au> Я думал тут речь о замене Ту-22М3 на эквивалентный, а не про стратегический бомбер.
Ни в коем случае. Это было так же глупо как ваять по новой полный аналог Ту-95.
au>Кстати, требования к ПАКДА вроде уже сформулированы, так что эта дискуссия несколько запоздала.
Думаю что наш треп не повлияет на принятие решения боссами оборонки. Посему дикутировать можно спокойно
au> По договорам. Я считаю что любой новый проект подобного уровня не должен оглядываться на старые договоры, которые вереницей летят в корзину.
ИМХО вполне возможно что ДРСМД будет денонсирован. Причем вполне возможно что именно Россией.
au>Если хочется быть сильно правильным (никто не оценивал и не оценит — об этом нужно помнить), то проект должен быть как конструктор: убрать/добавить, и получить договорное/нормальное оружие.
Да. И первое дело здесь - иметь дальнобойные высокоточные КРВБ/КРНБ , которые в случае необходимости/выхода из договора можно сравнительно быстро и дешево доработать для наземного базирования.
С БРСД - нужно иметь отработанную систему высокоточного наведения (поскольку я считаю что в настоящее время такое оружие должно быть в 1ю очередь неядярным) , отработанную систему разветки и подготовки полетных заданий - это ключевой момент.
А сама по себе БРСД - ИМХО не столь уж сложная техническая задача.
au> С этой точки зрения любой "средний", или "полустратегический" (на 5000км) бомбер смысла не имеет никакого.
Конечно. 5000км - это Су-34 с ПТБ и парой дозаправок. Или потихоньку доживающие свой век Ту-22М3.
au>Если это ПАКДА, то он либо тяжёлый пилотируемый ракетовоз, либо лёгкий беспилотный ракетовоз/бомбовоз.
Я склоняюсь ко мнению что нужен примерно такой аппарат должен быть/иметь :
- Пилотируемый , экипаж 2 человека (высокая степень автоматизации , взаимозаменяемость членов экипажа , эргономика кабин , наличие места для отдыха).
- Среднего или "средне-тяжелого" класса (во всяком случае полегче и подешевле Ту-160) и относительно небольших габаритов - для облегчения сооружения укрытий и ангаров.
- С возможно сниженной ЭПР , при этом снижение ЭПР не должно существенно сказыватся на дальности и скорости , т.е. нужен компромис.
- Радиус действия значительно большим чем у Ту-22М3 (близкий к Ту-95 , на сверхзвуке превышающий Ту-160) , суперкруз и высокая максимальная скорость для возможности быстрого покидания опасных районов.
- Высокие ВПХ для базирования на аэродромах до 2го класса включительно.
- Перечисленную выше номенклатуру вооружения на внутренней подвеске с универсальными или легкодорабатываемыми ПУ/БД.
au> Почему тяжёлый пилотируемый или лёгкий беспилотный? Потому что пилоты одним своим существованием расходуют ресурс техники в мирное время.
Да. Но все же лучше на мой взгляд ограничется пока пилотируемой машиной. Беспилотник - это повышенный технический риск , меньшая гибкость , необходимость дорогостоящих работ в которых мы мягкоговоря не лидеры , большая зависимость от линий связи и передачи данных которые уязвимы.
Беспилотный вариант можно будет зделать на базе того же пилотируемого , когда НАШИ технологии дорастут до этого. Взять хотя бы дозаправку топливом в воздухе , работу с аэродромов подскока , действия в условиях многочисленных угроз и т.п.... Как бы беспилотник оказаля не ДОРОЖЕ...
Если делать сразу , то по другому проекту и другой концепции - изначально более малозаметного дозвукового аппарата.
au>Если уж пилоты, то пусть их будет очень мало;
Двоих хватит. Сейчас не те времена когда на каждый древний девайс нужно сажать отдельного оператора чтобы кучу тумблеров переключать.
au>если хочется много лёгких носителей (я сторонник этого варианта), то они обязательно должны быть беспилотными.
Удел легких носителей - работа по тактическим целям.
au>Катать армию пилотов, чтобы каждый научился дозаправке, накручивал себе часы и т.п., при стоимости этоо часа в десятки килобаксов — это неприемлемо.
1) Готовится к войне - вообще дорого. Воевать - еще дороже.
2) Хорошие тренажоры нужны. Для летчиков ДА они проще чем например для истребителей , ибо имитируются более простые процессы.
3) Операторам беспилотников тоже нужна практика , тоже нужен реальный "налет" и технических проблем тоже будет хватать.
4) Не так уж и много нужно стратегических бомберов - не разоримся.
au>Беспилотник будет стоять в укрытии в сохранности до часа "Ч", может быть годами, а не буднично сжигать движки и ресурс.
Только в полете живут самолеты(с). Хоть бы и беспилотные. Посмотри сколько американские дроны налетывают... И сколько бьются...
au>Пилотируемый, если он такой нужен — это должна быть малочисленная машина, а потому тяжёлая (чтобы иметь смысл, ей нужно таскать много оружия). С ныне имеющимися Ту-160 и Ту-95 эта тема вполне раскрыта на долгие годы вперёд, пока эти машины есть.
С Ту-95 не раскрыта тема скрытного и быстрого выхода на рубежи применения оружия и безопасного ухода с этих рубежей. Слишком тихоходный и заметный , не говоря уж про скверную эргономику и устаревшее оборудование.
Ту-160 слишком дорог , хотя никто от него отказыватся не предлагает. Он может и должен быть модернизирован и работать по особо удаленным целям в условиях когда его использовать будет целесообразней чем гипотетический ПАКДА.
SkyDron>> А задачи очевидны - нанесение ударов обычным (приимущественно высокоточным) и ядерным оружием по различным целям как в условиях сильной ПВО противника , так и при отсутствии противодействия на дальностях значительно превышающих радиус действия Су-34 и Ту-22М3 , и ненамного меньшим (если не равным) чем у Ту-95.
au> По-моему вы смешиваете стратегов и тактиков.
Я не смешиваю. Я говорю о том что стратегический самолет должен уметь выполнять оперативные и тактические задачи. Как у американцев. У нас сейчас такого нет.
au>Стратеги вооружены ракетами с дальностью в многие тысячи км, и потому им не нужно преодолевать никакое ПВО целей — его преодолевают их ракеты.
Ошибка.
Если речь идет о США , то их ПВО начинается уже от наших немногочисленных баз ДА.
Уже там регулярно пролетают спутники-разведчики , ведут наблюдение агенты , ведется радиоперехват с целью слежения за группировкой ДА.
Подьем самолетов с высокой вероятностью будет зафиксирован , после чего ПВО будет на стреме.
Далее нужно преодолеть много других препятствий - от радиолокационных полей патрулирующих самолетов ДРЛО , загоризонтных РЛС , "обычных" наземных РЛС размещенных вне пределов США , до истребителей имеющих развитую систему базирования включая авианосцы.
Это все не такто просто даже при наличии КР с дальностью в 3-5тыс. км.
Нужно рассредоточение по многочисленным удаленным аэродромам (и имитация такого рассредоточения) , наличие защитных укрытий-ангаров (защищающих не только от поражения но и от наблюдения) , маеты-имитаторы саолетов и техники , низкая заметность и высокая крейсерская и максимальная скорость бомберов , далтнобойные малозаметные КР , гибкая смена маршрутов полета и т.д. и т.д.
Все просто (взлетел , спокойненько потопал к цели , дозаправился где нужно , дотопал до рубежа пуска , пустил , полетел домой) только при войне со слабым противником. Папуасов так тех вообще можно с Ил-76 через грузовую рампу бомбить...
Мы - не США. У нас другое геостратегическое положение , другие потенциальные цели , другие возможности.
au>Если с цифрами, то при дальности полёта ракеты в 5000км не имеет смысла посылать на 5000км бомбер с бомбами, куда ракета долетит сама с любой ПУ.
Ракет не напасешься на все цели. Американцы маленькую Югославию бомбили - так пришлось последние запасы КР вгребать со складов и даже ядерные варианты в обычные переоборудовать.
Там где обстановка позволяет , нужно использовать дешевое оружие. Чугунка или Джидам - это средство доставки большего количества демократии за меньшие деньги.
А про "любую ПУ" говорили уже. ДРСМД.
au>..... то это наверное будет ближе к тысяче КР, что является весьма крупным конфликтом, где президентский палец уже будет мусолить большую президентскую кнопку.
Если уповать только на президенскую кнопку , можно круто пролететь... Это то же самое что вооружится поясом шахида и кричать "не трогайте меня , я дурак , всех пАдзарву !") Максимализм и технический авантюризм до добра никого еще не довел.
Эдак можно докатиться до того чтобы вообще оставить из оружия только МБР.
au>Вывод: нет смысла портить (как при разработке, так и в эксплуатации) стратегический бомбер тактическими задачами...
См. опыт американцев. Они "портят" и еще как...
au> Как следствие, вычёркивайте "сильное ПВО противника" и всё тактическое вооружение стратегического бомбера.
От того что ее "вычеркнут" в штабах она никуда не денется. А если ее нет и воевать собираемся только с папуасами - тогда можно на Ту-95 еще 100 лет летать.
SkyDron>> Не нужен такой самолет. И не нужно огромного количества КР в ТПК. 10-12 единиц малозаметных КР большой дальности вполне достаточно.
au> Не нужен? А Ту-160 от дверей до дверей на сверхзвуке летают....
Нет. Потому что суперкруза не имеют. Могли бы без прожигания прорвы карасину на М>1 выходить , летали бы. Поэтому им сверхзвук остается последним средством - когда нужно свалить.
au>преодолевая мощное ПВО над северным полюсом?
Их и перехватывают и сопровождают до упора НАТОвские истребители. Разницу между мирным и военным временем я представляю.
au>Ту-95 тогда вообще не нужны....
Нужны. Пока не получим ПАКДА. Потом будут не нужны , учитывая наличие Ту-160.
Тем более что количество стратегов ограничено договорами. Или предлагаешь вообще всё похерить и развязать новую гонку вооружений ?
au>и вдогонку Б-52 и Б-2, да и Б-1, который сверхзвуковой разве что буквально.
А эти тут вообще непричем. У американцев свои особенности. Я не про "сверхзвук сам по себе - вундерваффэ" , а про совокупность кратко перечисленных качеств перспективного РОССИЙСКОГО стратега.
Если бы сам по себе сверхзвук был панацеей - летали бы до сих пор Хаслеры и Ту-22 всякие.
Не нужно мне дури приписывать...
au>Вы ошибаетесь, взгляните на факты. Только такие самолёты и летают, и никто от них не думает отказываться.
Я вижу факты. И вижу какие самолеты летают и планируются.
au> "Вполне достаточно" для чего?
Для поражения заданных целей ядерным или обычным высокоточным оружием. Больше целей - больше самолетов.
au>Как считали?..
Да просто. 10-12 КР - это практически столько же сколько несут Б-52 или Ту-160. Если столько же потащит ПАКДА - чего от добра добра искать ?
au>Ага. Если это полёт по основному назначению (стратег), то много ракет быть просто принципиально не может.
Может. Достаточно нести столько колько нужно для поражения цели с учетом противодействия.
au>>> 2) дозвуковой лёгкий транспортный самолёт большим радиусом и несколькими ТПК на борту. Беспилотный.
SkyDron>> Тоже неплохо. Но в этом случае следует более серьезное внимание уделить малозаметности.
au> Если это только стратег, фактически "массовая многоразовая стратегическая КР", то малозаметность ему ни к чему — только испортит самолёт. Гораздо важнее было бы максимально увеличить длительность полёта без дозаправок (но с обязательной возможностью дозаправки).
Это только если ни в хрен не ставить противника.