Нужны ли дирижабли?
Да, нужны. Этот вывод неоспорим. Доказывать обратное непродуктивно.
Единственное, о чём можно говорить – только о конструкторском решении и экономике.
Экономика. Сегодняшняя.
Доставка тонны груза в Билибино (Чукотка) сегодня из ЦРС (подмосковные аэропорты)
200-220 тыс/руб тонна (Таких населённых пунктов можно найти на Чукотке ещё несколько)
Объём – 180-240 тонн/месяц (с учётом других населённых пунктов 900-1200 тонн\месяц)
Выручка валовая (min) авиаперевозчика 200000х180=3600000 (~$ 137000).
Чистая прибыль с такого рейса ориентировочно $20000
Самолёт Ан-12 при загрузке 12 тонн.
При скорости 120км/час дирижабль покроет расстояние (69-я широта)10000км за 85 часов или 3,5 суток.
С учётом погрузки-разгрузки, обслуживания, непредвиденных обстоятельств отведём на рейс– 5 суток.
Груз должен доставляться через равные промежутки времени по 20 тонн.
Такой промежуток – 3-е суток исходя из времени доставки и грузоподъёмности.
Маршрут движения Дирижабля должен быть постоянным - с запада на восток, с использованием приполярных стабильных воздушных потоков.
Тогда транспортная схема будет выглядеть следующим образом.
ЦРС – центральные районы страны; ЦР – центральные районы
Загрузка в ЦРС, разгрузка в Билибино, загрузка в Билибино (товар найдётся для Канады, или Европы, или для ЦР России), разгрузка в Канаде, загрузка в Канаде, разгрузка в Европе, загрузка в Европе, разгрузка в ЦР России – загрузка и т.д. по кругу.
Полёт дирижабля в приполярных воздушных потоках потребление топлива будет минимально и никакого встречного ветрового сопротивления.
Топливо - водород из оболочки.
Вариант 1
Потреблённый водород восполняется гелием, который необходимо возить с собой. Естественно, Водород и гелий не должны смешиваться. Для этого отсеки должны иметь, к примеру, мембранную перегородку или другую, перемещающуюся внутри и позволяющую заполнять отсеки оболочки либо полностью (наполовину, на четверть) водородом или гелием.
Пополнение оболочки водородом производится в местах погрузки-разгрузки с одновременной закачкой гелия из оболочки дирижабля в баллоны (необходимо соответствующее оборудование для производства водорода и закачки гелия из оболочки в баллоны).
Вариант 2
Отсеки, из которых водород расходуется для двигателей, вакуумирутся без потери объёма.
Однако, это сложно. Хотя, если появится соответствующий конструкционный материал легче воздуха, вполне реально.
Транспортная схема с использованием дирижаблей, способных нести полезную нагрузку 20-30 тонн и направлением движения с запада на восток вокруг земного шара в приполярных воздушных потоках, могла бы выглядеть так.
Один градус долготы по 69 широте равен примерно 80 км. 360 х 80 =28800 км.
Для Билибино 20 тонн груза должны поступать регулярно 1 раз в 3-е суток,
Старт каждого дирижабля из ЦРС через 3-е суток.
На 28000 км их понадобится 4-ре.
За год объём перевозок 2400 тонн для Билибино. Или 24 000 000 тн/км всего.
На один дирижабль 600 тонн или 6 000 000 тн/км.
Максимальный объём перевозок одним дирижаблем в идеале может быть 20 х 28000х36=20 160 000тн/км. Это недостижимо. Реально можно иметь 16 500 000 – 17 000 000 тн/км год.
Если подсчёты неверны – поправьте.
Таким образом. При перевозке 12 тонн самолётом Ан-12 по маршруту ЦРС-Билибино перевозчик имеет ориентировочно $20000 чистого дохода.
Пусть такие же тарифы будут применяться для перевозок дирижаблем и с перевозки тоже будет такой же доход.
20000/12 = 1670 долларов тонна – доход. 20 тонн 33000 долларов.
При условии, что дирижабль будет совершать челночные рейсы из ЦРС в Билибино и обратно всего за год 36 полётов х 33000 = 1 200 000.
При условии, что постройка дирижабля с грузоподъёмностью в 20-30 тонн будет сравнима со стоимостью Боинга (а это как посмотреть) и амортизационные расходы не заложены в затраты, окупаемость 20-25 лет.
Это если так.
А если дирижабль пустить по круговому маршруту – окупаемость 5-6 лет.
Конечно, все эти выкладки приближённы. Но они близки к реальности.
Технологии разгрузки, погрузки, обслуживания на сегодняшний день не представляют сложностей. Вполне решаемые вопросы и по вполне приемлемым ценам.
Поэтому я за дирижабли.