14/4.07
Харбисон в главе 96 (причём всё это происходит в марте-июне 1952-го) пишет :
“В задачу F-86 входило также обеспечение Района действия наших истребителей-бомбардировщиков. Иногда мы могли наблюдать МиГи визуально по появлению пылевых хвостов при выруливании и взлёте непосредственно с их аэродромов, находящихся по северную сторону реки Ялуцзян. Иногда информация о МиГах поступала от радионаводчиков, находящихся на вражеской территории (Y) - нас предупреждали о взлёте очередной группы противника. Эти предупреждения постепенно становились для нас всё более и более важным источником. Во многих же случаях единственным предупреждением для нас был момент сброса противником ПТБ во время пересечения им Ялу. Падающие со сверкающими потоками керосина баки видны с большой дистанции. Огромное значение для обеих сторон имеет также определение места противника по инверсии...”.
Конец цитирования. В главе 49 Харбисон говорит, что:
“Эффективность действий Сэйбров страдала от недостатка информации о находящихся в воздухе самолётах противника от штурманов наведения. Такая информация поступала от авианаводчиков или в результате радиоперехвата с использованием самолёта-ретранслятора, мы называем его “Stovepipe”. В основном это весьма приблизительная информация примерно такого содержания – “Группа Бандитов в районе Аньдуна”. Или – “вторая группа Бандитов 30 километров юго-восточнее Анджу”, и так далее. При этом отсутствует информация о высоте самолётов противника, а общая информация поступает с задержкой. Иногда мы получаем целеуказание от нашей РЛС на острове Чо-до. Однако эта РЛС не имеет возможности наведения на цель...”.
Конец цитирования. А дальше он жалуется, что МиГи как раз наоборот... В том смысле, что у наших буквально всё было, да при том ещё и работало безукоризненно.. Да при том МиГи всё время летали над собственой территорией, а вот ИМ наоборот хреново приходилось – топлива мало, да и вообще.... По поводу топлива я вам приведенным рассчётом уже доказал, что Л.Крылов оказался совершенно прав, а Харбисон – нет, так как он не знал специфики работы наших ИАД. Кому не доказал – повременной рассчёт на стол.
Теперь докажу, что и с обеспечением РЛС у нас было ненамного лучше. Ведь представленный ранее рассчёт – общий рассчёт, а ведь наши РЛС и радионаводчики тоже “не лыком шиты” – тоже хлопки давали, а как их не дать, ведь это уже не модель, а реальные боевые действия. В результате во многих случаях наши лётчики обнаруживали противника слишком поздно. Единственное различие, что наши посты ВНОС находились не на вражеской, а на своей территории. Ещё раз вынужден привести цитату из Самойлова, из Армады-10, Л.Крылов, стр.61:
“9-го сентября 1951г. я сделал первый вылет в качестве ведущего пары... Мы летели шестёркой в районе Анджу, где, в основном, все воздушные бои завязывались – там переправы были, американцы их часто штурмовали. И вот нам передают с наземного пункта наблюдения – Кто идёт шестёркой? Вас атакуют 24 Сэйбра! – Мы посмотрели, а вот уже, близенько. Что делать? Шестёрку вёл Охай...”
Конец цитаты. Но из текста ясно, что предупреждение поступило от поста ВНОС, а не от РЛС – то есть РЛС не видела ни черта и всё. Да и когда поступила, когда “они уже близенько”... Тут уж не о наведении Охаю было думать, а как выйти из под удара, куда “тянуть”, разве не так?
А вот ещё очень похоже на ситуацию, описанную выше Харбисоном в главе 96:
“Во многих же случаях единственным предупреждением для нас был момент сброса противником ПТБ во время пересечения им Ялу. Падающие со сверкающими потоками керосина баки видны с большой дистанции ”
Конец цитаты. И наши от них далеко “не отстали”. Вот Николай Иванов (Л.Крылов и Ю. Тепсуркаев,
Н.И.Иванов :
“1.08.52 я вылетел по команде с СКП в группе п/п-ка Чиж на перехват противника. Я вел второе звено. При подходе к 43-ей зоне я шел слева сзади ведущего звена. ...Я, как замкомэск, вел второе звено второй восьмерки. По радио передавали постоянно, что вокруг «Сейбры», что их очень много. Я, конечно, стреляный воробей, но в этих-то боях не участвовал. Очень я себя напряженно чувствовал, как и каждый, кто противника не видит, но знает, что он повсюду вокруг. Первое, что я увидел - это летящие баки, и за ними шлейфы керосина. ”
Конец цитаты. Видите как похоже? Ну и где опять “гуляли” наши РЛС? И таких ситуаций с обеими сторонами сплошняком. Однако это не повод отказываться от целеуказания и наведения даже днём. РЛС (как и другими средствами целеуказания) пользовались обе стороны с примерно одинаковой эффективностью. Не думаю, что данные американских станций уступали нашим. Кроме того и Igor_K согласился со мною в постах 31/3.07 и 2/4.07 – почитайте. Конечно можно возразить, что ни он, ни я не являемся специалистами в этой области и фактически не нашли ТТД их радаров. Но до предъявления пока вот так. Кроме того не забудьте, что никто не знает данные их корабельных РЛС и их позиций в море.
Так что можно сделать общий вывод, что РЛС-то РЛС-ами, но из-за постоянного преимущества в нанесении первого удара авиация США обладала изначальной инициативой. Эта инициатива совершенно не зависела от уровня подготовки – то есть она происходила не из-за преимущества американских пилотов над советскими, и не из-за ТТД самолётов, и не из-за количественного превосходства одной стороны над другой, а из-за общей конфигурации ТВД и совершенно разных задач решаемых сторонами.