Tico> Уже! И что характерно, никто даже не пытается спорить с тем, что в обозримой перспективе для автоматов такие дыры будут недоступны. А человек с кайлом и верёвкой, будучи на месте, смог бы уже сейчас.
Ага. Ну так спорить нечего — они доступны, причём массой способов — частично уже проверенных в деле, частично тривиальных. Допустим щедро что глубина дыры 1км интерес представляют снимки и анализ материалов там внутри. Первый вариант — машинка на базе Соджорнера, минус всё лишнее, плюс фонарик и либо рентгеновский спектрометр, либо микроскоп с MER, либо что-то ещё такое компактное и полезное. Человек с кайлом и верёвкой там не нужен даром, там нужны инструменты анализа и несколько дней времени. Насчёт человека и кайла вы по-моему вообще упрощаете: это не Земля, где достаточно "узнать" что же в данном конкретном месте лежит. В любой марсианской дыре, да и просто в не совсем удачном месте вроде кратера Гусева, находятся неожиданные и непонятные вещи просто лежащие на поверхности. О них заранее не известно ничего, поэтому нужно без спешки методично их ковырять, что и делают MER. А эта дыра — это неизвестность в кубе. Второй вариант — аэробот с компактной камерой, вместо приборов механизм забора образцов, которые потом можно поковырять на чём-то вроде MSL, у которой полно инструментов для анализа. Всё это high risk high return эксперимент, а с человеком это будет один риск, который ничем не оправдается, если что-то с тем человеком случится.
Tico> au, вот это вообще, строго говоря, не аргумент. Я Вам могу перечислить кучу мест на Земле, куда человек точно так же не доберётся. Жерла действующих вулканов, например. И что, это повод закрыть арктические станции? В огороде бузина, в общем. Но даже учитывая это, давайте рассмотрим Ваш список.
Увы, это аргумент сегодня. У насы, да наверное и у европейцев, есть негласное правило что провалы неприемлемы, точка. Не могут они выйти на публику и сказать что мы потратили полмиллиарда ваших денег и они совсем не долетели. Что-то должно вернуться, наука должна написать статьи в Сайнс, тогда на всё остальное (поломки части приборов, глюки и дефекты) можно закрыть глаза — проект удался. С пассажирами критерий провала один — несчастные случаи. Если Аполло 13
тогда назвали провалом, хотя все остались живы, то любые драмы
сегодня будут жирной точкой. Это вопрос национального престижа, и за собственные деньги публично обкакаться никто не захочет. Вы знаете что было после побитых шаттлов. Но шаттлы — это детский лепет, в конце концов сейчас есть хоть какая-то страховка в виде МКС, которую думают использовать если будет риск что шаттл не сможет безопасно вернуться. Если же запульнуть героев к Марсу, и без ЯРДа, да полгода лететь, то шансов как-то их спасти будет ноль. Это Риск, даже частичная страховка от которого обходится в порядки разницы по сравнению с АМС. Кроме Марса, за исключением посещения астероида, риски ещё выше, и возможностей практически нет. Если JIMO не получился, то на пассажирскую версию можно не рассчитывать при наших жизнях. Нельзя сравнивать частные риски людей на земле (вулканы, бейс-джампинг и т.п.) с рисками национальных программ — это несравнимо, потому что цена вопроса не потери жизней, а национальный престиж и гора денег. Я запомнил что когда Колумбия сгорела, в тот же день была новость что где-то там в баре убили десять человек. Кому не пофиг? Всем пофиг — семь астронавтов сгорели, "Наша Национальная Гордость" сгорела, и одновременно куча денег и наверняка много карьер руководства — вот в чём проблема. Вы это просто не учитываете, потому кажется что бузина, а это важнее чем всё прочие аспекты — лучше так не рисковать и потратить меньшие деньги на науку, от неё тоже престиж.
Tico> Юпитер пока действительно недоступен. Сатурн... злые языки говорят, что у Титана толстая атмосфера Тем более это самое интересное там место.
Атмосфера у него шикарная, только очень долго лететь туда, и там нет дармовой энергии — нужен реактор, а это в глазах общества кошмар, и единственный летавший западный реактор был у амов и давно уже — это риск, на который просто не пойдут.
au>> 2. Системы Урана и Нептуна — лететь очень долго, дармовой энергии нет.Tico> Что значит вообще "дармовой энергии нет"? А у АМС она дармовая? Причём здесь вообще энергия? Ежу ж понятно, что всё что туда полетит, полетит исключительно на атомной энергии в том или ином виде. Да и "лететь долго" это только с химией. В принципе, понятно что энергетика для серьёзной ПК это ключевой вопрос, но рано или поздно беспилотные АМС тоже на этот вопрос наткнутся. Уже, собственно, наткнулись. Иначе не было бы поползновений вроде JIMO.
Дармовая — это солнечная. Расправил крылышки и сразу получил десятки киловатт, хотя бы как на МКС. Солнечная относительно дешёвая, потому что коммерчески используется и совершенствуется. У Сатурна на два порядка ниже инсоляция, солнечная энергия там перестаёт быть вариантом для корабля. У АМС она не дармовая, но проблемой совершенно не является. Дальнобойные АМС (Галилео, Кассини, оба Вояджера, Пионер-9,10 и Улисс) все от ритегов запитаны. Для Кассини по памяти 750Вт электрических обошлось в 20 лимонов при стоимости самой машины в 2.2е9. В этом плане она тоже дармовая, а надёжность исключительно высокая. Но для корабля мощности ритега мало. Единственным вариантом для корабля станер реактор, причём такой мощности, которая ещё не летала даже низенько-низенько.
Лететь с химией как раз недолго. Лететь на электричестве долго, и с гравитационными маневрами долго. А слово "долго" и слово "смерть" для пассажиров означают одно и тоже. JIMO пока не получился, кстати, и новые веяния начальства требуют миниатюризации АМС, а не увеличения их размеров и мощности генераторов. Также приоритетом является увеличение КПД ритэгов, что делается и довольно успешно, с хорошими перспективами увеличить электрическую мощность в разы. У JIMO по-моему нет шансов, это на сегодня тупик.
Все проблемы с кораблём решаются одним способом: быстрее летать. Не столь важно как, не столь даже важно в какие деньги это обойдётся, важен лишь успех. Ключом к успеху пассажирских полётов является сокращение времени на перелёты. Условно возможность добраться за месяц к Марсу или близкому астероиду или за полгода в систему Юпитера — это уже заявка на успех и представляет интерес. А полгода туда и полгода назад в бочке с разношерстной командой — это заявка на провал. Так что если хочется расти, нужно забыть об энергетически-оптимальных траекториях, и думать о наиболее коротких достижимых траекториях, и соответствующих двигателях и энергетике.
Tico> Это всё верно и прекрасно. Только одна проблема - всё что Вы описали, при всей навороченности и сложности приборов, это тем не менее всего лишь предварительная разведка...
Это не разведка, это научные экспедиции с большой отдачей. Наука такое всячески приветствует и всегда поддержит такие проекты всеми силами. Сравнивать с земными геологами или с земным чем угодно по-моему нельзя — космос требует других подходов и методов исследования, иначе будет как "строительство моста вдоль реки".
Tico> У Вас с Владимиром одна и та же проблема, уж прошу прощения за это слово: Вы, возможно вполне искренне, пытаетесь выдать более чем скромные способности современной техники за панацею, а те весма скромные предварительные результаты, которые она способна выдать и с которыми вынуждены работать учёные - за бьющий ключом фонтан науки.
А наука как раз не жалуется на АМС. Более того, АМС легко используют все достижения в миниатюризации техники, что недоступно для пассажирского корабля. Миниатюризация позволяет уменьшить массу АМС и потребности в энергии. В результате можно получить вещи вроде DS-1.
Вот вы говорите "весма скромные предварительные результаты" — предварительные перед чем? У вас амбициозная программа освоения? Но это, увы, нереально сегодня — нет такой потребности. Есть лишь потребности науки, которые более-менее удовлетворяются. При условной длительности работы АМС в 15 лет, за свою карьеру учёный может поучаствовать в паре крупных проектов. Если вы видели "консилиум" амовских планетологов, то там все уже хорошо в возрасте, они повозились и с Вояджерами, и со всем после них. Они задают тон в этих делах, и их по-моему вполне устраивают нынешний уровень возможностей АМС. У вас есть доступ — посмотрите такие журналы как Icarus, Planetary and Space Science, и Advances in Space Research, ну и спецвыпуски Science по результатам каждого удачного проекта АМС. Они вполне довольны и у них есть с чем поработать.
au>> Так что универсальным сенсорам остаётся только Луна, Марс, и околоземные астероиды, а на большее можно не рассчитывать при наших жизнях. Tico> Ну нифига себе, типа этого мало? И вааще, что это за эгоизм такой - "при наших жизнях"? Он присущ всем идеологическим противникам ПК, как я понимаю?
Не забывайте что все проекты — это инициативы и интересы живых людей, старше чем мы с вами. Их не очень волнует что будет после их смерти, их карьеры вчера, сегодня и завтра. Они определяют куда и что полетит через академию наук и прочие подобные органы. Луна доступна, Марс условно доступен, астероиды доступны всегда и легко, но менее интересны и нет смысла к ним лететь пассажирам. Так что Марс, но это большой риск и по сути никому не нужно, потому что стянет на себя огромные средства со всех — наука уже урезается насой, а при марсианском проекте она будет затоптана, но молчать не станет. А конгресс (который выделяет бабло всем) по-моему больше любит научные АМС, чем флаговтыкательские автобусы.
Tico> Это пока MSL приносят сливки, то, что можно собрать, занимаясь покатушками по детским площадкам. А в марсианские пещеры, по которым астробиологи уже сейчас слюной исходят, никакой MSL ещё сто лет не залезет. То, что разработка соответствующих этой задаче терминаторов будет стоить дешевле, завершится в обозримое время и принесёт больше результатов, чем доведение возможностей ПК до должного уровня и посылки пилотируемой экспедиции, это ещё бабуля надвое сказала. Не на нашей жизни, это 1000%.
MSL, как и MER до него, предназначена для "поиска следов нынешней или прошлой жизни". Для места посадки было предложено за сотню (забыл цифру) мест, а выберут только одно — мобильность MSL предполагается на уровне MER. Куда не сможет заехать атомная телега, туда не заедет и космонавт, потому что пешком он там не разгуляется точно. Сливок там ещё море. Меньшая сравнительная стоимость автоматов неоспорима просто потому что с ними не нужно беречь здоровье пассажиров, а это неизбежно стоит больших денег.
au>> Аполло не ради аббревиатуры, это просто представившаяся возможность, и они её не упустили. Вы считаете это предпочтительным способом доставки инструментов?Tico> Когда я говорил "утащить", я имел ввиду нечто более широкое, чем просто переноска грузов с места на место. Думаю, что и Вы не такой простой вариант имели ввиду.
Я понимаю что вы думаете что космонавт будет при инструментах не просто транспортом, а ещё и научным руководителем. Но я не считаю что научные возможности космонавта представляют большую ценность чем лишние сенсоры и более ёмкий канал связи с Землёй, где любое количество учёных без риска и спешки будут обеспечивать научное руководство инструментами. Так сейчас и делается.
Tico> Факт в том, что каждая из J-missions принесла на поверхность Луны за раз больше научных приборов и оборудования, чем это доступно любой АМС на сегодня. Факт в том, что никакой, самый навороченный робот, Вам ALSEP на поверхности не расставит. Нет на сегодня такого автомата, который смог бы парой ударов геологического молотка отбить от верхушки валуна именно тот кусок, который нужен. Даже такую вещь, как взять приличный керн на десяток метров, никакая АМС на сегодня не сможет.
Сравнение некорректно. При равной выводимой массе и финансировании будет преимущество перед космонавтами. Если к луне запустить АМС на Сатурне-5, это уже совсем другая АМС. Насчёт роботов вы ошибаетесь. У MER есть инструмент для среза минералов и микроскоп, у MSL (если не отменили) будет лазерный испаритель-анализатор, плюс оборудование для измельчения и анализа образцов. А вот прежде чем космонавт замахнётся молотком на камень, кто-то должен будет ответственно сказать что отбитые осколки не повредят скафандр и не угробят геолога. Это не шутки, там параноики
Серьёзно, все эти вещи можно делать как минимум автоматами с дистанционным управлением, и так делается на Марсе. Для Луны и астероидов всё ещё проще. Проспектор вообще весь был на дистанционном управлении. Насчёт керна — это же без вариантов нужна бурилка, а не молоток. Бурилка может и без космонавта бурить, а на сэкономленные средства она только похорошеет. Я понял по-моему почему вы так мыслите: у вас условная (не денежная) стоимость присутствия пассажира околонулевая, либо вы ставите задачу сделать её околонулевой. Стоимость — это в смысле суммы рисков, добавочной сложности, даже административных затрат и кучи всего. Она, увы, ненулевая и уменьшению очень сопротивляется.
Tico> Поэтому давайте не будем выдавать ограниченные возможности современных АМС за пик вожделений всех учёных. Человек в скафандре, находясь на поверхности небесного тела и обеспеченный всем необходимым для эффективной работы, на порядки выстрее и результативнее любой доступной в обозримом будущем техники. Моё же предложение по развитию ПК именно в том и состоит, чтобы найти способы обеспечивать этого человека всем для работы необходимым, наиболее дешёвым, надёжным и безопасным образом. Это перспектива, направление для работы и путь, на каждой остановке которого можно количественно и качественно оценить уже полученные результаты, и наметить следующие практически достижимые вехи.
Вот: "находясь на поверхности небесного тела и обеспеченный всем необходимым для эффективной работы" — вы пишете так, будто это данность или незначительная деталь, а это 98% проекта. И вот: "найти способы обеспечивать этого человека всем для работы необходимым" — не получается это. Хороший космонавт — это плохой учёный, а хороший учёный — это никакой космонавт. Учёному нельзя сидеть в бочке и писать в трубочку, если он хочет плодотворно работать. Ему нельзя сказать "у вас 31 минута на всё, потом спать и крутить педали" — ему нужно время и рабочая обстановка. В конце концов, типичный учёный имеет и другие занятия (преподавание, писательство, администрирование) и космические полёты в его жизнь не впишутся. В требуете нереального, легко отказываясь от того что неплохо работает.
Tico> Я, в свою очередь, признаю тот факт что во времена Аполлонов всё это стоило невообразимую кучу денег, и породило общее ощущение о неимоверной и естественно присущей ПК затратности, как заодно и кучу идейных противников вроде Вас и Владимира. Но судить о соотношении стоимости ПК к её эффективности по Аполлонам - ошибочно. Аполлон - это политика, а не наука. Я признаю, что в направлении исправления этой ситуации надо работать, что и предлагаю делать.
К самим Аполлонам у меня претензий нет — it was fun и наука тоже похлебала хорошо, да и были спонсоры. Но это абсолютно нереальный modus operandi для исследования космоса. Сейчас бюджеты имеют тенденцию к сокращению, либо период между проектами должен увеличиваться. Это всё реально и делается. А требовать удешевления ПК хотя бы на порядок, при достижении научной отдачи хотя бы как у АМС — это нереально. А чтобы доставить пассажира на поверхность, не хватит даже аполлоновских бюджетов. Это просто суровая реальность.
au>> Это нереально. Tico> А-а-а-а-а-минь! Вот только помнится мне, на заре других ПК кто-то говорил что 64 кб памяти хватит за глаза на всё обозримое будущее.
640К оперативки, Гейтс. Кстати, в некотором смысле он прав и до сих пор. И то что стало не хватать — это очень и очень плохо, если взглянуть на это глубоко. Усложнение, как и разруха — это в головах(с).
au>> Если получится "см. выше", то и стоимость автоматов упадёт, и ситуация принципиально не изменится — для науки будет выгоднее получить больше и лучшие инструменты. Tico> Ничего подобного. Стоимость автоматов будет ТОЛЬКО расти, потому что по мере снятия сливок от них потребуются всё большие и большие возможности, а стоимость по отношению к возможностям (и соответственно к сложности) растёт совершенно нелинейно. Посмотрите, какие задачи и каким образом геологи сегодня реально решают. Вспомните свой же постинг о тенденции к усложнению.
Вы ошибаетесь. Даже сегодня наука была бы рада замене MER новыми такими же, может с другими инструментами. То что получилось MSL — это не по заказу науки, а потому что насе надо чтобы внушало. Суть моего тезиса в том что автоматы и корабли отличаются только наличием пассажиров и сопутствующих технических средств. Образно, стоимость автомата = Х1 (база + инструменты), а стоимость корабля = Х1 + Х2 (люди + СЖО + накладные). Уменьшая Х1 вы снизите стоимость обоих систем, но процентная разница при неизменном Х2 только возрастёт. Увеличение же Х1 будет коррелировать с увелиением и Х2, потому что оба компонента являются продуктом одной промышленности. Новые возможности для науки не всегда означают умножение стоимости. Например, новый спектрометр не должен иметь оптику в два раза больше, но он может иметь сенсор в десять раз более чувствительный, и это не умножит стоимость.
Tico> Вот Вам пик Ваших любимых терминаторов на сегодняшний день, посмотрите: Honda Worldwide | ASIMO
Я в курсе. Это же просто бесполезная игрушка.
Tico> Едва научили друг на друга не натыкаться, чай подносить и по лестнице спускаться. И это считается на сегодняшний день неимоверной крутизной, стоит миллион баксов за юнит, а о стоимости разработки Хонда даже не заикается. И с этим вот Вы собрались иные миры исследовать? Ну хорошо, покатушки по равнинкам у Вас получатся. А если что посложнее?
Гуманоидные роботы — это либо баловство, либо национальный японский бизнес. Я такое в космос отправлять даже даром отказался бы.
au>> Космонавт в одежде весит под центнер, а это на уровне массы всех инструментов солидного исследовательского аппарата.Tico> Вес - это как раз совершено непринципиальный момент. А принципиальным моментом является то, что автомат быстро с места на место не передвинется, камушек со склона не достанет, и в щель не протиснется, и краем глаза что-нибудь интересное не заметит. И перспектив для преодоления этих принципиальных моментов пока что не предвидится.
Почему же он быстро не передвинется? Тут действительно на сегодня есть преимущество у космонавта: он видит и действует, может рулить и ехать быстро, а MER и т.п. по чьему-то гениальному решению НА МАРСЕ работают на дистанционном управлении С ЗЕМЛИ. Культурных слов для такого решения у меня очень мало, но это ещё один пример как сильно там не любят риск. MER может ездить сам, только эту функцию по-моему попробовали даже не на первом продлении его работы. Второй аспект, и тут уже преимущества у космонавта нет, — это энергетика. У MER на всё максимум 30 Вт вроде, и даже этого он не получает. Он работает в остром дефиците энергии.
Что же до камушка, щели и края глаза — всё это успешно делается даже с MER. Камушки он пилил, краем глаза вихри нашёл и снял на видео, blueberries заметил и потом поковырял, даже метеор заметил и снял, а со щелями там пока никак. Но и космонавту никто бы не позволил никуда протискиваться — риск.
au>> Ничуть не волнуют. Они имеют право на своё мнение, но то что в роли научного сенсора человек сегодня не стоит упоминания — это факт.Tico> НА СЕГОДНЯ. Но они-то с этим "фактом" уже сегодня несогласны! Может, они знают что-то такое, что Вы не знаете? Может, они всё-таки меньше склонны закрывать глаза на непреодолимые, в обозримой перспективе, недостатки автоматов, потому что их всё-таки больше волнует результат?
По-моему вы преувеличиваете значение сказанного в той статье, равно как и непреодолимость недостатков автоматов и потенциальную научную роль человека in situ.
au>> Обратите внимание как нынче используются данные сенсоров. Не просто рассматривают картинки, а буквально собирают данные по крупицам с любого сенсора, так что в итоге получается много больше научной информации.Tico> Да именно же! Эти крупицы именно что крупицы, потому что это всё, что сегодня с помощью автоматов возможно получить - крупицы. Эти крупицы свидетельствуют не о преимуществе автоматов, а об их ограниченности.
С Марса сливают гигабайты данных, посмотрите хоть на размеры архивов данных, которые висят в сети — это море, а не крупицы. Суть моих слов — это то что с одних и тех же данных учёный на земле выжмет намного больше ценной информации, чем учёный in situ, не говоря уже о просто натасканном космонавте.
au>> Если они совершенно однозначно и чётко высказались о "незаменимости", то они совершенно и однозначно ошиблись. Пример заменимости могу написать по заказу, т.к. доступа к той статье нет.Tico> Ну так в чём проблема-то? Вы считаете что они не знают о чём говорят, так пожалуйста, заказывайте статью, разберите их тезисы, и пошлите конкретный разгром в тот же Geophysical Review или как там его. А пока Вы их втихую на форуме пинаете, потому что их выводы в Ваше мировоззрение не вписывается, это, простите, неубедительно. И указать им на всю глубину их рассуждений ну никакой возможности нет
Я не ставлю себе цель кого-то переубеждать. Они имеют право на свои взгляды и их публикацию. Я тоже, но мне интереснее беседа на форуме. Я делаю выводы для себя, если они мне когда-то пригодятся. Если же нет, то я просто приятно побеседую.
au>> з.ы. Кстати, подумайте о таком моменте. Если сравнивать покатушки и автоматы, то сравниваем по-честному: возврат одного центнера тела вместо возврата одного центнера образцовTico> Ой-ёй-ёй... Зачем тащить на Землю тонну образцов? Нахрена их вообще возвращать на Землю, если их можно собрать, отнести там в лабораторию и исследовать там в спокойной обстановке? Земле же не сами образцы нужны, нужны научные данные, которые они могут дать. А данные можно и по радиосвязи передать, после получения результатов в лаборатории.
Наука может ответить на эти вопросы.
1. Тонна — это целая коллекция, например 10000 образцов из разных мест по сто грамм каждый. К тому же наука (я тут почти цитирую) интересуется больше неповреждёнными образцами чем размолотыми в пыль (как будет у MSL). И Аполлоны, кстати, вернули ближе к тонне чем к килограмму.
2. Не всё можно сделать in situ, например анализ изотопных соотношений рассеянных элементов, чем наука очень сильно пользуется. Такое оборудование просто не полетит, и потому данные эти иначе не получить.
3. Образцы — это навсегда (это уже точно цитата). Получив образцы, наука занимается ими десятилетиями, и по мере развития средств анализа получает
новые данные со старых образцов. Аполлоновские до сих пор ковыряют.
Tico> Кроме того, есть тут и такой нюанс, что с Марса вместе с грунтом можно привезти что-нибудь не очень безопасное. Так что лучше - на месте.
Вот и я говорю — там параноики
У них эта тема на виду, можно не переживать. Но обеспечить изоляцию совсем не так трудно — гораздо более тщательная изоляция в гораздо больших объёмах используется на микроэлектронных заводах.
Tico> au, если оставаться с такими первобытными представлениями о космонавтике, где ПК способна только на флаговтык, а всё-всё-всё, и омлет тоже могут сделать автоматы (Аминь!), как это и было на заре, если отказаться от развития, то ПК действительно можно закрывать нафиг. Собственно, в том виде в котором она находится, так оно и есть. Именно из-за первобытных представлений о ней, и из-за политичекой подчинённости. Но если попробовать трезво посмотреть на ограниченность автоматов, и подумать немножко наперёд... То как говорит Владимир, "есть другое мнение". И планетологи его почему-то придерживаются. There is no substitute for human explorer. No substitute, понимаете? Попробуйте ИХ переубедить, не меня.
У ПК уже нет моторчика, она катится по инерции. Ей нужен новый моторчик, и наука на это не тянет совсем. Чисто по-человечески ПК мне симпатична и я только за, но не на таких условиях как это происходит сейчас (МКС и т.п.). Автоматы при всех ограничениях успешно работают на науку.
Я не стану переубеждать, и не стану спорить со столь категоричными заявлениями. Думаете что no substitute — я не возражаю, а тем временем Кассини там у Сатурна круги наворачивает и собирает невиданное для этих самых планетологов. Talk is cheap.