросить про материал конструкции посадочной ступени ЛМ, там не титан ли применялся? если титан, то тогда этот ракурс вопроса врядли уместен.)
Старый> Вот щит под соплом двигателя какраз из титана. Чиста случайна так...
Титан, сволочь такая, очень хорошо горит (особенно в кислороде)
Могу рассказать из чего сделаны газоходы у протоновского старта (95 пл.) и у Энергии (УКСС - 250 пл и Бурановский старт - 110 пл).
Пламяотражатели там из стали. Марку точно не назову но на
внешний взгляд черняшка.
На УКСС газовод покрыт сначала стальными а потом бетонными плитками, на бурановском в центре непосредственно под изделием стоит офуенного размера конус из стали а дальше видимо так, как на УКСС (в то время когда я там был всё это было завалено мусором который сгребли туда после старта).
Сталь на протоновском старте при штатном запуске не плавится, но были и нештатные, когда ракета поднялась на несколько метров, потом около минуты "висела" непосредственно над стартовым столом в нескольких метрах, потом автоматика "очухалась" и дала полную тягу и самое смешное всё что нужно было вывести, вывелось штатно. Вот такая на протонах автоматика была
Само собой от стартового стола остались одни расплавленные головёшки
В штатном режиме там слегка подплавляется бетон, превращается в такую стекловидную массу(у меня валяется пара кусочков на память) но не очень сильно, толщина стекловидной корочки около 5 мм. Из за этого после каждого старта бойцы проводять там ремонт.
Заливают бетоном то, что расплавилось. Это обычно то место, где кончается сталь и начинается непосредственно бетон.
С Энергией всё сложнее. Там при старте стальные и бетонные плиты разлетались в стороны как конфетти
После старта Бурана все окресности были завалены этими плитками. Они правда сами небольшого размера. Ну наверное метр в ширину а может и меньше. Правда (может кто не в курсе) это было из за нештатной работы системы защиты старта. Там во время старта по мере подъёма РН должны были включаться несколько поясов водяной завесы но они не сработали. Работала только сравнительно хиленькая система тушения розливов керосина (она вроде врубалась автоматически после запуска двигателей). Само собой таким "душиком" гасить действие двигателей первой ступени невозможно.
PS: Алюминий режут кстати не на избытке кислорода а на избытке горючего. Его "зажечь" в кислороде как сталь сложно из за его высокой теплопроводности и окисной плёнки. Вид реза алюминиевого бруска и алюминиевой плиты сверхзвуковым резаком прилагается.