Bell>>> "Водородный" ТРД был уникален - наша промышленность ни до, ни после этого ничего похожего не делала Aaz>> Аффтар жжот! О существовании НК-88 для Ту-155 он, видимо, просто не знает... В.М.> Леша - на жидком водороде На Ту-155 удалось реально сделать лишь на сжиженном природном газе, до водорода дело так и не дошло. А там вообще-то разница в "жалкие" 100 градусов в температуре и много всяких "мелочей".
Здрасте!
404 Not Found
На природном-это последующие извращения...
Для лётной оценки возможности использова- ния криогенных топлив на Ту-155 в салоне ус- тановили топливный бак с высокоэффективной теплоизоляцией для жидкого водорода (-253°С) или СПГ (-162°С) и доработали самолёт систе- мами подачи топлива, поддержания давления в
баке, циркуляции, наддува бака, аварийного слива криогенного топлива. Подавали топливо в двигатель центробежные и струйные насосы по теплоизолированным трубопроводам, через криогенные агрегаты и клапаны. Для управ- ления и контроля работы криогенного комп- лекса на самолёте использовали три дополни- тельные системы:
а) гелиевую, управляющую агрегатами сило- вой установки;
б) азотную, замещающую азотную атмосферу в
отсеках самолёта и предупреждающую экипаж об утечках криогенного топлива до возникно- вения опасной концентрации;
в) систему контроля вакуума в теплоизоля- ционных полостях.
Вместо одного из штатных двигателей НК-8-2У установили экспериментальный НК-88, создан- ный в КБ под руководством академика Н.Д.Куз- нецова (при этом большое внимание уделили взрывопожаробезопасности двигателя). Для обслуживания экспериментального самолёта и испытаний пришлось создать авиационный кри- огенный комплекс из систем:
-заправки криотопливом;
-пневмопитания;
-энергоснабжения;
-ТВ-контроля;
-газового анализа- орошения водой в случае пожара;
-контроля качества криогенного топлива. Комплекс позволял проводить различные виды испытаний с использованием больших коли- честв криогенной жидкости.
ЛЛ строили на базе серийного самолёта Ту-154 №85035, доработанного под стандарт Ту-154Б. 15 апреля 1988 г. Ту-155 совершил первый полёт (экипаж летчика-испытателя В.Севана- каева). Самолёт Ту-155 прошёл обширный комп- лекс испытаний, в ходе которых установили 14 мировых рекордов, совершили международный перелёт по маршруту Москва - Братислава (Чехо- словакия) - Ницца (Франция), Москва - Ганновер (ФРГ).
Создание и лётные испытания эксперимен- тального Ту-155 обогатили советскую науку. Был обретён опыт проектирования систем, работаю- щих на криогенных топливах, накоплен опыт разработки техпроцессов изготовления таких систем, удалось освоить новое оборудование и новые техпроцессы. Кроме того, была создана специальная экспериментальная база испыта- ний самолётов с силовыми криоустановками, ос- воены новая испытательная техника и методы испытаний. К настоящему времени обретён опыт обращения с жидким водородом и СПГ, от- работаны приёмы и методы взрыво-пожаробе- зопасности.
Опыт создания и испытаний Ту-155 послужил хорошей базой для работ в области освоения отечественной авиацией криогенных топлив. В настоящее время ОАО «Туполев» продолжает работать над обширной гаммой самолётов раз- личного назначения, силовые установки которых работают на альтернативных криогенных видах топлива.