16/5-05
Прошу прощения, я неправильно выразился – мне не удалось определить безвозвратные потери по отношению к общему количеству МиГов и Сэйбров прошедших через ТВД.
Как альтернативу попробовал определить количество самолётов, единовременно находящихся так же на всём ТВД, а не только на аэродромах первой линии – последнее указано в посте от 10/11-07.
- Лучше начать с конца – так будет яснее. По окончании боёв в июле 1953-го на всех аэродромах базирования 64-го корпуса, то есть на аэродромах первой линии - Аньдун, Мяугоу, Дапу, Куандянь и на тыловых аэродромах Аньшань, Мукден Западный, Ляоян в составе 32-й, 133-й и 216-й ИАД (9 дневных авиационных полков - см.10/11-07) находилось по штату 270 МиГов. Эти дивизии сменяли друг друга на аэродромах первой линии. Практически, в это время было достигнуто максимальное количество дневных МиГов, когда-либо одномоментно имевшихся в корпусе. Так как на присутствие на тыловых аэродромах каких-либо иных советских соединений, ничто не указывает.
- А 1-го ноября 1950-го наши начинали войну максимум вроде бы со 116 МиГов 28-ой и 151-ой дивизий. Правда дальше по Л.Крылову, Армада-10, стр.58:
>> “В конце ноября 1950 из 151-й Гвиад, 28-й и 50-й ИАД был сформирован 64-й ИАК, специально предназначенный для боевых действий над Северной Кореей. Однако после образования корпуса 28-я ИАД в боях не участвовала, в декабре перебазировалась в район Циндао, где занялась обучением пилотов китайских ВВС... 151-я Гвиад также занялась “педагогикой”, на время выключившись из боевых действий. Вся тяжесть воздушной войны легла на плечи пилотов двух полков 50-й дивизии.” >>
Во-первых неясно, где 50-я ИАД находилась с начала и до конца ноября. Во-вторых, неясно нужно ли считать выведенную так далеко от района боёв 28-ю ИАД. И, в третьих, из текста понятно, что сам корпус формально образован лишь в конце ноября 1950 – через месяц после начала боёв. Но уж если по формальным признакам считать вообще всё, то количество МиГов в составе корпуса, начиная с конца ноября, было 174 по штатному расписанию – три ИАД (28-я, 50-я и 151-я) двухполкового состава, по 29 МиГов в каждом Иап.
- по Л.Крылову, Армада-10, стр.59 в начале февраля 1951-го 50-я ИАД убыла в Союз, оставив свои МиГ-15бис 151-й Гвиад, сменившей её на Аньдуне и передавшей свои МиГи китайцам. То есть количество советских МиГов на ТВД сократилось бы до 116 (это если 28-я ИАД ещё числилась в это время в составе корпуса. Если её не считать, то до 58 самолётов). Я сказал “бы”, так как на самом деле в декабре 1950-го группировка увиличилась до 203 МиГов (даже если 28-я ИАД к этому времени уже выведена из состава корпуса), так как 196-я и 303-я дивизии прибыли на ТВД со своей техникой. Правда по статье “Метеоры в Корее” стр.37 их было только 150. Но авторы, видимо, считали либо только боеготовые, либо только первую линию. Итак, на всех аэродромах их должно стать – 203.
- С февраля 1952-го с прибытием 97-й и 190-й ИАД число дневных МиГов врядли изменилось. Не знаю как 97-я, а 190-я ИАД прибыла в Корею без самолётов. Забелин взял первый предложенный самолёт – см.
Интервью с В.Н.Забелиным.
То есть их оставалось 203. Хотя и тут не всё до конца ясно. Дальше по Л.Крылову, Армада-10, стр.64:
>>В январе-феврале 1952г. 324-я и 303 ИАД закончили боевую работу в корейском небе... 97-я ИАД получила все МиГ-15 бис 324-й ИАД и шесть бисов 303-й. 190-я ИАД (три полка) получили навые бисы с завода и оставшиеся машины полков 303-й ИАД. В марте 1952 97-я ИАД сдала все свои самолёты в 190-ю ИАД и ночной 351 полк, получив взамен новые бисы с завода... Позднее 97-я и 190-я ИАД пополнялись самолётами новосибирского завода... >>
Ну вот как все эти факты собрать вместе - ведь 190-я ИАД была и до этого полность укомплектована? Куда она свои-то дела – ведь бои для неё только начались. До марта (то есть за февраль) 190-я ИАД потеряла пять МиГов, из них три в боевых вылетах. В ОВА отдали? Неясно... В книге никаких объяснений больше нет.
- А с начала апреля-мая 1952-го (точной даты мне установить не удалось) на аэродромы второй линии пребывают 32-я, 133-я и 216-я ИАД. Видимо некоторые полки прибыли со своими самолётами, поэтому число МиГов выросло до своего максимального числа – 270. И хотя я в посте 10/11-07 упомянул 330 самолётов, но выяснилось (как я и предполагал), что только наши первые ИАД прибывали со своей техникой. Почти все остальные получали самолёты, уходящих соединений. Массовых пополнений больше не было, за исключением пополнений вместо сбитых (как и у американцев). Сокуренко (133-я ИАД), например, летал на самолёте Пепеляева в октябре 1952 (то есть через смену), Михин (216-я ИАД) -
Интервью с М.И.Михиным тоже принял самолёт ушедшего полка и т.д. Дальше по Л.Крылову, Армада-10, стр.66:
- С июля 1952-го и до конца войны со всех аэродромов действовали истребители 32-ой, 133-ей и 216-ой ИАД, сменяя друг друга на передовых и тыловых аэродромах.
Получается, что наши имели :
На протяжении 3мес*174 МиГа=522; 11мес*203=2233, 3мес*203=609 и 15,5мес*270=4185 МиГов. 7549 МиГа на протяжении 32,5 месяцев войны. Это значит 232 МиГа в среднем по штату в составе корпуса ежедневно. Все эти самолёты выполняли боевые и тренировочные полёты, облёт матчасти, пререгонку и т.п.
Примерно такие же полёты выполняли и американцы, которые
- начали войну в начале декабря 1950-го 4-ым Авиакрылом из трёх FIS в составе 75 Сэйбров (в данном случае неважно на какой AFB они находились – они входили в состав действующей группировки ВВС).
- Это количество сохранялось до начала переучивания на Сэйбры пилотов 51-го ИАКР в составе 16 и 25 FIS. Судя по программе их переучивания они начали тренировку примерно в ноябре 1951-го непосредственно на ТВД. Значит начиная с ноября 1951-го Сэйбров было 125. - При тех же условиях примерно с июня 1952 года начала тренировку 39 FIS и количество Сэйбров возросло до 150.
- И примерно с начала февраля 1953-го (так как там переучивалось очень много эскадрилий) на ТВД, на авиабазах Кимпо, Сувон, Сеул, Тэгу, Осан Ни и т.д. летало уже 275 Сэйбров (не считая южноафриканской FIS). Смотрим что получилось.
11мес*75=825; 7мес*125=875; 8мес*150=1200 и 5,5мес*275=1513. Всего получается 4413 Сэйбров за 31,5 месяцев войны. 140 Сэйбров в среднем.
Значит количество советских МиГов, ежедневно находящихся на ТВД (не обязательно участвующих в боях – там смотри график “Дислокация” и описание 10/11-07) превосходило аналогичное количество Сэйбров в примерно 1,7 раза.
Кстати для аэродромов первой линии, рассчитанной с марта 1951-го, это преимущество достигало 1,15 – т.е. по той же методе МиГи могли выставлять по штату 153 самолёта каждый день, а американцы 133 – преимущество наших в 1,15.
А всего для ТВД в среднем и одномоментно количественное преимущество МиГов - 1,7.
...Если только, как я писал 7/5-08, у них кроме 11 эскадрильях ВВС США первой линии и AFB Тэгу они не имели где-нибудь в Японии ещё Сэйбры, числившиеся в составе 5 ВА. И если бы были точно известны все передвижения нашей техники из дивизии в дивизию и из корпуса в ОВА. Не знаю кому под силу всё это установить.
То есть ни определить безвозвратные потери по отношению к общему количеству типов самолётов прошедших ТВД, ни хотя бы одновременно на ТВД находящихся, мне не удалось.
То есть, опять же, эти соотношения я определить не смог.
Неизменным остаётся лишь одно важнейшее соотношение – корпус во всех вылетах и по всем причинам потерял 335 МиГов, а американцы во всех вылетах и по всем причинам – 233 Сэйбра.