>> Она не знает, где Луна находится. Всё что она знает - это то, какое положение должен занимать ЛМ относительно этой самой выставленной заранее вертикали.sezam> Означают ли ваши слова, что если ЛМ выключт двигатель вблизи от лунной поверхности, то будет двигаться прямолинейно? Что-то я вас не пойму...
Нет, не означает. Это означает, что система навигации садящегося на Луну аппарата не может сама, самостоятельно, определить гравитационную вертикаль. Её для системы навигации выставляют заранее, вручную. Так понятно?
sezam> а почему спутники летят по эллиптической орбите?
Так ориентацию-то они при этом не меняют.
sezam> К тому же, немного с другой стороны - как вы считаете, почему Луна всегда повернута одной стороной к Земле (колебания не в счет)? Что ее так синхронизировало?
Гравитационный градиент. Но для посадки он не подходит. Сила, которую он оказывает на садящийся ЛМ, мала до практически бесконечности.
sezam> Хотя не спорю, эта сила очень невелика ( не больше отношения (R+r)2/R2, где R - расстояние до центра масс системы, а r - расстояние от геометрического центра спутника до его ЦМ )
Угу.
sezam> над поверхностью Земли ей тоже будет пофиг гравитация?
Где угодно. Над поверхностью Земли есть атмосфера, но это уже другой вопрос.
sezam> Не расшифруете ли вы слова "поставите задачу"? Очевидно либо запрограммировать автоматику, либо обучить пилота.sezam> С первым я и не спорю - к моменту лунной опупеи автоматика была многократно опробована.
Так в чём тогда у Вас проблемы с посадкой? Действительно всё было многократно опробовано, в том числе дважды на самом ЛМ. Причём один раз - возле самой Луны. Так в чём проблемы-то?
>> Наличие Луны в нескольких сантиметрах под посадочными опорами не введёт в алгоритм управления устойчивостью ни единого изменения. Вы понимаете это, или у Вас есть к этому вопросы?sezam> Я вам, верю, верю, успокойтесь.. sezam> Особенно, если в алгоритм это нахождение уже заложено
Нет, не заложено
Наличие или отсутствие гравитации не заложено в алгоритм
стабилизации. Оно заложено в другой алгоритм, алгоритм
наведения, но мы сейчас не о нём.
sezam> С передним двигателем я признал свою ошибку. Хотя сам еще ее обдумал не до конца. Но будем считать, что я этот вопрос слил, что называется.
?!?! ИНШАЛЛ... Тьфу, Слава Богу! Мне не надо чтобы Вы сливали, мне надо чтобы Вы ПОНЯЛИ. Так что пожалуйста, обдумайте всё до конца.
sezam> Нет. Не согласен. В условиях заметной гравитации отклонение вызовет скольжение вбок и вниз. Чем большее отклонение - тем круче "горка".
Это верно. Но это не связано с тем, что я говорил. Поясняю: мы говорим о 1) решении задачи
устойчивости, которая сводится к удержанию вектора тяги двигателя на оси двигатель/ЦМ. Гравитация тут ни при чём. 2) О решении задачи
ориентирования относительно заранее проставленной вертикали, и гравитация тут опять ни при чём.
Вы же говорите о другой задаче, а именно о задаче приведения аппарата в нужную точку на поверхности с нужной скоростью относительно этой точки, и о влиянии отклонений оси ЛМ от гравитационной вертикали на решение этой задачи. Это разные навигационные задачи, понимаете? Они связаны, но они разные.
sezam> не было ни одной пробной беспилотной посадки на Луну на корабле подобной конструкции. Ответ "анафига?" не принимается.
Но этот случай не является из ряда вон выходящим. Беспилотные испытания не являются необходимым условием для чего либо. Они не являются необходимым для самолётов, и не являются даже необходимым для космических кораблей (см. Шаттл). ЛМ не был предназначен дя автоматической посадкой, и посадка Аполло-11 была первым испытанием. Пилотируемым испытанием. И в этом нет ничего странного для того, кто знаком с историей вопроса.
Если же сформулировать вопрос следующим образом: "Почему СССР проводил беспилотные испытания Зондов, а США не проводили", то ответ известен - потому что в США конструкторы решили пойти навстречу требованиям астронавтов, а в СССР конструкторы решили не доверять космонавтам и пошли наперекор их требованиям. Почитайте дневники Каманина. Там ясно сказано, что советские космонавты думали об автоматизации. Этот вопрос давным давно закрыт.