Генератор дирижаблей для юных дирижаблестроителей!
Данный Exel-овский файл генерирует приблизительные параметры дирижаблей в зависимости от введенной ДЛИННЫ.
Дирижабли построены по комбинированной полумонококовой схеме. Такая схема в которой силовые нагрузки от масс – груза, оборудования, тяги двигателей, массы самой конструкции воспринимаются пространственным силовым набором, а аэродинамические нагрузки – жесткой оболочкой, является на сегодня самой рациональной.
Силовой набор дирижабля - двухслойная с раскосами сетчатая сферическая структура. «Узлы и соединительные стержни формируют пространство, заключенное межу ними, — зону. Зоны могут быть в виде тетраэдра, гекосаэдра (куба), октаэдра, додекаэдра, икосаэдра (треугольника) и т.д. Их форма может обеспечивать или не обеспечивать жесткость стержневой системы, например, тетраэдр, октаэдр, икосаэдр являются жесткими.
Стержневые элементы — из круглых труб диаметром 60…120 мм, t = 4…8 мм. Наружная сферическая поверхность формируется стержнями из круглых или прямоугольных труб, внутренняя поверхность купола и раскосы — из круглых труб. Трубчатые элементы стыкуются с помощью узлового соединения на болтах из нержавеющей стали класса А2. Болты работают как двухсрезные. По принятой схеме в узел приходит максимум 9 стержней, всего же такой узел может состыковать 12 стержней. Диаметры труб соответствуют расчетным усилиям. Еще одно хорошее свойство структур — возможность изменения материала в соответствии с изменением усилий в элементах. Так, для оптимизации всей конструкции нижняя, наиболее нагруженная часть сделана из коррозионно-стойкой стали НС-5Т, хотя для этой цели подходят и обычные — Ст. 20 или 09Г2С. Но по соотношению цена-качество лучший вариант — высокопрочная азотистая сталь НС-5Т, которая имеет высокие прочностные параметры: R = 491 МПа, ударная вязкость KCV = 98 Дж/м2. Верхняя часть структуры выполнена из коррозионно-стойких легких алюминиевых сплавов 1915Т или АДЗЗТ1, узловые элементы — из стали НС-5Т или ЗОХГСА. Большинство стержневых элементов выполнены из труб длиной менее 3,3 м. Стержни под большие сжимающие нагрузки и длиной более 3,3 м — из двух труб с заполнением пространства между ними сотовым заполнителем из номекса или алюминиевой фольги АМГ-2н.»
«Структурная оболочка имеет большой ресурс прочности, надежности и живучести Живучесть конструкции очень высока, благодаря замечательному свойству перераспределять нагрузку при выходе из строя некоторых стержней.»
Оболочка дирижабля выполнена из четырехслойного стеклопластика, — крепится саморезами к прямоугольным или круглым трубам верхнего пояса. Крепеж (болты, гайки, шайбы) — из нержавеющей стали класса А2, в узлах с большими усилиями — из высокопрочных болтов и гаек.
Изнутри конструкция ограждена от баллонов с газом мягким геотекстилем
Баллоны с газом (семнадцать баллонов) выполнены из металлизированной (железом, серебром) майларовой пленки (27грамм/м
2). Внутри каждого баллона, кроме крайних и среднего, находиться баллонет, выполненный точно так же, как и баллон, емкостью в 75% от емкости баллона.
Наддув баллонетов (до 0,5атм) осуществляется отбором воздуха от двигателей(либо специальным вентилятором)
Запас несущего газа находиться в композитных баллонах под давлением 400атм. Водяной балласт и топливо – в мягких флекситанках.
В качестве двигателей приняты турбовентиляторные Д-27. при их числе менее единицы
– вертолетные Т7-117.
Монтаж. Монтаж структуры похож на сборку конструктора для взрослых. Согласно монтажной схеме, стержневые элементы и узлы с помощью крепежа и гаечных ключей собираются в пространственную структуру. Монтаж производится снизу вверх поярусно.
Сборку структуры на открытой площадке можно производить с помощью передвижных самоходных подмостей ПВС-12 (луноход), верхнюю часть собирать на отм. 0,00 и, подняв с помощью крана на проектную отметку, домонтировать переходные стержневые элементы с уже собранной частью.
Возможны также другие варианты монтажа.
В расчете не учтены массы трубопроводов, электропроводки, пассажирских кабин, погрузочного оборудования и т.д.
Масса нагрузки равна максимальной подъемной силе минус массе конструкции и балласта и включает в себя и топливо и кабины экипажа и проч. оборудование. Максимальная длинна дирижабля 750 м, минимальная 200м – при других размерах недейственен расчет конструкции.
Прочность конструкции дирижабля рассчитана из того, что лежащий на земле дирижабль полностью лишенный несущего газа не менее 100 лет должен выполнять роль здания
Ник