В Иркутске пропали четыре школьницы
Исследователи создали пятую группу крови
Другие новости Другие новости
00:21 | «Комсомольская правда»
Расследование катастрофы в Самаре: Судьбу Ту-134 решили две секунды
Экипаж слишком поздно стал уходить на второй круг
Корреспондентам «Комсомолки» стали известны подробности крушения самолета Ту-134 в самарском аэропорту «Курумоч». Напомним, что 17 марта борт при посадке задел крылом землю, опрокинулся и разломился на куски. В авиакатастрофе погибли 6 человек.
До окончания работы комиссии по расследованию причин ЧП делать окончательные выводы мы не имеем права, но по некоторым материалам расшифровки данных «черного ящика» и комментариям их нашими экспертами-авиаторами, картина крушения выглядит примерно так.
Когда самолет шел уже на высоте 400 метров в 9 км от взлетно-посадочной полосы, диспетчер сообщил экипажу о погодных условиях в аэропорту: скорость ветра — 2 м/сeк., рассеянная облачность, высота облачности — 320 метров. Видимость — 2300 метров.
До высоты 250 метров самолет шел в автоматическом режиме.
В 6.30* диспетчер сообщил: видимость — 800 — 1200 метров. Это нормальные для посадки условия. Экипаж спокоен. Активное пилотирование осуществляет второй пилот Андрей Лопанов.
Высота — 150 — 200 метров. По мере снижения туман сгущался. За 2,5 километра до взлетно-посадочной полосы видимость стала ухудшаться, но экипаж этой информации не получил. Пилоты шли в полной уверенности, что видимость не будет меньше 800 метров. А для аэропорта типа «Курумоч» 800 метров видимости — нормальные условия. Похоже, командир не обращает внимания на то, что вертикальная скорость снижения самолета слишком большая: 7 — 8 м/сек. вместо рекомендуемых при посадке 2,4 — 3 м/сек. Экипаж продолжает снижение в сплошной облачности и условиях приподнятого тумана.
Высота — 60 метров. До катастрофы — 8 секунд. Прибор в кабине экипажа дает короткие звуковые сигналы. Это значит, что пора принять решение: идти на посадку или заходить на второй круг. Решение принято: самолет идет на посадку. В активное пилотирование вмешивается командир воздушного судна Олег Зубков. Он пытается перейти на визуальный полет. При этом он отвлекается от приборов, допускает уклонение вправо и увеличивает вертикальную скорость больше расчетной. Борт «проваливается» еще на 7 метров.
Высота — 22 метра. Пытаясь выровнять самолет, командир теряет десятые доли секунды. Земли не видно.
Высота — 18 метров. До катастрофы 2 секунды. Командир принимает решение поднять самолет вверх. Но высоты уже не хватает. Сначала «тушка» цепляет землю левой стойкой шасси, она разлетается. Сразу же вслед за этим разбивается о землю правая стойка. Затем самолет задевает землю основным колесом. От ударов (вертикальная перегрузка 2,38) он отходит от земли, задевает почву левым крылом, бороздит им землю. Левое крыло отлетает вместе с левым шасси.
Самолет переворачивается, начинает разламываться по линии 11-го ряда и едет «на спине» со скоростью около 290 км/час. На скорости 230 км/час самописцы перестают работать. Самолет разламывается.
От взрыва воздушное судно спасает снег: его глубина — 57 см. Тем не менее металл «пропахивает» еще и мерзлую землю на глубину 53 см.
Пассажирам повезло, что самолет «промазал» мимо взлетно-посадочной полосы. Если бы борт весом 39,5 тонны приземлился точно на посадочную полосу и так же ударился о бетон, он взорвался бы, и жертв оказалось несравнимо больше.
Характерно, что в ходе расследования все члены экипажа давали правдивые показания, никто не пытался себя выгородить.
А еще отмечено, что борт заходил на посадку практически в спокойной обстановке: никто из экипажа ни разу даже не выматерился. Последними словами, которые прозвучали, была фраза штурмана: «Командир! Командир! Мы уклоняемся вправо! Уходим, уходим на второй круг!»
КОНКРЕТНО
Видимость падала буквально на глазах
Из метеоданных аэропорта «Курумоч» на 17 марта
6.00*. Видимость 2300 м
6.30. Видимость 1200 м
6.42. Видимость 800 м
6.43 (момент удара).
Видимость 200 м
ВЕРСИИ
Мы задали экспертам еще один вопрос:
При каких условиях катастрофы бы не произошло?
1. Если бы борт начал уходить на второй круг на 2 секунды раньше — не на высоте 18 метров, а хотя бы на 32 — 33 метрах.
2. Если бы синоптики и диспетчер аэропорта сказали экипажу за минуту до катастрофы, что видимость на полосе мгновенно и катастрофически ухудшается. Это на земле наверняка знали, так как информация о погоде шла каждые две секунды.
Елена ГЕНИНА («КП» — Самара»). Фото Дмитрия БУРЛАКОВА.