sezam> Но при посадке в условиях вакуума совсем не так. Скорость мала, вниз направлена сила тяготения.
Но она не создаёт разворачивающий момент. Как она может его создавать, если она условно приложена к центру масс?
sezam> Посадка на единственном двигателе - это эквилибр на шесте.
Нет ничего общего между шестом и двигателем. Шест - это опора. А двигатель опорой не является.
sezam> Кто вам сказал такую чушь?
Учебники физики. Сила гравитации действует на все точки ракеты одновременно, и поэтому считается условно приложенной к центру масс. Разворачивающего момента не создаёт. Вектор силы тяги двигателя проходит через центр масс ракеты, двигатель жёстко закреплён относительно ракеты и поэтому разворачивающего момента тоже не создаёт. Так что будет создавать этот самый момент?
Сезам, Вы понимаете, что задача стабилизации ракеты собственно и сводится к тому, чтобы вектор силы тяги двигателя проходил через её центр масс, и тогда ракетой можно спокойно управлять с помощью двигателей ориентации?
sezam> Я не говорил, что невозможна, я говорил, что сложнА как эквилибр (а он возможен).
Нет никакой связи между посадкой ЛМ и балансировании на шесте.
sezam> Если вдуматься (мозгом) в весь этот спор (попробуйте как-нибудь), то станет ясно, что проблема в том, что ЛМ-и садились на Луну БЕЗ предварительных испытаний.
Все необходимые испытания были проведены. Испытания необходимых систем и тренировки астронавтов проводились на лётных аналогах. Кроме того, были проведены полные испытания самого ЛМ на лунной орбите. Были отработаны все элементы посадки, кроме собственно спуска на Луну. Испытать же сам ЛМ на посадку на Земле было невозможно, так как это аппарат, рассчитанный на посадку при 1/6g. Поэтому можно считать посадку А-11 первым - и последним таким испытанием.
sezam> Я так понимаю, именно с этого и начались разборки о верхнем приводе, нижнем и прочем.
Нет. Исходный "аргумент" Памятливого был в том, что в 60-тые годы не было необходимых для "левитации" технологий. То, что "левитация" существует только в потёмках его меркнущего сознания, и то, что нет никакой разницы между управлением и стабилизацией ЛМ в открытом космосе и в 10 метрах от поверхности Луны, мы здесь и пытаемся донести. Но, доходит не до всех. Недавно вот до одного сомневающегося в законах физики дошло - расписал векторы сил и вьехал. Может, и у Вас получится.
sezam> Вы видели "ракетный ранец"? Так вот, там соплА (два) расположены на уровне пояса (то есть около центра массы, а скорее даже выше) и разнесены в стороны, чтобы не спалить кроссовки и заодно соднать широкую базу... А теперь представьте , что соплО (одно) находится у вас под ногами, то есть вы стоите на двигателе и пытаетесь или взлететь или сесть - не суть важно. Полет на таком устройстве - нечто вроде балансировки на доске для серфинга.
Нет. В случае с серфингом есть опора - вода. А двигатель опорой не является. Двигатель - часть ракеты. Мы об этом уже говорили.
sezam> И кроме того - ОПЫТ, тренировка.
Учитывая то, сколько часов астронавты провели за штурвалом LLTV и LLRV, этого опыта у них были вагоны.
sezam> Теперь о полете и посадке. Полет совершается с большей скоростью (на порядки), чем посадка. Поэтому инерция движения ЛА не даст ему резко сменить траекторию и ее можно корректировать (автоматикой или вручную).
Это верно. Но при чём здесь стабилизация? Гашение скорости по отношению к точке посадки и смена траектории - совсем другая задача, к стабилизации отношения не имеющая. Полёт на большой скорости сам по себе не стабилизирует аппарат в космосе. Его системе ориентации не составит больше труда изменить его ориентацию на большой скорости, чем на маленькой. Он одинаково легко будет вертеться вокруг своего центра масс на любой скорости и при любой действующей на него силе тяжести.
sezam> При посадке - грубо - сила гравитации уравновешивается силой посадочного двигателя, то есть аппарат может в определенных условиях попросту зависнуть
Это верно в системе отсчёта планеты. А что при этом чувствует сам ЛМ, в своей системе отсчёта? Он это силу гравитации - чувствует? Она же одинаково действует на все его точки, так каким образом она будет его разворачивать или опрокидывать?
sezam> а вот ЛМ на единственной струе - это именно эквилибр, так как сила гравитации приложена к центру массы, а сила движка - к жо... пардон, к корме устройства.
И её вектор проходит через центр масс. Так что же будет разворачивать ЛМ?
sezam> Если ЦМ ниже усредненной точки силы верхних двигателей (или один движок сверху, хоть это сложно технически), то чем сильнее ЦМ смещен от оси - тем сильнее возникает ВЫРАВНИВАЮЩИЙ момент (затухающие колебания, устойчивое равновесие)sezam> Что тут непонятного?
Непонятно, откуда у Вас возник выравнивающий момент
.
Сезам, в десятый раз, сила тяжести условно приложена к центру масс, сила тяги двигателя приложена... да к любой точке на ЛМ, и её вектор проходит через его центр масс. Так ЧТО же будет РАЗВОРАЧИВАТЬ ЛМ вокруг его центра масс?