Д.В.>растолковал по буквам почему. Не поняли?sezam> Понял.
Слава Богу! Без шуток. Слушайте, а Вы не смогли бы обьяснить то, что Вы поняли, Мессеру и Памятливому. А то они до сих пор не вьехали, а нас не слушают. Может, Вас послушают
sezam> Поясняю, с чем я не согласен: нарисован неподвижный центр тяжести и ось силы движка точно через него проходящая (я понимаю, типа "легше для понимания"). Но это ЧАСТНЫЙ случай. В реальности все немного смещается - и ЦМ, и струя газов не абсолютно монотонна, и ось как ни настраивай, но имеет неточность...
И Вы совершенно правы. В реальности всё немного "плывёт", и с этим бился ещё Фон Браун на своих Фау. Система управления должна постоянно отлавливать отклонения и компенсировать их - либо двигателями ориентации, либо поворотом главного двигателя на карданном подвесе. На неспособности системы управления компенсировать гуляние топлива в баках недавно накрылся Фалькон. Вы это видели? Посмотрите, очень поучительно. Но, естественно, никакой разницы в этих принципах между ракетами, орбитальными КК или ЛМ-ом нет, как и нет разницы где находится двигатель, сверху или снизу. Стабилизировать придётся в любом случае. И атмосфера Вам в этом не поможет - вспомните, что вторые и третьи ступени РН оперируют уже практически в вакууме, а стабилизацию им сохранять надо.
sezam> Поэтому я вообще не понимаю иронии уважаемых ассов от лунонавтики, выказанной ими в нескольких предыдущих постингах.
Ирония была по другому поводу, по поводу сравнения ракеты и карандаша на опоре. Но Вы уже вроде поняли разницу. Двигатель - не опора, и крутится вместе с ракетой.
sezam> Значит я понял так: берем на бумажке ИДЕАЛЬНЫЙ вариант, когда ничто никуда не смещается (или пренебрежимо мало), стабилизируется силой инерции (хотя это и не так - она стабилизирует на этапе отклонения, но зато потом мешает вернуться не так ли? )
Нет, конечно. Идеальный вариант он только для бумажки и годится. И только для дмонстрации того, что между ракетой и карандашом на опоре, а также между ракетой и эквилибристом на шесте нет ничего общего. В первом случае опоры нет, а в остальных - есть.
В суровой реальности существует система управления, активно стабилизирующая ракету в полёте. Она есть во всех ракетах, начиная с самых ранних.
sezam> Короче, ставим резолюцию, что полет в консервной банке, сидя на струе плазмы, легок и тренировки не нужны - и запускаем живых людей на Луну, проверить эту резолюцию на месте.sezam> Так?
Нет, конечно
Начнём с того, что и Аполлоны, и Востоки, и Восходы, и Союзы, и Меркюри, и Джемини - все они есть по сути полёты в консервной банке на струе плазмы, и ничем в плане управления принципиально друг от друга не отличаются. И все они крайне тяжелы и требуют интенсивных тренировок. И уж чего-чего, а тренировок у астронавтов Аполлонов было предостаточно. Поищите в Гугеле LLTV и LLRV - они провели в них сотни часов, и ещё бессчётные часы в тренажёрах, и ещё летали несколько раз к Луне до посадки для отработки систем Аполло и ЛМ.
sezam> Вот сравните: Сколько тормозных/посадочных двигателей у Луны16 и сколько - у Аполло.
А зачем Вы эти фото приводите? Есть же технические диаграммы, а по системе ориентации ЛМ есть целый документ. Поищу Вам, если Вам действительно интересно.
sezam> "Луна" выглядит (на мой профанский взгляд) куда более устойчивой - база сопел разнесена, из самих не менее 4-5 шт. Управление - автоматическое.sezam> ЛМ выглядит - как ... макет. И садился на ручном управлении. Где и как тренировали пилотов?
ЛМ выглядит как ЛМ. Сезам, ЛМ не садился на ручном управлении. Ручное оно было только в том плане, что астронавт указывал точку, куда он хочет сесть. Стабилизацией и наведением занималась автоматика. А пилотов тренировали на лётных аналогах и на тренажёрах.
Д.В.>> Это правда. Именно для этого существует система стабилизации, которая отклоняет двигатель на кардане и удерживает так, чтоб вектор тяги был направлен на ц. м. постоянно.sezam> Значит все возгласы товарищей, не будем тыкать в них пальцами, про "хе-хе, сезам не понял" - записываем в автослив.
Это почему же?
sezam> Упрощенность.
Забудьте. Это для наглядности.
sezam> Микроскопическое отклонение от оси придаст ВСЕ УСИЛИВАЮЩЕЕСЯ вращение ЛМ
Это верно.
sezam> (и сила инерции ни каким образом не стабилизирует положение, а даже напротив, поскольку при усилении отклонения рычаг растет, а соотв. и вращающий момент)
Это верно, но отклонение не будет расти само по себе. Если двигатель случайно отклонился на какой-то угол от цм, то когда ракету будет заваливать, на угол двигателя по отношению к цм это не повлияет - двигатель вертится вместе с ракетой.
sezam> которое должна компенсировать автоматика или тренированные действия астронавтов.
Такими вещами занимается автоматика. На ЛМ это делала автоматика. Сезам, но всё, что Вы сказали, это всё верно абсолютно для всех космических кораблей и ракет. Всех до единого. ЛМ - НЕ исключение.