Полл> Вопрос, если с фоторазведчиками все было так замечательно, то почему от них отказались в пользу спутников?
Ответная мера
Свободные автоматические аэростаты во время Второй мировой войны имелись только на вооружении армии Японии и успешно использовались для доставки на территорию США и Канады зажигательных и фугасных бомб.
Американские специалисты обобщили японский опыт по созданию и применению свободных автоматических аэростатов и создали собственные, которые в период "холодной войны" стали в массовом порядке применять против СССР и его союзников с разведывательными и провокационными целями. По данным ПВО страны, за период с 1956 по 1977 г. подразделениями радиотехнических войск ПВО в воздушном пространстве СССР было обнаружено свыше 4 тыс. иностранных автоматических аэростатов, около 800 из них были сбиты.
Наряду с мерами дипломатического характера и мероприятиями по усилению ПВО руководством СССР было принято решение о создании инфраструктуры отечественного военного воздухоплавания, основным направлением деятельности которой должно было стать оснащение Вооруженных Сил страны воздухоплавательной техникой. Для решения этой задачи была создана кооперация, в которую были включены ведущие предприятия промышленности, КБ, НИУ и вузы Минобороны СССР.
В качестве испытательного учреждения Минобороны 15 июля 1957 г. на фондах 2-й военной школы авиационных механиков, дислоцировавшейся в г. Вольске Саратовской области, был сформирован Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС (ВНИИЦ ВВС).
Благодаря опыту, энтузиазму и энергии нового поколения воздухоплавателей уже к концу 1957 г. был создан первый отечественный свободный автоматический агитационный аэростат АГ-1, к испытаниям которого приступил Центр. Аэростат состоял из полиэтиленовой оболочки объемом 12 м3 и подвески, на которой размещался полезный груз - агитационно-пропагандистские материалы.
К первому поколению новой воздухоплавательной техники, которая была создана в 1958-1961 гг., относятся тренировочный пилотируемый аэростат ТА, аэростат - постановщик пассивных помех АРП, боевые аэростаты ближнего и дальнего действий БАБ-325 и БАД-3500, аэростат-метеоразведчик МР-1, высотный аэростат-лаборатория ВА, ранее созданные привязные аэростаты ДАГ-2, АН-800 и АЗ-55, аэростатные боеприпасы, стартовые устройства УСУ- 1, СУ АФ, ПСО и НСО.
Одновременно с испытаниями отрабатывались вопросы боевого применения воздухоплавательной техники.
В апреле 1961 г. вышло постановление Совета Министров СССР, которое обязывало промышленность приступить к разработке второго поколения воздухоплавательной техники. Постановление предусматривало создание условий, обеспечивающих испытания. Были значительно расширены границы испытательной трассы: на востоке - до 120 град. в. д.; на севере - до 60 град. с. ш., на западе и юге - до Госграницы СССР. Кроме того, свободные автоматические аэростаты могли совершать посадку на территории Монгольской Народной Республики, были организованы дополнительные пункты слежения и управления полетами аэростатов, сформированы филиал ВНИИЦ ВВС с дислокацией на станции Степь Читинской области и воздухоплавательная станция филиала в Улан-Баторе.
С середины 1960-х гг. начались интенсивные испытания воздухоплавательной техники второго поколения как на базе ВНИИЦ ВВС (с 23.10.1965 г. - 13-й ВНИЦ ВВС), так и на базе его филиала. В этот период были испытаны и приняты на вооружение ВВС: стратосферный свободный автоматический аэростат - носитель средств поражения, радиоэлектронной борьбы и агитматериалов АН-В; высотный аэростат-носитель АН-С; аэростат-фоторазведчик АФ-3Б, способный лететь к цели на одной высоте, а возвращаться на другой по принципу бумеранга; аэростаты-трассзонды АТ-С и АТ-В; аэростат метеорологической разведки МР-2; стратосферный аэростат-лаборатория ВАЛ-120; высотный аэростат-носитель агитматериалов АГ-6 и другие, а также средства наземного обеспечения этих аэростатов.
В этот же период создаются эффективные аэростатные боевые средства. Они проходят все виды испытаний и принимаются на вооружение.
В 90-е годы Центр принимал участие в проекте "Термоплан", в проведении испытаний по применению привязного аэростатного комплекса "Шерстяк" для подготовки парашютистов.
В этот период в Центре проведены государственные испытания унифицированных многоцелевых свободных автоматических аэростатов оперативно-тактического и стратегического назначения. По своим тактико-техническим характеристикам эти аэростаты способны заменить практически весь типаж свободных автоматических аэростатов-носителей предыдущего поколения
Это сообщение редактировалось 21.02.2008 в 13:34