166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия, Часть 2

Теги:ИБА
 
1 2 3 4 5 6 7 21
+
-
edit
 
Открывая новую часть ветки, посвященной, повторюсь:
Товарищи летчики и штурманы, инженеры и техники, ветераны ПВО и ВВС, а также дети и внуки ветеранов полка, любители авиации, откликнитесь!
Здесь расположен уголок памяти славного 166-го Гвардейского Краснознаменного штурмового, истребительного, истребительно-бомбардировочного и опять же истребительного авиационного полка, в/ч 10227!
И этот уголок всегда открыт для всех. Интересуют любые материалы и воспоминания, связанные с историей 166-го полка и его людьми и тех частей и людей, что его обслуживали, с городом Марнеули.
Вокруг нашей веточки собирается, находят друг друга старые друзья и сослуживцы. И мы всем рады, всем ветеранам боевого 166-го полка и тех частей, что поддерживали его боеготовность! Рады всем, кто там служил, жил, учился, работал и оставил там частичку своей души.

Предыдущую часть и собранный материал всегда можно посмотреть здесь:
166 Гвардейский иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия
 
+
-
edit
 
Продолжаю выкладываь очень интересные Фотографии, переданные ДМБ88
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 21.12.2007 в 23:17
+
-
edit
 
1. Знамя полка!
2. ?
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 19.12.2007 в 02:59
+
-
edit
 
У Знамени полка, надо пологать, Дмб88?
Хорошая фотография!
Дмб88, может раскроешь ник?
А за одно и всех, кто представлен на фотографиях?
 
Это сообщение редактировалось 21.12.2007 в 14:13
+
-
edit
 
Вопрос ко всем, если кто кого-то узнает, пожалуйста, комментируйте!
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 21.12.2007 в 14:18
+
-
edit
 
Эт, случаем, не спирт цедится? :)
 
+
-
edit
 
1. С пистолетом Бронюс

2. Абзалов сидит, с автоматом Шайхелисламов, остальные из автороты
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 21.12.2007 в 14:43
+
-
edit
 
Шайхелисламов и Зигерт у домика ДЗ
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 21.12.2007 в 14:56
+
-
edit
 

ДМБ88

новичок
Попробую истолковать мои фотографии.
1. "166полк013". Бронюс (Литва) цепляет тормозной парашют. СД-шник Броня видимо своим землякам помогает. В 1987г гр. ПТС полностью состояла из литовцев.
2. "166полк001". Если не ошибаюсь это учения "Кавказ87". Что за припасы не знаю. Почти вся гр. АВ 3АЭ. Двое в "радикально" черной робе - офицеры, как зовут не помню. Руки в карманах - призыва 1987г из солнечных краев. На заднем плане - Алмаз из Киргизии.
3. "л-т Наумов". Фотографии 20 лет, забывается... Ошибочка вышла - л-т двухгодичник из Уфы Ильшат Набиев! (руководителей форума прошу исправить мою ошибку).
4. "166полк002". Что за место - не соображу? Если ЦЗ - где газоотбойники. Что-за курилка на заднем плане.
5. "Шайхелисламов и Зигерт ДЗ". ДЕМБЕЛЯ! Масло не жрем... Какие мы молодые были!
6. "Знамя 166полка". Приказом пообещали нам фото у Знамени полка и забыли. Только после обращения к замполиту 3АЭ (как зовут не помню)удалось их заполучить. С сего случая начштаба подобных "обещаний" уже не давал. Конечно - дело хлопотное: распечатать Знамя, усилить караул...
ВАЖНЫЙ ВОПРОС: Где сейчас Знамя 166-ого гвардейского... ?
7. "166полк08" Запомнился случай. Кто-то из молодых любопытных бойцов дернул чеку катапульта прямо в ангаре. Повезло парню - стоял на стремянке! Конечно машина л-та Набиева. На фото не они.
8. "166полк-05.jpg". Кто скажет - какой калибр.
9. "166полк-06.jpg". Кто что сливает? Обычно сливали отстой топлива. Спирт (желтый, вонючий) только при "особых случаях".
 
Это сообщение редактировалось 21.12.2007 в 22:52
+
-
edit
 
Знамя, как рассказывал мне Андрей Чайка, после рассформирования полка отвезли и сдали в Ростовский корпус ПВО - правопреемник 19-й армии ПВО
 
+
-
edit
 

ДМБ88

новичок
В музее ей место! Если пылится в архиве???
 
+
-
edit
 
Согласен, полк более чем достоин того, чтобы иметь музейную экспозицию!
 
+
-
edit
 

kamini

новичок
Уважаемые сослуживцы помогите найти нач.хим.службы 166 гв.иап майора Серова Эдуарда его жена Лариса Ливановна дочери Жанна Ира Оля Галушко по мужу.Эдик уволился в 1982 году и уехал в Тбилиси а далее след пропал .Тоже уехал а куда...Заранее благодарю Капыця Михаил Николаевич.
 

C-22

втянувшийся

ДМБ-88, несколько ответов на вопросы:

2. "166полк001". Если не ошибаюсь это учения "Кавказ87". Что за припасы не знаю.

- На тележке зажигательный бак ЗБ-250ШМ


8. "166полк-05.jpg". Кто скажет - какой калибр.

- Лента к пушке НР-30 с осколочно-фугасно-зажигательными снарядами ОФЗ-30-НР-У калибра 30 мм


С уважением
 
RU П_Антонов #25.12.2007 07:57
+
-
edit
 

П_Антонов

опытный

C-22
А какой еще может быть???, ствол от НР-30 торчит. КМГУ сам знаешь, через фюзеляж не заправляют. Не думаю, что ленты для ГШ так транспортировали.
 
RU Leonid Dm #28.12.2007 12:41
+
-
edit
 

Leonid Dm

новичок
Добрый день уважаемые коллеги! С наступающим Новым 2008 годом всех Марнеульцев! Счастья, здоровья и всех благ, мирного и чистого неба над головой!!
Для baybay информация! Вспомнил ещё две фамилии лётчиков: майор Идрисов - штурман полка и майор Бовшенков-лётчик мя не помню и должность тоже, я когда пришёл в полк а он уже увольнялся. С ним было выпито не одна канистра спирта!
Всех С Новым2008 Годом!!!
 
+
-
edit
 
Марнеульцы!!!

С наступающим всех НОВЫМ 2008-м ГОДОМ!!!!

Всем Вам и Вашим близким желаю счастья, здоровья, успехов и удачи в Новом году
 
+
-
edit
 
Сегодня у нас печальной памяти "юбилей", 15 лет как перестал существать 166-й гвардейский Краснознаменный полк! :(

3 января 1993 года аэродром, боевая матчасть (~ 40 бортов Су-15ТМ) и прочее имущество полка по фактическому наличию было передано гвардейцам Китовани как представителям как бы независимой Грузии.

________________________________________________________________

4 января 1945 года в небе Югославии при выполнении боевого задания погиб Герой Советского Союза заместитель командира эскадрильи и штурман эскадрильи 166-го гвардейского штурмового авиаполка
гвардии старший лейтенант ДУДКИН АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ
 
Это сообщение редактировалось 18.01.2008 в 22:52
+
-
edit
 

DanSlav

новичок
привет приветприветпривет
 
+
-
edit
 
Получил письмо и интересные фотографии от Ольги Походиной, за что ей огромное спасибо!

1. После завершения учений Кавказ-1985

2. Командир 166-го полка, гвардии полковник Походин А.Г. за штурвалом перед очередным боевым заданием. Афганистан, Шиндант

Интересно, что означают звездочки на борту командирского СУ-17М3 ?
Прикреплённые файлы:
005.jpg (скачать) [232 кБ]
 
004.jpg (скачать) [275 кБ]
 
 
 
+
-
edit
 
3. Выступление командира полка Походина А.Г. перед членами семей полка.
Прикреплённые файлы:
002.jpg (скачать) [103 кБ]
 
 
 
+
-
edit
 
4. Семья Походиных в сборе на аэродроме, Марнеули

5. Чета Походиных на отдыхе в г.Сочи
Прикреплённые файлы:
003.jpg (скачать) [178 кБ]
 
001.jpg (скачать) [156 кБ]
 
 
 
BY Pochodina #08.01.2008 14:10
+
-
edit
 

Pochodina

новичок
Уважаемый Станислав!
Спасибо огромное за размещение фотографий.Насколько я помню, каждая звездочка на борту самолета означает пять боевых вылетов.

Ольга Походина
 
+
-
edit
 
Оля, незачто, всегда и с удовольствием :)
 
+
-
edit
 
Наткнулся на интересную информацию по тарану Куляпина 18.07.1981 года и совершенно иную (существенно отличающуюся от ранее известных) интерпритацию этого события!

Танго ноября
Марат Сыртланов

Газета "Россия" 7 июня 2007 г


Бессмысленный таран, или подробности рассекреченной авиакатастрофы

В 1981 году над Арменией был сбит аргентинский транспортный самолет, который вторгся в воздушное пространство Советского Союза. Летчик, совершивший таран, надеялся получить Золотую Звезду Героя. Но его наградили только орденом Красного Знамени. Через 10 лет он поднял вопрос о присвоении ему звания Героя России. Получив отказ и на этот раз, пилот повторил попытку уже в 2002 году. И тоже безуспешно. Было ли у авиатора моральное право требовать такую награду, а у государственных органов - причина ему в этом отказать?
“ЧП” за семью печатями
18 июля 1981 года ТАСС сообщил, что “самолет неустановленной принадлежности со стороны Ирана вошел в воздушное пространство Советского Союза в районе города Еревана. На все запросы советских наземных средств контроля за полетами самолетов и попытки оказания ему помощи экипаж самолета не отвечал, продолжал полет над советской территорией, совершая при этом опасные маневрирования. Через некоторое время этот самолет столкнулся с советским самолетом, разрушился и сгорел”.
Сегодня уже не секрет, что за скупой строкой официальной информации подразумевался второй в мире таран на реактивном самолете, который совершил заместитель командира по политической части эскадрильи 34-й воздушной армии капитан Валентин Куляпин. В то время я служил в соседнем гарнизоне и хорошо помню, как все мы гордились тем, что служим рядом с таким асом. Гордились и одновременно недоумевали, почему, в отличие от автора первого тарана - капитана Геннадия Елисеева, Куляпин не был награжден Золотой Звездой Героя.
В 1991 году группа слушателей Военно-политической академии им. Ленина, где я учился на педагогическом факультете, обратилась в самые высокие инстанции с ходатайством о присвоении звания Героя России своему начальнику курса полковнику Валентину Куляпину. Не зная многих обстоятельств того воздушного тарана, я тоже считал, что Валентин Алексеевич все-таки незаслуженно лишен высокой государственной награды. Меня, правда, насторожил тот факт, что эта инициатива исходила от самого наставника. Но, с другой стороны, ведь никто не лишал бывшего пилота права требовать должной оценки своего, как он полагал, подвига. Кроме того, информация о тех событиях даже среди военных была очень скупа.
Вокруг тарана, в результате которого был сбит самолет с позывными “ТN” (авиадиспетчеры, дабы избежать фонетических ошибок в эфире, расшифровывали эти буквы не иначе как “Tango November” - “Танго ноября”) и погиб его экипаж, возникла стена молчания. Потому и появилось естественное желание докопаться до истины.
Уже первые результаты моего расследования показали, что сделать это будет непросто. Так, мой запрос в ЦК КПСС и архив Минобороны был переадресован главкому ВВС. Что, впрочем, казалось логичным. Но было непонятно, почему мне ответил военачальник, на момент ЧП бывший заместителем командующего воздушной армией, дислоцированной аж в Минске, генерал-полковник авиации Анатолий Борсук.
Генерал категорично отверг необходимость будоражить общественное мнение и анализировать действия авиаторов “в интересах боевой подготовки летного состава истребительных полков”. Этот ответ совершенно не прояснил ситуацию, и мне поначалу пришлось искать ответы на интересующие меня вопросы у зарубежных коллег, военных атташе, бывших военачальников, расследовавших катастрофу в безоблачном небе Армении. Благо набирал силу ветер добрых перемен. Первые же встречи дали пищу для серьезных размышлений.
Немного истории, или зачем “TN” летал в Иран
В начале 80-х годов прошлого века ряд ведущих стран мира ввели эмбарго на поставки оружия режиму аятоллы Хомейни. Тегеран был вынужден через третьи страны заключить ряд сделок, дабы восполнить дефицит военной техники и вооружения, амуниции и боеприпасов. Иногда посредниками выступали даже физические лица. Репортеры из лондонской газеты “Санди таймс”, которые также проводили свое расследование трагедии, вышли на 38-летнего шотландца Стюарта Мак-Кафферти, который и был нанят для доставки оружия американского производства из Тель-Авива в Тегеран.
В конце июня 1981 года Мак-Кафферти появился в Буэнос-Айресе на аэродроме Эсейса, в офисе небольшой фирмы по прокату самолетов, которая была известна даже за пределами Аргентины как “не задающая много вопросов”. Он зафрахтовал видавший виды “Канадэр” модификации ДС-8 (аналог нашего Ил-18) якобы для перевозки фармацевтических товаров. Расплачивался клиент, как вспомнил администратор фирмы, наличными, чем сразу расположил к себе экипаж.
Интересно, что командира воздушного судна, бывшего морского летчика, капитана 1 ранга Эктора Кордеро Хаурегиберри лично знал генерал Армандо Элиос Буира, который в начале 90-х годов был военно-воздушным и военно-морским атташе посольства Аргентины в России. По роковому стечению обстоятельств именно он нес службу оперативным дежурным в штабе ВВС Аргентины в ночь с 18 на 19 июля 1981 года.
Вопреки очевидному МИД Израиля тогда отверг какую-либо причастность к поставке оружия в Иран. Тот, в свою очередь, тоже открестился от всего, объясняя поднятую шумиху как попытку дискредитировать “исламскую революцию”. Тем не менее сведения, полученные через военного атташе одной из причастных к инциденту стран, подтвердили, что указанная сделка имела место и предполагала переброску оружия на 15 млн. фунтов стерлингов именно из Тель-Авива в Тегеран с промежуточной посадкой в Ларнаке (Кипр). Всего предстояло сделать 12 рейсов.
Как самолет вообще оказался в воздушном пространстве Советского Союза? Явно не случайно! Авиадиспетчеры в Анкаре, когда уже примелькавшийся им борт с позывным “TN” возвращался в очередной(!) раз из Тегерана и пролетал над северной Турцией, вдруг с изумлением увидели, как контролируемая ими на экране радара отметка резко изменила курс и в режиме полного радиомолчания пошла по направлению к границе СССР.
Такой маневр трудно объяснить ошибкой в пилотировании или штурманских расчетах. Подобным образом летчики идут на вынужденную посадку на ближайший аэродром.
Несостоявшийся камикадзе
А вот как увидел ситуацию Валентин Куляпин. У меня сохранилась запись его выступления перед слушателями Военной академии в 1991 году. Следует заметить, что приводимая им версия случившегося в корне отличается от признательных показаний Куляпина после завершения проверки.
“18 июля 1981 года я нес боевое дежурство в составе пары усиления. Вылет по тревоге командира звена и его ведомого поначалу воспринял как учебную вводную. Однако по переговорам в эфире понял, что в воздухе идет перехват реальной цели. Поэтому, когда подошел мой черед, я очень волновался.
После взлета с аэродрома у селения Марнеули (Грузия), я был уверен, что меня в любом случае подстрахуют другие истребители или расчеты зенитно-ракетных комплексов. Однако с набором высоты понял: близость государственной границы и явная нерешительность офицеров боевого управления не дают мне права на ошибку.
Повод для волнений был серьезный. Первая пара истребителей, на форсаже исчерпав лимит времени полета по топливу, сорвала выполнение задания и возвращалась обратно ни с чем. Вот почему сразу после старта я решил без команды включить радиоэлектронный прицел и вывести двигатели на экономичный режим. Моя предусмотрительность, как выяснилось вскоре, была ненапрасной.
Транспортный самолет я обнаружил визуально в самый последний момент, когда он едва не оказался внизу и сзади. На скорости, близкой к минимально допустимой, я занял позицию в задней полусфере нарушителя. И вновь вынужден был нарушить инструкции, выполняя приказ земли о принуждении к посадке. Так, на свой страх и риск я проигнорировал рекомендации командного пункта о подаче эволюциями (покачиваниями) крыльев обязательных в таких случаях сигналов о возможных опасных для незваных гостей последствиях их противоправных действий и неподчинения в воздушном пространстве Советского Союза. Ведь для этого следовало занять эшелон впереди противника и самому стать на время доступной мишенью. Не сумел я, к стыду своему, по требованию КП определить по имевшейся на хвостовом оперении символике государственную принадлежность самолета-нарушителя.
Впрочем, на размышления времени не оставалось. Мои доклады о попытке нарушителя прорваться к границе вынудили КП решиться на приказ об уничтожении цели. Только тараном я мог выполнить поставленную боевую задачу, так как времени на увеличение дистанции до расстояния безопасного пуска ракет “воздух – воздух” не оставалось.
Первый удар - фюзеляжем по крылу - сорвался. Зато вторично я шел на сближение уверенно. Удар фюзеляжем и килем по стабилизатору снизу на догонном курсе не мог не прервать преступный полет. В тот же миг, как и замышлял, катапультировался. Теперь жалею: истребитель, наверное, можно было спасти”.
Оставим на совести Куляпина изложение того, как он вел себя в воздухе и что думал. Опытные летчики с изумлением читали откровения о том, как Куляпин неоднократно нарушал команды КП, не выполнял обязанности летчика, находящегося на боевом дежурстве. Ведь существует проверенная временем и утвержденная приказом технология перехвата, методика выполнения полета на перехват, методика взаимодействия с КП и пунктом наведения. Не надо ничего выдумывать! Какой может быть “экономичный режим двигателя”, когда до рубежа перехвата лета 15 минут от аэродрома, а запас топлива – почти на 2 часа? О профессионализме Куляпина можно судить хотя бы по тому, что он даже не смог определить принадлежность самолета!
Странности полета нарушителя
Полет ДС-8 18 июля действительно был необычным. Он появился на экране радаров пункта наведения под городом Нахичевань, находясь над территорией Ирана и на удалении от Еревана на 200-250 км, следуя параллельно госграницы на расстоянии около 60 км. Уже находясь в воздушном пространстве Турции, аргентинец вдруг повернул в сторону советско-турецкой границы с явным намерением совершить посадку в ереванском аэропорту Звартноц.
Именно этот маневр транспортника, очевидно, вызвал на земле самую настоящую панику. Оперативным дежурным тбилисского КП, контролировавшего воздушное пространство всего Закавказья в течение суток, когда разворачивались описываемые здесь события, был подполковник Ашот Багдасарян.
- Стоило только мне убедиться, что цель держит курс на родной Ереван, где живет моя мама, как всякие сомнения были отброшены, - скажет седовласый офицер корреспонденту при встрече.
Багдасарян вел плотный радиообмен с Куляпиным, требуя от него: «Отсекай, отсекай его от границы, не давай ему возможности уйти!». Настойчивость, с которой отдавал команды Багдасарян, можно понять. Оказывается, что во время своего предыдущего полета ДС-8 дважды нарушал госграницу СССР, а вечером 17 июля по пути в Тегеран, огибая с севера фланг ирано-иракского фронта и вершину горы Большой Арарат, тоже вторгся в воздушное пространство СССР. Однако заместитель командующего ВВС Закавказского военного округа полковник Гречко не только не принял никаких мер, но и рекомендовал оперативному дежурному вообще не фиксировать вторжение.
И тогда становится понятным поведение Ашота Багдасаряна, вспылившего по причине нерешительности старшего начальника, когда вторично за его дежурство чужой самолет бесцеремонно вошел не просто в зону его ответственности, а в небо родной для него Армении. Гречко, на момент отдачи приказа на уничтожение цели, попросту струсил и спешно покинул КП со словами: «Меня здесь не было, я ничего не знаю».
В итоге Багдасарян в состоянии повышенной эмоциональной возбудимости подтверждает команду на уничтожение нарушителя.
Правда, потом, успокоившись и испугавшись ответственности за отданный приказ на уничтожение, Багдасарян малодушно стер магнитофонную запись переговоров с летчиком. И по всему выходило теперь, что Куляпин самовольно «завалил» цель.
Вот почему не успел Куляпин разложить вещи в палате окружного госпиталя, куда был доставлен для обязательного углубленного медицинского освидетельствования, когда к нему за разъяснением некоторых обстоятельств памятного полета явились следователи военной прокуратуры и оперуполномоченные Особого отдела КГБ СССР. По предварительным выводам контрразведчиков выходило, что не на госпитальной койке, а на нарах самое время отбывать срок Валентину Алексеевичу. К счастью для него, радиообмен зафиксировали тогда и средства объективного контроля на пункте наведения ПВО страны, что спасло пилота от трибунала.
Однако даже сейчас непонятно, почему ДС-8, видя, как себя ведет советский перехватчик, продолжал полет в режиме полного радиомолчания.
Странности полета советского летчика
Тот полет Валентина Куляпина являет собой яркий пример того, как летать нельзя. Были нарушены все возможные инструкции и правила несения боевого дежурства. Так, сблизившись с самолетом-нарушителем, Куляпин был обязан обнаружить себя. Для этого ему нужно было занимать позицию не «в задней полусфере нарушителя», а выйти вперед, в зону хорошего обзора экипажа-нарушителя и международными сигналами подать ему команду «Следовать за мной» или «Вы свободны». Если нарушитель этим требованиям не подчиняется, летчик-перехватчик обязан доложить на КП. Этого сделано не было, хотя является главной задачей перехватчика в подобной ситуации.
Наблюдая за непонятными маневрами истребителя, ДС-8 не мог понять замысел советского перехватчика, который опасно маневрировал и не подавал никаких сигналов.
Получив команду на уничтожение цели, Куляпин совершает очередную ошибку. Он не пытается применить бортовое оружие - ракеты, якобы боясь, по его объяснениям, упустить нарушителя. Поскольку для пуска ракеты необходимо расстояние в 15-20 км, следовательно, истребителю надо будет отстать от цели. Нарушитель же за это время может уйти. Поэтому пилот реализует «домашнюю заготовку», которая в мирное время не применяется в здравом уме.
Куляпин принимает решение атаковать ДС-9 сзади сверху. Атака не удается. Повторно он решает совершить наступательный маневр сзади снизу. На этот раз беззащитный транспортный самолет обречен. ДС-8 упал на склон гранитного хребта. Взрыва не последовало, вероятно, из-за малого остатка топлива (возможно, именно поэтому аргентинец и хотел сесть на армянском аэродроме Звартноц). Су-15 Куляпина упал недалеко, спикировав вертикально в заросшее камышом болото.
Странности службы ПВО
Для разбора причин гибели аргентинского самолета не было создано даже государственной комиссии. В Тбилиси вылетели всего три человека: первый заместитель начальника Главного штаба ВВС генерал-лейтенант Владимир Абрамов, главный штурман ВВС генерал-майор Александр Шабунин и представитель КГБ по ВВС в звании капитана.
Владимир Абрамов и Александр Шабунин всегда были известны среди коллег высоким профессионализмом, принципиальностью, гражданским мужеством. Они получили полномочия докладывать о результатах расследования непосредственно в ЦК КПСС, минуя Минобороны, и в силу этого имели возможность правдиво ответить на вопрос: можно ли было избежать крайней меры в пресечении полета нарушителя? Как специалисты, они быстро разобрались в обстановке и были поражены теми недостатки в управлении и организации боевого дежурства, из-за чего и стала возможным эта трагедия.
А ведь тревожные сигналы о неблагополучном положении дел в системе ПВО ЗакВО уже были. В 1973 году начальник КП принудил Геннадия Елисеева к тарану легкомоторного спортивного самолетика после промаха ракетой, забыв, что на борту перехватчика имеется... полностью снаряженная и готовая к боевому применению скорострельная авиационная пушка калибра 23 мм! Нелепость случившегося повлекла предположение о том, что герой был сбит ракетой своего коллеги-ведомого, пожелавшего исправить ошибку ведущего. Тогда должностные лица хотели получить свою порцию славы и не стали выносить сор из избы. Превратно понимаемая честь мундира, а быть может, и откровенная трусость, не позволили им сделать объективный анализ первого тарана, принять меры к исправлению недостатков. А случись это, возможно, и не было бы тарана аргентинца, и пассажиры южнокорейского «Боинга» остались бы живы, и чудо-юдо Руст не приземлился бы на Красной площади...
Непрофессионализм, недисциплинированность и разгильдяйство процветали на всех уровнях. Начиная от летчика Валентина Куляпина и заканчивая руководителями 34-й воздушной армии. Группа проверяющих обнаружила низкий уровень боевой выучки и дежурных схем.
Действительно, получалось несерьезно: в космический век, при наличии самых совершенных видов вооружения и боевой техники, имея высококвалифицированные кадры, мы тешим мир таранами, даже не пытаясь найти эффективные меры, которые вынудили бы залетных гостей подчиниться и приземлиться по воле хозяев на своей территории. Хотя при грамотном управлении рисковать ни жизнью летчика, ни дорогостоящим авиационным комплексом не пришлось бы даже в более сложной ситуации.
Сегодня о своих нарушениях летных законов и правил в тот день Куляпин говорит с бравадой. А ведь на боевом дежурстве любое из них, включая непредупреждение нарушителя о возможном применении к нему крайних мер, является воинским преступлением, не иначе. И потом, будь нарушитель действительно боевым самолетом, столь явное пренебрежение нормами международного права привело бы истребителя в реальном бою к поражению. По всему выходит, что знал, знал горе-пилот, что атакует мирную беззащитную цель.
В июле 1981 года Валентин Куляпин вначале опротестовывал показания «черного ящика», объективно фиксирующего не то что маневры, но даже дрожание руки пилота. А признался Куляпин в сознательном нарушении летных законов и дезинформации КП с целью обрести право на таран лишь тогда, когда генерал Шабунин, положив руку ему на плечо, напрямую спросил: «Героем хотел стать?». «Ага», - только и кивнул в ответ Валентин.
К сожалению, и после второго тарана никаких выводов сделано не было.
О совести и чести
Правда о таране в1981 году оказалась столь неприглядной, что партийные вожди, дабы сохранить имидж на международной арене, спешно придумали миф о подвиге авиационного замполита. Попутно (уже не столь помпезно!) несостоявшийся герой и все его непосредственные и прямые начальники были отлучены от летной работы по причине полной профнепригодности. Аргентинская сторона так и не была ознакомлена с результатами расследования. На этом фоне становится понятным принципиальное нежелание высшего руководства России пересматривать дело о награждении советского пилота даже многие годы спустя. Да, верно говорят: все проходит, но не все забывается…
Ашот Багдасарян после того, как уничтожил записи радиообмена КП-летчик и КП-наблюдательный пункт, приехал в госпиталь к Куляпину и уговорил его молчать. А в официальном докладе предложил заявить, что ДС-8 таранил Су-15 своим непредсказуемым маневром, т.е. организовал сговор о якобы непреднамеренном столкновении. Однако когда проверяющие своими вопросами приперли его к стенке, он был вынужден признаться в подлоге и дать правдивые показания.
В 2002 году я к своему изумлению узнал, что в Госдуме вновь рассматривается ходатайство о присвоении Валентину Куляпину звания Героя. Бывший пилот давал бравурные интервью, лукаво обвиняя в своих неудачах в походе за златом медали национального героя бюрократов в погонах и диктаторский режим. Что-то с совестью человека сталось?
А тут еще подоспело письмо от сына одного из членов погибшего экипажа. В весточке из-за океана не спрашивали об обстоятельствах гибели, последних минутах жизни близкого человека. Вопрос был куда строже и человечнее: сын хотел знать, не посрамил ли его отец чести семьи в последнем полете, не стыдно ли будет ему, продолжателю рода, носить фамилию человека, погибшего при весьма странных обстоятельствах, на чужой земле.
Я с легким сердцем ответил парню, что нет, не посрамил. Второй пилот Эрмете Матео Сантьяго Боассо до конца боролся со злым роком, пытаясь вывести машину из штопора. В последние минуты жизни он не оставил своего командира наедине с бедой, пренебрег парашютом со всеми членами экипажа во имя летного и просто человеческого братства. Да, он погиб. Но оставил своим детям доброе имя. Где-то в наших архивах желтеет экспертное фото: распластавшееся на базальте среди искореженных обломков самолета темнокожее тело пилота, даже после смерти не выпустившего из рук штурвал…


Интересно, насколько это все достоверно?
 
1 2 3 4 5 6 7 21

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru