7-40>> Я не думаю, что если бы "Сатурн-5" пускали бы с частотой "Шаттла", то его пуск обошёлся бы сильно дороже пуска "Шаттла", то есть порядка 1 млрд. Конечно, это одноразовая РН, но она беспилотная, а с запуском "Шаттла" известно сколько всякой кутерьмы завязано из-за его пилотируемости... Д.В.> Ну это само собой. Кстати с тем-же Шаттлом тоже не должно было по замыслу НАСА всё быть так, как есть - с частотой стартов и со стоимостью. Всего не учтёшь конечно, и катастроф тем паче. Однако я далее продолжаю непонимать, какими економическими или производственными действиями можно ограничить стоимость запуска носителя на 60% (с 3 до 1 млд) Я понимаю, что економика стартов вещь сложная и можно в ней много чего покрутить в целях экономии средств - но ведь не на 60%. Если бы вы объяснили мне это в общих чертах, был бы благодарен. Конечно если не лень
Я так думаю, что дело просто в размере партии. "Сатурн-5" был выпущен мельчайшей партией из полутора десятков экземпляров, причём это даже не были полностью стандартные изделия - каждый из последующих экземпляров дорабатывался в сравнении с предыдущим в целях улучшения характеристик. Фактически, первые из запущенных РН даже не достигали по своим характеристикам "штатных" параметров - ещё даже А-8 нёс к Луне болванку только в 9 тонн вместо штатного 15-16-тонного ЛМ. УИ двигателей ещё не был доведён, ряд других вещей. А последние экземпляры были "перекачанными", благодаря чему ПН удалось повысить и доставлять на Луну ровер. Так что каждый "Сатурн-5" был, фактически, штучным экземпляром, соответственно и его отпускная цена была как у штучного товара, а не как у серийного. Думаю, эта индивидуальная доводка каждой ракеты составляла очень значительную долю его цены. При массовом же выпуске никакой штучности уже не было бы, была бы партия, поток. Опять-таки, предполётные испытания были бы значительно сокращены (ракета летит без людей, авария не приводит к тяжёлым последствиям для космической программы национального значения). Вот на всём этом и произошла бы фундаментальная экономия.