[image]

Гибридный Ракетный Двигатель: от тактики к практике.

 
1 15 16 17 18 19 20 21
DE justman #18.09.2007 17:29  @a_centaurus#18.09.2007 16:35
+
-
edit
 

justman

втянувшийся

a_centaurus> "До конца тяги еще дожить надо"... (justman)
a_centaurus> Звучит как эпитафия...

Ну это не эпитафия а реальные возможности современной вычислительной техники при комплексном моделировании подобных задач.
   
Это сообщение редактировалось 20.09.2007 в 12:55
AR a_centaurus #18.09.2007 17:41
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Тогда надо было бы написать :"до конца тяги надо ещё досчитать..." В первом твоём варианте прозвучало более философски. Как-то основательнее ...
Типа:" он любил и страдал..." Или: "...Положили разбитую фару и помятый от "Амо" штурвал..."
   
AR a_centaurus #18.09.2007 22:19
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Очередное испытание стендового двигателя MECH_01 будет проведено с комбинированной вставкой на основе 20 mc Al foil, парафильм (ПЕ?) и нейлоновой шашки твёрдого топлива. Будет использован пироклапан с Mg стружкой. Масса Ал фольги - 0.35 г. Так же как и в предыдущих тестах. Масса ПЕ ленты - 0.55 г. Масса нейлонового стакана-шашки - 8.0 г. Пластик был спечён с фольгой на горячей плите. Перфорация нанесена. На фото: компоненты комбинированной шашки. Вставка.
Также был собран пироклапан с катализаторным элементом для более эффективной первичной диссоциации закиси. На носитель (диск из сетки нерж.стали) был нанесён хлорид палладия. В диске было выдавлено углубление, которым он точно вошёл в нагревательный элемент. После чего в это углубление был установлен запал и свободное пространство было закрыто пороховой мякотью. Схема работы предполагается следующаяя: после инициирования нихромового резистора загорается пороховая мякоть, которая поджигает шайбу из композитного топлива и, через сетку, твёрдый заполнитель канала клапана, который, выгорая, впускает в разогретый и содержащий катализаторный элемент обьём, окислитель... Далее...Далее посмотрим, чем это закончится. Пока ещё не выбрал тип шашки для испытания с таким девайсом.
   
Это сообщение редактировалось 25.09.2007 в 17:36
AR a_centaurus #18.09.2007 22:23
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Photo 3. Pd catalytical element was installed into pyrovalve hausing.
   
Это сообщение редактировалось 25.09.2007 в 17:37
RU Laska_2879 #19.09.2007 09:56  @a_centaurus#18.09.2007 22:19
+
-
edit
 

Laska_2879

опытный

a_centaurus> На фото: компоненты комбинированной шашки. Вставка.
Не хочется перебивать диалог,но ,просто свербит-интерестно,а как,работает ли,N2O с лавсаном?А,если работает,то каков удельный импульс? Плотно свернутый рулон лавсана,с тонким алюминиевым напылением,широко применяемый для отражения тепла,будет работать в роли топливной шашки? ;)
   
AR a_centaurus #19.09.2007 17:23
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Итак, график испытания. Ну что же, "главный свидетель" на сей раз показал на неважную совместимость вышеуказанных компонентов. Сильные неоднородности горения, забитая недогоревшими продуктами критика сопла и, как следствие низкие показатели It, Isp... (на графике). Будем считать, что "parafilm" (субстанция пока неизвестного происхождения) не очень хорошая компания для уже показавшей себя с хорошей стороны пары Al foil+nylon poliamide 6. Так и запишем. На очереди пироклапан с каталитическим элементом. Логичнее будет его испытать с уже проверенной вставкой 20 мк Ал фольги 0.35 г, проклеенной эпокси. Для неё есть несколько свежих графиков для сравнения.
   
Это сообщение редактировалось 25.09.2007 в 17:37
AR a_centaurus #19.09.2007 17:44  @Laska_2879#19.09.2007 09:56
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Laska_2879> Не хочется перебивать диалог,но ,просто свербит-интерестно,а как,работает ли,N2O с лавсаном?А,если работает,то каков удельный импульс? Плотно свернутый рулон лавсана,с тонким алюминиевым напылением,широко применяемый для отражения тепла,будет работать в роли топливной шашки? ;)

Ну здесь даже не диалог (разговор двух персон) и тем более не монолог... Здесь Форум, то есть свободное изьявление мнений... Про алюминированный maylar (лавсан) я уже говорил. В начале дискуссии о алюминиевой шашке с закисью. Такой рулончик (20 мк) у меня давно лежит готовый к испытанию. У меня есть такие плёнки не только с Al, но и нитридом титана... Для ЭВТИ покрытий. Дойдёт очередь и до него. На самом деле в этом интерактивном эксперименте хорошо определилась роль микрогибридного капсульного двигателя, как эффективного инструмента в исследовании рабочего процесса двигателя с комбинированным топливом, а не только двигателя для небольших ракет. С его помощью можно легко и без особых затрат как времени и финансов, подготовить и осуществить широкий круг испытаний как баллистики топлив, так и элементов конструкции. Так что приветствуется любая интересная идея в этом направлении. По-моему мы нашли интересную форму коллективного творчества с использованием современных возможностей интернета.
   
AR a_centaurus #21.09.2007 01:32  @a_centaurus#19.09.2007 17:23
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

a_centaurus> На очереди пироклапан с каталитическим элементом. Логичнее будет его испытать с уже проверенной вставкой 20 мк Ал фольги 0.35 г, проклеенной эпокси. Для неё есть несколько свежих графиков для сравнения.

Испытал. 19.09.07. С пироклапаном на базе сеточного каталитического элемента. Посмотрите на график. Я его сразу наложил на график тяги испытания 14.09.07.
Не дал нам сеточный элемент с Pd никакого выигрыша. Как раз наооборот. Я его сравнил с графиком испытания этого же мотора с таким же сеточным элементом, только без каталиста и только с нейлоновой шашкой, 3 летней давности. Почти те же показатели. То есть сжигание сетки в пироклапане стоит двигателю больших потерь в камере, которые потом не восстанавливаются, не смотря на Al вставку. Значится, так и запишем:" stаinless steel catalytical bed ухудшает performance ГРД на закиси азота". Использую аглицкие термины, потому что использую их на графиках.Видео не прикладываю, поскольку ничего нового в нём нет.
   
Это сообщение редактировалось 25.09.2007 в 17:38
AR a_centaurus #21.09.2007 01:47
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Ну что же. Руки опускать не будем и сделаем следующий тест со следующими доработками в схеме нашего микро ГРД: 1. Уменьшим массу, размеры (и форму) Al вставки. 2. Заменим catalytical bed на керамическую вату, пропитанную тем же хлоридом Pd. Дизайн пироклапана от этого не изменится. На фото 1: Ал вставка формы "корона". Здесь мы выполнили рекомендацию "justman", уменьшив длину цилиндрической части и оставив её в начале шашки, а для большей устойчивости и оптимальной массы (0.2 г)дополнив её 5 лучами. Фото 2: каталитический элемент из керамической ваты в форме кольца, уложенный на элемент прехеатера (рядом для сравнения).

Испытания уже сделано и оно было очень удачным. График завтра.
   
Это сообщение редактировалось 25.09.2007 в 17:39
DE justman #21.09.2007 14:08  @a_centaurus#21.09.2007 01:47
+
-
edit
 

justman

втянувшийся

a_centaurus> На фото 1: Ал вставка формы "корона".

С "короной" идея определённо хорошая.

Одна ремарка. На мой взгляд перфорация маловата. Надо бы побольше отверстий делать во вставке (хотя понимаю что вручную это уж очень трудоёмко)
   
AR a_centaurus #21.09.2007 19:31
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Тест оказался слишком удачным... Как старый инженер и "научник" я обычно принципиально не верю в первые слишком удачные испытания. Хотя в данном случае это была серия испытаний с постепенным приближением к оптимуму. И этот оптимум уже также вырисовывался... Но, сначала графики. Как мы уже сказали:" График тяги - вот единственный и неповторимый свидетель!" Итак смотрите и сравнивайте. На табличках все данные. Фиг 1. График тяги ст.теста от 20.09.07. Достигнутый It =22 N*s. переводит микро ГРД с испытанным типом комбинированной шашки и каталитическим элементом для эффективного пиролиза закиси азота из D-класса, стандартного для этого типа двигателей (до 20 N*s) в E-класс (от 20 до 40 N*s). 27% скачкообразное увеличение performance стандартного двигателя -это серьёзно.
Поэтому не будем торопиться с выводами, а продолжим спокойно нашу серию испытаний. Кстати Isp и вовсе "неприличный" получился. От 260 до 270 с !!!
   
Это сообщение редактировалось 25.09.2007 в 17:39
AR a_centaurus #21.09.2007 19:40
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Фото 3. Наложение 3 графиков: "лучшего" (Isp =257 s), "худшего" (Isp =158 s) и "среднего"(Isp =198 s).
   
Это сообщение редактировалось 25.09.2007 в 17:41
AR a_centaurus #24.09.2007 18:43
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Очередное испытание микро ГРД с шашкой комбинированного твёрдого топлива. На этот раз была испытана вставка из алюминиевой губки заполненной спиртовым гелем. Пироклапан был на сей раз стандартный, с композитно-пороховым нагревателем. Несмотря на большую по сравнению с вставками из фольги массу вставки (0.9 г) двигатель отработал хорошо, впервые достигнув 3 с тяги. It = 22 N*s был точно такой как в предыдущем испытании двигателя с каталитическим элементом в пироклапане, но форма графика была более треугольной с провалом в начале, снизившим слегка общий показатель. Хотя Is = 253 s это далеко не тривиально. Было ли это связано с введением жидкого (гелеобразного) компонента в структуру Al sponge предстоит ещё проверить. Но как факт, испытание такой комбинации было осуществлено в любительском ГРД. По отсутсвию какой бы то ни было реакции, делаю заключение, что тема перестала интересовать. Видимо она слишком "из практики"... Не на чем зацепиться. Поэтому с благодарностью ко всем принимавшим практическое участие, прерываю эту серию публикаций о интерактивных испытаниях ГРД. Последняя серия фотографий и графиков.
   
Это сообщение редактировалось 25.09.2007 в 17:42
AR a_centaurus #24.09.2007 18:55
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Fig.2 Two curves (21.09 & 20.09) depicted for comparison.

Fig.2 Four curves ("nylon grain only" for reference).
   
Это сообщение редактировалось 25.09.2007 в 17:42
UA Serge77 #24.09.2007 19:03  @a_centaurus#24.09.2007 18:43
+
-
edit
 

Serge77

модератор

a_centaurus> испытана вставка из алюминиевой губки заполненной спиртовым гелем

Как ты определил массу сгоревшего топлива?
Что стало с губкой?
   
+
-
edit
 

justman

втянувшийся

А толщина такой "губчатой" вставки какая ?
   
AR a_centaurus #24.09.2007 19:45
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

В среднем около 1.5 мм
   
AR a_centaurus #24.09.2007 19:54  @Serge77#24.09.2007 19:03
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Serge77> Как ты определил массу сгоревшего топлива?
Serge77> Что стало с губкой?

Как обычно. Взвешиванием всех компонентов до сборки в шашку и нейлоновой шашки после огневых испытаний. На лабораторных весах, округляя до 5 мг. Вставка сгорела полностью. Осталось очень немного золы. Меньше чем с фольгою. То есть возможно определить массы всех компонентов, сгоревших в результате испытания. Я, для расчётов Isp, беру сумму всех сгоревших твёрдых компонентов, прибавляя к ним массу окислителя - 7.5 г. Хотя это может быть и слегка завышено. Однако за этим я слежу на видео. Если догорание газовой компоненты имело место быть достаточно долгое время, тогда беру окислитель как 7 г. Это стандартная практика.
   
DE justman #24.09.2007 20:13  @a_centaurus#24.09.2007 19:54
+
-
edit
 

justman

втянувшийся

Serge77>> Как ты определил массу сгоревшего топлива?
Serge77>> Что стало с губкой?
a_centaurus> Как обычно. Взвешиванием всех компонентов до сборки в шашку и нейлоновой шашки после огневых испытаний.

А если взвесить двигатель в сборе до и после пуска ?
   
AR a_centaurus #24.09.2007 21:07
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Меня честно говоря, ставят в тупик подобные повороты обсуждения. Для чего менять устоявшуюся методику измерений? Шашка в ГРД не сгорает полностью, поскольку она как бы часть конструкции камеры сгорания. Её взвешивание до и после испытаний на лабораторных весах даёт достаточно точное значение массы сгоревшего твёрдого топлива (до 1 мг)... Даже использование приблизительно оценённой (но всегда постоянной) массы прореагировавшего окислителя не вносит большой среднестатистической ошибки в вычисления. Тем более, что запись и вычисление импульса (It) ведётся независимо от этих измерений.
Если взвешивать двигатель, то это даст гораздо большую ошибку, поскольку в нём есть исчезающие во время огневого испытания части, например пиросостав клапана, резистор с каблями... Одним словом, для эмпирических исследований оптимальной конструкции и состава топливного элемента такого двигателя эта методика измерений и и их точность вполне достаточны. Проще написать, что ошибка измерений УИ составила, скажем 10%... Для меня лично, неважно, получили мы УИ 260 или 270 с . Важно, что этот УИ стабильно и значительно выше УИ двигателя, работающего на конвенциональном топливе. Вот это требовалось доказать. А более точные (и дорогие) исследования пусть делает тот, кому это будет нужно. И кому это оплатят. Включая меня самого.
   
RU SashaPro #25.09.2007 08:14  @a_centaurus#24.09.2007 21:07
+
-
edit
 

SashaPro

аксакал

a_centaurus> Если взвешивать двигатель, то это даст гораздо большую ошибку, поскольку в нём есть исчезающие во время огневого испытания части, например пиросостав клапана, резистор с каблями...

Ну в общем то, что сгорает за компанию тоже является рабочим телом пусть даже сам корпус ;)

a_centaurus> ...Для меня лично, неважно, получили мы УИ 260 или 270 с ...

Ого, вот это круто! Шаттловский РД имеет УИ 260с. УИ - это такая штука, которая увеличившись раза в два означает увеличение теплового эффекта горения в 4 раза, так что каждая отвоеванная 1с дорогого стоит.
   
RU Андрей Суворов #25.09.2007 09:08
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

Да, да, для двигателистов твои циферки выглядят запредельными, вот они и придираются. И методика "взвесить двигатель до и после", с точки зрения реальной скорости ракеты - она как бы более физична :)
   
DE justman #25.09.2007 14:46  @a_centaurus#24.09.2007 21:07
+
-
edit
 

justman

втянувшийся

a_centaurus> Меня честно говоря, ставят в тупик подобные повороты обсуждения. Для чего менять устоявшуюся методику измерений?

Обычно для того чтобы подтвердить её правильность ;)
   
DE justman #25.09.2007 14:54  @Андрей Суворов#25.09.2007 09:08
+
-
edit
 

justman

втянувшийся

А.С.> Да, да, для двигателистов твои циферки выглядят запредельными, вот они и придираются. И методика "взвесить двигатель до и после", с точки зрения реальной скорости ракеты - она как бы более физична :)

Да они не запредельные они просто как бы это помягче выразиться ... некорректные.

Нужно начать с того что чтобы оценить совершенство рабочего процесса в КС (это тот % от предельного УИ который реально реализуется в двигателе) нужно снимать не только тягу но и давление в КС. УИ в испытаниях никогда не пытаются померять "напрямую". Его получают в конце серии испытаний как некую интегральную величину.

В данных испытаниях только кривые тяги могут служить некоторым ориентиром совершенства рабочего процесса в КС. Например большее время тяги (если считать что пироклапан во всех случаях обеспечивает одинаковое проходное сечение для подачи NOX) косвенно свидетельствует о более высоком давлении в КС и следовательно более высоком совершенстве рабочего процесса в КС. Интересно также посмотреть на Km. Вот тут без отдельного взвешивания частей двигателя (шашки горючего) не обойтись.
   
Это сообщение редактировалось 25.09.2007 в 15:07
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
AR a_centaurus #25.09.2007 17:30
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

Спасибо всем, а особенно "профессионалам" за весьма полезные комментарии. Но "пианиста" вы застрелили. Adios. Как когда-то Филипп Филиппович, "уезжаю в Ялту"... Работу я, конечно, продолжу. И она будет обсуждена с теми, для кого гибридное двигателестроение не разговоры, а обычная практика.
   
1 15 16 17 18 19 20 21

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru