Д.Ж.> Полагаю, что Жуковский не о тех вихрях. В конце XIX века самой развитой и модной была электродинамика, ставшая, с подачи Гельмгольца, вихревой. «Присоединённый вихрь» — это, по-моему, математическое обобщение, мнэ: «крыло условно можно заменить...» — «предположим, что человек имеет форму шара». Это применение Жуковским и Чаплыгиным модного подхода в новой области.
Ерунда полная. Вы не понимаете, о каких вихрях и каких приёмах речь. Если посмотреть "Историю теории эфира и электричества" Уиттекера, наиболее фундаментальную книгу по истории электродинамики, вы не отыщите там ничего похожего на вихри - т.е. 2-мерные задачи и соответствующий матаппарат, - рассматривавшиеся Жуковским.
>Прочтите тут, скажем:>Прекрасный обзор самого знаменитого аэродинамика мира (PDF, 15 Мбайт).
Книжка неплохая, но, скажем так, простенькая и не вдаётся в подробности. Именно что для первокурсников хороша. Очень многое остаётся за кадром, особенно из области теоретической гидродинамики.
Fakir>> Не так. Конформным отображением любой крыльевой профиль можно преобразовать в круг - не заменить, а именно преобразовать. Обтекание круга (ну, цилиндра) - рассчитано и известно. И обратным преобразованием можно на основании картины обтекания цилиндра получить картину обтекания профиля.Д.Ж.> Что «не так»? Что это «преобразовать»? Именно заменить явление математической условностью, «для простоты».
Удачный выбор модели - великое дело. Толково выбранное приближение может дать весьма сильный результат. Главная заслуга Жуковского - выбор 2-мерного приближения, и очень сильного матаппарата, пригодного именно для 2-мерных задач.
2-меризация 3-хмерной задачи лишь кажется чересчур условной, на самом деле - это очень сильный приём (если его грамотно и к месту применять, конечно). Навскидку - уравнение Чарни-Обухова динамики планетных атмосфер, описывающее динамику крупных вихрей в атмосфере, всяких там циклонов и т.п. Казалось бы, уж атмосфера-то явно не "плоская" - а соответствие получается очень неплохое.
Fakir>> Т.е. это не приближение, как приближение лося шаром при расчёте его (лося) теплового режима, а именно честное решение. Приближение лишь в том, что задача сводится к плоскому обтеканию несжимаемой невязкой жидкостью.Д.Ж.> Какое «честное»? Честное, это метод конечных элементов, скажем. Но и тут действительность заменяется на виртуальный мир сеток и условностей, зато ближе к сути происходящего.
Нет, всякие там методы конечных элементов, частиц в ячейках и т.п. - это весьма дубовые методы. Они позволяют рассчитать - иногда хорошо - конкретные случаи, но из них весьма затруднительно выявить какие-либо общие закономерности.
Д.Ж.> Кстати, математически обтекание невязкой несжимаемой жидкостью («задача Эйлера», вроде) имеет теперь точный аналитически определённый ответ — ноль. Вот только сопротивление тела в такой (сверхтекучей) жидкости, к несчастью, будет точно равно нулю.
Читайте Ландавшица
Точный ноль будет, лишь если оставаться в приближении абсолютно невязкой жидкости. Если модель немного "доработать руками" - сопротивление сразу появляется, и рассчитывается. При помощи методов, предложенных именно Н.Е.Жуковским.
Д.Ж.> А если ещё и на математику таких решений поглядеть, то просто жуть берёт, от всех этих «при малых углах, синус...», которые сводят применимость теорий к безделице.
Плохо глядели.
>Моё особое мнение состоит в том, что теоретики в гидродинамике — дармоеды-вредители. Но здесь спорить не буду, не пытайтесь.
Круто закручен сюжет!
А мужики-то не знают - академик Лаврентьев, дурак такой (кстати, в прикладнухе очень даже отметился), в своих книжках по гидродинамике почему-то всё теорию да теорию гонит, всё про ТФКП да ТФКП... Может, вы бы к очередному изданию его работ предисловие написали, рассеяли заблуждения?
А то ведь Брокгауз с Ефроном полвека обманывают человечество
Д.Ж.> Неужели? Ну издал громкую работу вовремя, стал знаменит.
Да, действительно - мелочь какая
А остальные, наверное, ленились - да что нам те громкие работы издавать? Лучше пива выпьем
А так, конечно, каждый второй мог издать и погромче, и пораньше
>Какие насущные задачи решил?
Какие насущные задачи решил Ньютон? (руководство Английским монетным двором не рассматриваем
)
Какие насущные задачи решил Максвелл со своими уравнениями?
Близорукость у вас какая-то. "Здесь и сейчас" подавай.
>Винты НЕЖ?
В теории винтов вроде бы сделал нечто важное. Но тут не силён, утверждать не буду.
>Громокряк КОМТА? «Святогор»? Даже для России его работы — что были, что не было.
Ширше смотреть надо, а не так, пардон, кондово.
Предложенные им идеи и методы играли и играют весьма важную роль в теоретической гидродинамике.
Кстати, а разве к слесаревскому "Святогору" (ни разу не взлетевшему, так что о его качествах судить трудно), Жуковский разве имел отношение?
>Ведь были учёные и инженеры явно покруче.
Покруче - в чём?
Fakir>> Эдак можно сказать, что общая теория относительности - просто применение Эйнштейном модного тензорного подхода, заимствованного из механики сплошных сред Д.Ж.> Попробуйте, если «можно». Неужели надо развернуть, чтобы Вы увидели, что нельзя?
Можно, легко и непринуждённо (если пользоваться вашей логикой, конечно)
По вашей логике, Минковский, "геометризовавший" специальную теорию относительности, вообще ничего путного не сделал - и чего это его все к отцам теории причисляют?
Попробуйте развернуть
Fakir>> Они несколько иными вещами занимались. Никто из них не занимался теорией подъёмной силы крыла (ну, у Ньютона была теория, хоть и не совсем крылом он занимался, ЕМНИП, но она начинает работать только на гиперзвуке).Д.Ж.> Как не занимались? Почитайте, хотя бы, предоставленные мною ссылки. Именно теорией, именно крыла. А Ньютон, по мнению фон Кармана, оказал неоднозначное воздействие на развитие тут.
Ну и? Занимались, но не получили верных результатов, при всём к ним уважении. Ну не было до Жуковского хорошей теории подъёмной силы крыла.
>>>Но более того, Жуковский и в России не был ни первым, ни самым плодотворным. Не говоря о том, что аэро- гидродинамики-теоретики немцы служили в Петербургской академии наук — Эйлер, Вейерштрасс, скажем!Fakir>> Ерунда какая-то. Ни Эйлер, ни Вейерштрасс (который к Петербургской академии наук отношения не имел - ну, как член-корреспондент разве, тут не помню) не применяли в гидродинамике методов ТФКП, не дали теории подъёмной силы крыла. В отличие от Жуковского. Который применил в т.ч. конформные преображения, что позволило "переносить" результаты, полученные для обтекания цилиндра, на любой, вообще говоря, профиль. В математической стороне этого дела отметился - функцию Жуковского помните?Д.Ж.> Эти учёные прямо влияли на уровень работ Петербургского университета. Эйлер просто жил в России. Хорошей теории подъёмной силы, мне кажется, нет до сих пор, да и нужды в ней, пожалуй.
Вейрштрасс к гидродинамике вообще никаким боком. К России - тоже. Ну, разве что Ковалевская его ученицей - но её выдающиеся результаты относятся совсем к иной области, динамике твёрдого тела с закреплённой точкой (т.н. "случай Ковалевской").
>Исторический обзор лучше читать не у меня, а, наоборот, у фон Кармана. Он трудился.
Еще лучше почитать хорошие книги по теоретической гидродинамике
>Я лишь могу подбавить фамилий крутых физиков, которые прямо занимались развитием гидро- и газодинамики.
Сколько угодно. Их фамилий значимости вклада Жуковского никак не изменят
Д.Ж.> Прандтль, вроде. Не так и важно, так как методология экспериментально математического разделения составляющих таких явлений отработана гидродинамиками флота. Правильный научный эксперимент тут важнее...
Вы просто не понимаете важности теории, по-видимому.
Fakir>> И к чему это?Д.Ж.> К тому, что инженерия как наука не предполагает ведомственности. Аэро- и гидродинамический эксперимент разработан не для авиации, до её появления и только спесь мешает многим это заметить, ведёт к невежеству.
Не путайте инженерию с гидродинамикой, как наукой. Это именно что инженерная спесь
Д.Ж.> Теперь бы сравнить аэродинамические достижения немцев (австро-венгров) и Жуковского на деле, в истории. Если в теоретизировании, в содержательном обсуждении того, «кто первым сказал э-э-э-э» можно спекулировать в пользу любой страны, хоть Румынии, то тут-то становится многое ясно.
Смотрим книги по теоретической гидродинамике, и всё становится ясно
Д.Ж.> Впрочем, это лишь мои догадки. Надеюсь понятные. Если спорить, то только почитав фон Кармана, хотя бы, и только отдельно.
Фон Кармана для таких споров совершенно недостаточно. Ландавшиц и Лаврентьев - как минимум
Д.Ж.> Вы бы ещё читали, то что я написал. Первые оценки сопротивления, связанные с вихреобразованием проведены британцем Lanchester.
Неправда. Как следует, в частности, из книжки фон Кармана, Ланчестером была выдвинута идея о роли вихрей в создании подъёмной силы, но, по всей видимости, не владея в должной мере матаппаратом, никаких оценок он сделать в принципе не мог - в отличие от сильного математика Жуковского (напомню, что имя Жуковского можно встретить в любом учебнике по теории функций комплексного переменного).
>До того, как Жуковский с Чаплыгиным опубликовали работу о безотрывной, ламинарной, без учёта вязкости модели подъёмной силы, сопротивление в такой модели, скажем, точно равно нулю, крыло создаёт только вертикальную силу (!), никаких вихрей, чистая математика.
Это очень полезное и плодотворное приближение. Безотрывное ламинарное обтекание - приближение вполне приемлимое. Нахождение подъёмной силы - тоже весьма важный момент.
Но самая главная заслуга Жуковского - безусловно, удачный выбор двумерной модели и очень подходящего для 2-мерных задач матаппарата.
Д.Ж.> Позднее, сразу после Империалистической, von Karman предложил "теорию вихревого следа", с помощью которой можно было оценить, как я понимаю, места отрыва потока и форму вихревого следа.
Замечу, кстати, что сопротивление вихревого следа можно рассчитать, как раз пользуясь 2-мерным приближением и матаппаратом ТФКП (см., напр., Ландау и Лифшиц, том "Гидродинамика"). Т.е. именно на основе идей и приёмов, введенных в гидродинамику Жуковским.
Д.Ж.> Причём опять, кроме индуктивного сопротивления крыла конечного удлинения, никакое другое оценить теоретически было невозможно.
Вы путаете индуктивное сопротивление с сопротивлением вихревого следа в "плоской" задаче.
И как раз сопротивление вихревого следа вполне можно рассчитать - на оснований приёмов, предложенных Жуковским.
>Только опыты. А вот опыты велись с XVII века, по крайней мере.
И толку от них было не очень много.
Д.Ж.> Да? А как быть с тем, что "теорема Жуковского" и "условие Жуковского-Чаплыгина" на самом деле независимо и раньше проработаны Kutta?
ЕМНИП, у фон Кармана же написано, что не раньше, и уж наверняка менее полно
К тому же обратите внимание - не зря, не зря Карман (который вовсе не факт, что строго объективен, при всём к нему уважении) почему-то говорит о "теореме Жуковского"