2 Хок196:
Тут много было написано про ширакский случай 89 года, но все писавшие пользовались, судя по всему, инфой из 3-х рук. Если интересно, то могу сказать, как было дело, так как был очевидцем и участником этих событий, практически одним из последних, кто видел Игоря Алферова и Уразманова (к сожалению, не помню имя) живыми. Служил в 3аэ, был на "яме".
Экипаж борта "31" пал жертвой стечения множества обстоятельств, которые каждое само по себе не было смертельным, но собравшись в кучу, сыграло роковую роль.
Искрение из сопла было кратковременным, не все заметили это. Причину так и не нашли, возможно, при срыве створки фонаря что-то попало в ВЗ, высосанное потоком из кабины. Тут много написано про путаницу "шум" и "дым" в кабине. Но самое главное-то, что не сбросилась до конца створка фонаря у штурмана. Соответственно, не вытянулся прикрепленный к створке фал и не выдернул чеку кардана механизма блокировки (в заголовнике, "шпильки" тут не при чем). Часть этого фала хорошо видна при открытом фонаре, сам фал уложен в дерматиновый карман на створке. Еще когда прочесывали полосу сразу после падения, нач гр. р/р РЭО, Сан Саныч Сапрыкин, нашел на бетонке кусочек антенны АСМУД (за кабиной, Т-образная такая штуковина с двумя острыми "карандашами"). Один из карандашей этих и валялся на полосе. Потом нашли стойку антенны, на которой была вмятина. Оказалось, что створка, будучи сорванной потоком, легла на фюзеляж и заклинилась об эту стойку. Такое возможно толко со стороны штурмана. Будь дело днем, когда можно было увидеть происходящее в задней полусфере, и не возникни определенная нервозность, возможно, можно было бы сбросить створку, маневрируя. Силовая установка работала нормально, один из двигателей при ударе об землю аж улетел через лесополосу на соседнюю клетку поля. Уже после неудачной попытки катапультирования летчик двинул РУДы с МГ вперед (было на записи ТЕСТЕРа), пытаясь продолжить полет, но для набора тяги не хватило высоты. Возможно, сработало еще и то, что Игорь Алферов до 88-89 г.г. летал только на однодвигательных самолетах (училище-МиГ-21, полк-Су-17М2 и М3), где любая проблема с СУ на взлете-однозначный повод прыгать, а не пытаться разобраться в ситуации.
Плохая работа замков фонаря - органический порок Су-24. Створки срывало много раз, и в нашем полку Сергей Лавренко летал без створки, но все обошлось. Приезжали доработчики из Новосибирска, подтачивали язычок в верхнем замке, но все это не дало 100% результата. Механизм замка, особенно зимой, иногда срабатывает при неполном заходе зуба на створке, соответственно раньше времени срабатывают и нижние замки, а КВ сигнализации гасит лампу "Фонарь". Корень зла-идиотское конструктивное решение-"косые" оси створок, из-за чего зуб движется по дуге относительно диаметральной плоскости. Часто замок глючит, если чуть придержать ручку, когда фонарь уже движется на закрытие-а это в силу жутко неудобной позы легко сделать непроизвольно. Экипажи стали проверять закрытие замков с помощью ручной "поджималки"-откидной ручки на створке. Это более-менее дает уверенность в фактическом закрытии фонаря .
Это сообщение редактировалось 21.01.2008 в 15:59