sezam> И вот в ЛМ произошло небольшое смещение ЦМ (к которому приложена сила гравитации). Вектор силы двигателя уже не направлен точно на ЦМ корабля, а появилась боковая составляющая. Поскольку сила двигателя не изменилась, то вертикальная составляющая - косинус - стала немного меньше. И корабль заскользит вбок и немного вниз, как по скользокй горке.
Нет, это не то что произойдёт на самом деле. На самом деле корабль закрутится и будет продолжать крутиться до тех пор, пока у него не закончится топливо либо пока двигатель не будет снова "смотреть" на ЦМ. Если дело происходит в открытом космосе, то он будет крутиться вокруг какой-то точки пространства. Если над поверхностью, то он с высокой вероятностью упадёт на неё. Но никакого скольжения не будет.
И что характерно, где бы ни был поставлен двигатель - выше ЦМ или ниже - закручивать КК будет совершенно одинаково.
Ваш сценарий будет верен, если ВЕСЬ КК с направленным на ЦМ двигателем повернёт так, что вектор тяги перестанет быть параллельным локальному вектору силы тяжести.
sezam> Проблема в том, что отклонение появляется не само по себе а в результате смещения ЦМ в аппарате, а это приводит к смещению оси приложения силы двигателя.
Но мы же не об этом. Мы о том, что где бы ни был двигатель по отношению к ЦМ, сверху или снизу - ситуация при смещении ЦМ приведёт к совершенно одинаковому результату. Вы это уже поняли или нет ещё?
sezam> согласен, но разговор (в целом изначально) шел о том, что американцы отправили слишком непроверенные пилотируемые аппараты без предварительных испытаний в автоматическом режиме.
Нет, разговор был о том, что Вы не понимаете разницу междо стоящим над опоре карандашом и зависшим ЛМ, и поэтому ошибочно решили что ЛМ с двигателем выше ЦМ будет более устойчивым, чем ЛМ с двигателем ниже ЦМ. И мы тут до сих пор пытаемся обьяснить Вам эту ошибку.
sezam> оно не устойчиво. Точнее так - при переднем креплении, достаточно сделать двигатель НЕ ЖЕСТКО закрепленным , на шарнире - и он будет выравнивать положение сам - за счет гравитации.
Нет, не будет. Блин, мы это уже несколько раз обьясняли, но Вы первый, кто отказывается это понимать так долго. Если сделать двигатель на шарнире, то висящяя на шарнире часть аппарата всегда будет стабилизироваться по оси вектора тяги двигателя, противоположно его направлению. Никакой гравитационной стабилизации не получится.
Я уже задавал Вам наводящий вопрос. Попробуйте на него ответить.
Старый> На данном этапе вы должны просто понять что равновесие ЛМа безразлично-устойчивое, поэтому его наклоны в результате маневрирования не вызывают опрокидывающих моментов какие вызывает наклонение карандаша на ладони.
О! Сезам, Вы это способны наконец усвоить?
Старый> Вы думаете там ЦМ смещался и все прочие возмущения действовали както иначе чем при посадке на Луну?
Он именно так и думает
dims12> Иными словами, если тело не имеет контакта с внешней средой, то никакими ухищрениями, в том числе при помощи реактивных двигателей, нельзя понять, куда притягивает рядом расположенная планета.
Угу. В закрытом аппарате, не имея сенсорного контакта с внешней средой, никаким образом невозможно определить направление местной гравитационной вертикали. Поэтому такому аппарату что в лоб, что по лбу где у него установлен двигатель относительно ЦМ. Все моменты будут совершенно одинаковы.