dims12> Но вблизи поверхности тяготеющей планеты, эта точка будет не неподвижна, а будет падать на планету.
Это и так понятно, я же прямо сказал, что она упадёт.
dims12> При небольшом отклонении от центра масс оба сценария должны давать почти один и тот же результат.
Вы неправильно поняли сценарий. Во втором варианте нет отклонения вектора тяги от ЦМ, есть отклонение оси всего аппарата (с вектором тяги смотрящим строго на ЦМ), от местной грав. вертикали. Вот тогда и будет не закручивание, а скольжение.
sezam> Силу инерции никто не отменял.
О чём Вы? "Силы инерции" не существует.
sezam> Хоть и считается, что все в мире относительно, но повернуть движение резко на 90 градусов при 2 космической скорости у вас не получится.
Хм... Таким способом как Вы описали, вообще-то никогда не получится. Ни резко, ни вообще никак.
sezam> Поскольку вектор силы инерции при большой скорости много больше отклоняющей силы (считаем ее малой - отклонение ЦМ на доли % ) то и отклоняться корабль будет незначительно, сравнительно с движением на малой скорости .
По моему, Вы окончательно запутались в том, что пытаетесь обсуждать. Салат какой-то. Отклонения относительно чего? Какие отклонения?
Ладно, попытаюсь обьяснить Вам суть дела ещё раз. ЛМ должен сесть в какую-то точку на поверхности Луны. Так как координаты места посадки и время примерно известны, необходимая для безопасной посадки пространственная ориентация ЛМ (т.е. такая, чтобы он пришёл на опоры, а не на входной люк), относительно абсолютных ориентиров (например звёзд), тоже известна. Вертикаль для системы навигации, таким образом, выставляется заранее на эту самую ориентацию. С точки зрения системы навигации, она должна обеспечить эту самую нужную ориентацию ЛМ на нужный момент времени. Т.е. ей абсолютно пофиг, на самом деле, где именно находится Луна в каждый данный момент времени. Она не знает, где Луна находится. Всё что она знает - это то, какое положение должен занимать ЛМ относительно этой самой выставленной заранее вертикали.
Т.е. фактически задача сводится к тому, чтобы обеспечить нужную ориентацию в нужный момент. А так как равновесие летящего в пространстве ЛМ безразлично устойчиво относительно гравитации (проще говоря - гравитация не оказывает никаких разворачивающих сил или моментов на любые свободно летящие в пространстве тела, будь они далеко или близко, есть у них двигатели или нет... надеюсь Вы это уже поняли), то совершенно, абсолютно безразлично, где именно испытывать систему навигации на способность обеспечить нужную ориентацию в нужный момент. Вы можете её испытывать хоть на околоземной орбите, хоть в открытом космосе, хоть над поверхностью Луны. Задача от этого никак не меняется, а гравитация никакого воздействия на испытуемый аппарат не оказывает. То, что Вы находитесь над поверхностью Луны, хоть в сантиметрах от неё, не вводит никаких дополнительных факторов в саму суть решаемой задачи.
Это насчёт ориентации. Теперь насчёт устойчивости. Задача системы навигации состоит не только в том, чтобы привести ЛМ к нужной ориентации в нужный момент, но и в том чтобы он в этой ориентации и оставался столько, сколько нужно. Если бы двигатель не работал, никаких действия для этого производить на надо было бы. Но так как он работает, а ЦМ немного гуляет, то возникают разворачивающие моменты, которые нужно гасить. До сих пор верно. Но тут возникает момент, который Вы, судя по всему, так и не поняли. А не поняли Вы то, что [фактически цитирую] так как гравитация не оказывает никаких разворачивающих сил или моментов на любые свободно летящие в пространстве тела, будь они далеко или близко, есть у них работающие двигатели или нет, то стоящая перед системой навигации задача, а именно удержание ЛМ в заданной ориентации при работающем двигателе, решается системой навигации совершенно безразлично и независимо от того, находится ли ЛМ на околоземной орбите, в открытом космосе, или в нескольких сантиметрах от поверхности Луны. Т.е. если Вы поставите системе навигации задачу, сформулированную как "удерживать ориентацию XYZ относительно абсолютных ориентиров при тяге двигателя F", решаться системой навигации эта задача будет абсолютно независимо от её местонахождения в космосе. Наличие Луны в нескольких сантиметрах под посадочными опорами не введёт в алгоритм управления устойчивостью ни единого изменения. Вы понимаете это, или у Вас есть к этому вопросы?
Второй момент, который Вы, очевидно, не поняли, это расположение двигателя относительно ЦМ. Для обоих приведённых выше задач, расположение основной ДУ относительно ЦМ совершенно безразлично. В частности, со второй у Вас, судя по всему, особенные проблемы. Вам надо просто понять, что так как [опять цитирую] гравитация не оказывает никаких разворачивающих сил или моментов на любые свободно летящие в пространстве тела, будь они далеко или близко, есть у них работающие двигатели или нет, то разворачивающие моменты, которые необходимо гасить в ходе решения второй задачи (устойчивости), будут совершенно одинаковы при любом расположении двигателей. Нет никого стремления к устойчивости при верхнем расположении, как нет и никакого стремления к опрокидыванию при нижнем. Летящему аппарату (как частный случай - зависшему над поверхностью Луны) безразлично, куда направлена местная гравитационная вертикаль. Поэтому в обоих случаях система навигации будет решать фактически одну и ту же задачу.
sezam> с балансировкой - да.
Вы не ответили на вопросы Старого, и проигнорировали его аргументы по сути вопроса. Т.е. на данный момент Вы демонстративно тупите. Если бы мы были в другом разделе форума, это означало бы немедленный штраф. Я на всякий случай повторю вопрос, чтобы понять можно ли закрывать эту тему и переходить к следующей - Вы поняли что "балансировка на струе зависнув над поверхностью" для системы управления ничем не отличается от обычного управления космическим аппаратом в открытом космосе далеко от планеты? Просто ответьте - да или нет?
sezam> я привел УСЛОВНО, как чисто механическое решение ориентации.
Но теперь-то Вы поняли, что Ваше "чисто механическое решение" неверно и не имеет отношения к реальным методам решения задач ориентации? Я даже готов повторить, почему - гравитация не оказывает никаких разворачивающих сил или моментов на любые свободно летящие в пространстве тела, будь они далеко или близко, есть у них работающие двигатели или нет.
sezam> Согласен, что запустили совершенно не проверенные аппараты. 6 штук и все удачно.
Вам уже обьяснили что это Ваше утверждение ложно, и даже обьяснили почему именно (см. выше). Так какие у Вас ещё проблемы. Или Вы уже просто упираетесь рогом, потому что "очень хоцца"?
- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+
Это сообщение редактировалось 26.09.2007 в 14:35