au> Армия — это 11-12 класс школы. То что было в школе, на что учителя закрывали глаза, а родители предпочли бы не знать, то расцветает в армии. В школе дети развиваются в детском коллективе, и это развитие идёт фактически спонтанно. Кто что принёс в класс, любое говнище с улицы или из семьи, всё растекается по коллективу — таковы уж дети, учатся всему быстро.
С одной стороны Вы правы, но у этой палки есть и другой конец - попадая в нормальный коллектив люди обычно и вести себя начинают нормально (кто потому что сам нормальный, кто из страха пойти против коллектива, а большинство - просто потому что традиции такие).
Вообще у меня за время непосредственного руководства личным составом (9 лет) моральный урод был только один (хотя специалист хороший), да и тот пришел в экипаж за 4 мес до дембеля, ну и не смог он свои порядки установить (хотя пытался).
Вообще надо отличать уголовщину от годковщины/дедовщины.
Уголовщина - однозначно вредна для всех и всего - и у нас в экипаже предпосылки пресекались сразу и жестоко (командир был в этом отношении принципиален и плевать ему было на замполитовскую статистику).
А вот годковщина/дедовщина (т.е. тоже неуставные отношения) - неизбежна, а то что нельзя предотвратить - надо возглавлять.
У нас на корабле причем это было буквально (т.е. кто объявил работу - тот и возглавляет ее лично), например если командир объявляет аврал - чистку снега (а на Камчатке его зимой много), то сам берет лопату и чистит или я (ком.БЧ) отправляю подчиненных на какую-нибудь ночную работу (на матчасть, ими же загубленую), то сам вместе с ними на этой матчасти до окончания - и быстро получается и никто не обижается и вроде как все наказаны (подъем-то в 6 утра никто не отменял).
Или к примеру коллективная ответственность (тоже ведь не по уставу и не демократично), однако за проступок одного расплачивается отделение (и в первую очередь командир отделения) или команда.Причем наказания (формально не наказания, я их включал в дополнение в суточный план) разные - от восстановления материальной части (ночью естественно, днем - в соответствии с суточным планом) до той же чистки снега (зимой) или строевых занятий (летом) в воскресение после обеда - одногодки на соседних кораблях отдыхают и пальцем показывают - провинившимся обидно). Зато после этого воинский коллектив сам примет меры (не физические - знают, что тогда совсем плохо всем будет) по неповторению в дальнейшем. Причем не так часто и приходилось прибегать к таким мерам - примерно раз в квартал.
Зато и служить нормально было (без лишней нервотрепки) и в своих матросах я был уверен и обстановка нормальная на корабле была (например каюты мы не запирали - а у меня там например стоял 386 комп - довольно дорогая игрушка для 95 года, запирал я каюту только уходя на сход - и то ключ отдавал старшине команды - вдруг документация какая понадобится).
В общем если в коллективе взаимное доверие и общая цель - то негатива особого там не будет (несмотря на все прежнее влияние улицы), т.к. корабль все-таки несколько обособлен и молодые люди внушаемы (как к хорошему, так и к плохому).
Проверено на опыте.
А по поводу проблемы разных призывов - так нет этой проблемы. Не может быть в одном коллективе одинаковых людей, все - равно они будут чем-то друг от друга отличаться и стоять на разных ступенях иерархии. Например в экипаже (новостройка) из матросов одного призыва (причем половина их была даже из одной области, командиры отделений - контрактники-сверхсрочники) среди срочников все-равно началась борьба за лидерство и предпосылки к ЧП вследствии этого, на ранних стадиях правда это было пресечено, но тем не менее не играл роль ни срок службы, ни даже землячество - только индивидуальные качества каждого матроса, а коллектива, способного противостоять - еще не было.