yacc> Я не знаток ордера, но по Ф-14 могу помовить...
Отлично. Давай вместе прикинем "на пальцах" для разных ситуаций , а остальные дополнят/кинут табуретки.
yacc> Нам интересен вариант скоростного перехвата и когда присутсвуют фениксы. Посему смотрим профиль миссии Deck lunched intercept.
Нам этот вариант как раз интересен менее всего , ибо очевидно что Томкэты при дежурстве на палубе курят бамбук , т.к. не успевают перехватить ни до ни после пуска не только Т-4 , но даже Ту-22М.
Стоящие на стартовых позициях Томкэты - это резев призванный сменить патрулирующие группы , бороться с выпущенными ракетами , а так жен просто освободить палубу от лишнего крайне пожароопасного содержимого
во время налета.
При перехвате с палубы даже Ту-16 с К-10С и КСР-5 представляют серьезную проблему для Томкэтов (если их летчики хотят вернуться на родной авианосец не на спасательном вертолете) - даже в условиях отсутствия РЭБ.
yacc> Вопрос: Где должны располагаться пункты РЛ дозора, чтобы успеть вовремя навести Ф-14 для перехвата?
Давай примерно так их расположим :
2-3 Хокая патрулируют на удалении ок. 320 км. от ордера - ближе им делать нечего , ибо по высотным целям и корабельные РЛС эту дальность уверенно перекрывают.
Дальность обнаружения цели типа Т-4/Ту-22М примем равной около 400 км , рассказы про "сектора замедления" предлагаю оставить для другого места.
Соответственно дальняя граница обнаружения высотной цели собственными средствами АУГ будет находиться (при таких рубежах патрулирования Е-3) примерно в 700 км. от центра ордера , т.е. далеко за пределами дальности обнаружения кораблей БРЛС ракетоносцев , которые знают местоположение цели только приблизительно и должны будут провести допоиск.
Теперь разместим Томкэты (смотрим инфу по рубежам/времени патрулирования) , при этом учитываем ограничения на посадочный вес Ф-14 вообще и вес внешних подвесок при посадке в частности.
С 6ю АИМ-54 посадка запрещена , так что Томкэтам придется или брать меньшую нагрузку или сбрасывать неизрасходованный после патрулирования боезапас в море.
Состав АУГ предлагаю принять 2х авианосным. Т.е. при типовом на конец 70х составе авиакрыльев это :
F-14A - 48 шт.
Е-3В\С - 10 шт.
КА-6D - 10 шт.
Остальные тогдашние самолеты (кроме может быть ЕА-6 коих 8-10 шт) для задачь обороны АУГ малопригодны.
Очевидно что рубежи патрулирования Томкэтов нужно выносить в любом случае (независимо от того атакуют ли Т-4 или Ту-22М) , при этом целесообразно ввести 2 рубежа - дальний (примерно 550 км. от центра ордера) и ближний - примерно 320 км. (т.е. рядом с Хокаями) , при этом дальний рубеж вполне нормально управляется находящимися "в тылу" Хокаями + юзает собственные РЛС обнаруживающие укзанные цели на дальности 200-250 км. , т.е. "дальний" патруль может приступить к прицеливанию сразу же после получения сигнала "шухер" с Хокая по ракетоносцам которые своей цели еще не видят.
"Дальний" патруль будет иметь время барражирования порядка 50 мин. , что недостаточно , поэтому он работает однозначно с дозаправкой и комплектуется самыми опытными экипажами , кроме того заправщики обеспечивают самолеты ДРЛО и Томкэты возращающиеся после перехвата с сухими баками.
Томкэты "ближнего" патруля при отсутствии соприкосновения с противником летают без дозаправки. Их время патрулирования на рубеже - 1ч. 40 мин.
График вылета заправщиков должен быть оптимизирован таким образом чтобы совершать минимум холостых рейсов и передавать максимум горючего Томкэтам и Хокаям.
Теперь вводная для ракетоносцев... Для упрощения ситуации и определения того насколько влияет
только скорость ракетоносцев на успех атаки предлагаю не принимать во внимание таки важнейшие факторы как РЭБ , массированность удара , тактические приемы.
Пока только скорость...
Итак , для начала дает ли существенные приимущества крейсерская сверхзвуковая скорость ?
Напомню две вещи :
1) Сверхзвуковая крейсерская скорость М=3 для Т-4 достижима (по проекту) только при постоянной работе двигателей на форсаже , с соответствующим расходом топлива.
2) Дальность в 7000 км указанная в
проектных характеристиках Т-4 приводиться без коментария скорости на которой ее планировалось достигнуть. Очевидно что это дальность на оптимальных высотах и почти наверняка максимальная перегоночная - т.е. при работе двигателей на экономичном режиме , а не на форсаже.
Полет по маршруту проходит как правило в отсутствии угрозы со стороны противника - над океаном. В этом случае высокая крейсерская скорость дает приимущество только в уменьшении подлетного времени , которое при типовом радиусе действия в 2000 км. при прочих равных составляет 1-1,5 часа времени до выхода на рубеж обнаружения цели своей БРЛС.
За это время АУГ может переместиться не более чем на 25-45 миль от своего первоначального положения , соответственно с точки зрения облегчения допоиска цели приимуществ практически нет , т.к дальность действия БРЛС многократно перекрывает верояную ошибку из-за устаревания данных предварительного ЦУ.
В условиях когда полет проходит вблизи наземных обьектов ПВО противника (в радиолокационном поле , в зоне досягаемости истребителей берегового базирования) , крейсерские 3М безсловно дают приимущество с точки зрения снижения уязвимости носителя , однако в этом случае самолет легко обнаруживается противником , что позволит АУГ заблаговременно принять оборонительные меры.
Т.е. приимущество при таком варианте есть , но лучше до такого варианта не доводить...
Итак , Т-4 подходит на М=3 к району предположительного местоположения цели и включает свою РЛС для ее допоиска.
Рубеж обнаружения АУГ в беспомеховой обстановке составит в лучшем случае примерно 500-550 км. , рубеж пуска - несколько меньше (с учетом предпусковых операций и высокой скорости носителя) и составит примерно 450-500 км. в благоприятных условиях. , т.е. ракетоносец должен будет пройти внутрь радиуса патрулирования "внешней" группы Томкэтов и будет обнаружен Хокаем (а возможно и "внешним" патрулем Томкэтов) еще до того как сам обнаружит АУГ , и ракетоносцу придется буквально пролететь мимо внешнего патруля...
Противник врят ли будет терять время. Сразу же после сигнала "шухер" с Хокая внешний патруль включит свои РЛС (если они были выключены) и начнет маневр сближения с ракетоносцем который пока еще цели не видит и идет без маневрирования на высокой скорости , "внутренний" патруль (напомню - 320 км. от центра ордера) увеличивает скорость и идет в расчетную точку перехвата (в сторону "внешнего") , немедленно взлетают дежурные Томкжты с палубы , а на освободившиеся стартовые позиции устанавливаются заправщики которые должны дозаправить возращающиеся с полусухими баками после перезвата истребители.
Тем временем корабли охранения приводят в полную готовность свои зенитные средства и активные станции РЭБ и приступают к заблаговременной постановке ложных целей.
Очевидно что внешний патруль Томкэтов имеет хорошие шансы поразить цель с дальнего рубежа , тем более что при стрельбе по прямоидущей высокоскоростной цели на встречных или близким к ним курсах реализуется максимальная дальность пуска Фениксов , а 4 работающих на форсаже двигателя + накаленная обшивка Т-4 + отсутствие помех от подстилающией поверхности обеспечивают почти идеальные условия для бортового ИК пеленгатора F-14A , что есть бонус в условиях интенсивной РЭБ.
Вполне реальные шансы поразить цель будет иметь и внутренний патруль , который начнет выход на неслишком удаленный от своей позиции рубеж перехвата заблаговременно.
В
точно такой же ситуации одиночный Ту-22М проигрывает Т-4 во всем кроме времени разворота на обратный курс после пуска (если доживет до этого времени) , а так же дальности с которой он может быть поражен Фениксом на встречном курсе.
Напомню : ситуация рассматривает
ТОЛЬКО ВЛИЯНИЕ СКОРОСТИ , без учета таких серьезных (я бы сказал определяющих) факторов как массирование удара , тактические приемы , РЭБ.
Кроме того рассмотрен вариант
только достижения ракетоносцем рубежа пуска ПКР , без уточнения того как он будет с этого рубежа уносить ноги.
Более сложные варианты с упомянутыми факторами так же можно прикинуть.
Теперь замечания/дополнения/конструктивная критика...