Герой Советского Союза
Смирнов Николай Фёдорович
"СПЕЦЗАДАНИЕ, ВЕРШИНА ГОРЫ ЭЛЬБРУС"
В первой половине сентября 1942 года немцы развернули активные боевые действия своих десантов в районе горы Эльбрус: они водрузили своё знамя со свастикой на вершине горы, заняли своими десантами туристические базы "Приют одиннадцати" и "Кругозор". Немцы также выбросили небольшие десантные группы на перевалах и горных склонах восточнее горы Эльбрус.
В районе г. Нальчик, Алагир (?), г Эльбрус находилась в полуокружении, прижатая к горам 37-я армия (37 А). Командование этой армии выделило пехотные части одной горно-стрелковой дивизии для борьбы с десантами немцев на г. Эльбрус.
На пехотные войска, ушедшие в горы обрушились, снежные бураны, занесло дороги и горные тропы, кончились у них запасы продовольствия. Воинские части, попав в беду попросили по радио помощи, потом связь вообще прекратилась. Командование 37А обратилось за помощью к командующему 4ВА.
15 сентября нашему экипажу (штурман Лепешинский П.А.) было приказано произвести разведку в районе г. Эльбрус: разыскать местонахождения посланных в горы частей 37А; разведать заняли ли немцы своими десантами турбазы "Кругозор" и "Приют одиннадцати", найти фашистский флаг на вершине г. Эльбрус.
В этот день я дважды летал на разведку г. Эльбрус с данной задачей. Турбазу "Кругозор" мы пролетали стороной. Немцы, очевидно признав нас за свой самолёт (Мессершмит-110), выложили на снегу чёрный крест и дали трёхцветную ракету. С турбазы же "Приют одиннадцати", нас обстреляли из пулеметов (пролетели близко от объекта). Штурман и стрелок радист видели на базе группу солдат в характерном немецком обмундировании (каски с рожками). Вывод напрашивался сам: обе базы заняты немецкими десантами. Части 37А, посланные в горы, обнаружить не удалось. Видели на тропах людей, но они разбегались при нашем приближении и скрывались в тени от скал и глыб. Вершина г. Эльбрус в период обоих полётов была закрыта перисто-слоистой облачностью и разведать фашистский флаг не удалось. Результаты каждого разведывательного полёта в специальном вымпеле (с красной лентой) сбрасывал на самолётную площадку вблизи г. Нальчик (размер её 300 на 400м). На площадке для сброса нашего вымпела выкладывалась из полотнищ буква "Т".
16 сентября наш экипаж так же дважды вылетал на разведку частей 37А, посланных на г. Эльбрус. С большим трудом удалось обнаружить три группы людей. Сбросили им вымпел и они, прочитав нашу записку, стали размахивать нам красными флажками. Также удалось обнаружить фашистский флаг на вершине г. Эльбрус. Попытка сбить его струёй воздуха от винтов двигателей успеха не имела. На обратном пути мы также сбрасывали сообщения о результатах разведки на самолётную посадочную площадку г. Нальчик.
17 сентября командованием 4ВА было принято решение выделить из состава нашего полка опытный, умеющий осуществлять полёты с грунтового поля экипаж и выслать его в район г. Нальчик в распоряжение командования 37А. Мотивы такого решения нашему экипажу были неизвестны. Можно только полагать, что наши развед-донесения, сбрасываемые вымпелом, возможно были кратки и не удовлетворяли командование 37А. Кроме того, очевидно, обеспечение в горах войск продовольствием командование 37А решило взять под своё руководство.
При подборе экипажа выбор пал на наш. Очевидно, решающим оказалось мнение командующего 4ВА, который знал из прошлого, что мне приходилось несколько раз садиться на самолёте Пе-2 на поле и взлетать с поля. Кроме того, наш экипаж уже четыре раза летал на разведку частей 37А посланных на г. Эльбрус.
Утром 17 сентября нашему экипажу было приказано ещё раз уточнить местонахождение частей 37А посланных в горы и разведать под г. Нальчик поле, где можно произвести посадку на Пе-2. Посадку после данного полёта произвести в г. Грозном на аэродроме Ханкала. Задачу экипаж выполнил. Во вторую половину дня (ближе к вечеру) был назначен перелет экипажа в расположение 37А. В состав экипажа, кроме лётного состава, вошли техник самолёта Лукьянцев А.А.(?ПРОВЕРИТЬ?) и сержант оружейник. Перелёт и посадку на поле осуществили нормально, самолёт тщательно замаскировали в посадках белой акации и маскировочными сетями.
При перелёте мы сделали большое упущение - это забыли взять с собой баллон с медицинским кислородом. Его в сухопутных войсках не было. Потому нам в дальнейшем пришлось летать без кислорода, что причинило большие трудности.
Вечером 17 сентября лётный состав нашего экипажа принял начальник штаба 37А (фамилию его не помню), поставил нам задачу на снабжение продуктами, горючим, и боеприпасами частей 37А направленных в горы под Эльбрус, на разведку и уничтожение немецких десантов на г. Эльбрус. Непосредственным начальником нам был назначен начальник авиационного отдела армии полковник Журавлёв.
18,19 и 20 сентября экипаж осуществлял выброску грузовых мешков с продуктами, горючим и боеприпасами частям 37А в район г. Эльбрус, а также подразделениям обороняющим перевалы восточнее и юго-восточнее г. Эльбрус.
Грузовые мешки снаряжались и подвешивались на самолёт специально выделенной от войск 37А командой (6-7 чел). В брезентовый мешок диаметром 70-80см и длиной 3,0-3,5м набивались пачки сухарей, галет, консервов и другими пакетами с пищей. Мешок завязывался, а потом в конец укладывался грузовой парашют. Далее этот мешок обкладывался узкими, но крепкими досками и стягивался несколькими железными хомутами. Центральный хомут имел крепкую проушину, за которую мешок подвешивался на наружные бомбодержатели под крыло самолёта. Спереди мешка крепился конусный дюралевый обтекатель. Парашют после сбрасывания мешка вытягивался специальной вытяжной фалой, конец которой крепился к бомбодержателю. После вытягивания фала обрывалась.
Также снаряжались мешки с горючим, обогревательными лампами или боеприпасами. Горючее (керосин) укладывалось в резиновых ёмкостях (похожих на круглую резиновую грелку, только значительно больших размеров - около 80 см в диаметре). Чтобы мешок не мялся, в него вставляли при загрузке решетчатые из листового дюраля диски жесткости. Вес мешков был в пределе 250-350 кг. В каждый полёт на самолёт подвешивались два мешка. За три дня экипаж сделал восемь вылетов и выбросил 16 грузовых мешков.
Очень сложным и трудоёмким делом была заправка самолёта горючим. Бензозаправщика в сухопутных войсках не было. Бензин привозили в бочках и заправляли баки вёдрами. Тратили уйму времени и уставали до упаду. Ведь заправка самолёта составляла около1500 литров или 150 вёдер. Солдаты из группы снаряжения грузовых мешков еле справлялись со своей работой, и помочь экипажу в зарядке самолёта горючим не могли.
К исходу первого дня нашей работы над нашим полем появился немецкий самолёт-разведчик - "Рама". Я сразу понял, что разведчик обнаружил наше взлётно-посадочное поле по следам нашего самолёта при взлёте, посадке и рулёжке. Надо было переруливать на другое поле, а для этого надо было засыпать рулёжные проходы в окружающей наше поле канаве. Для этого я попросил полковника Журавлёва выделить группу солдат из состава пехотных войск. Эта просьба была выполнена.
Переруливание самолёта осуществили поздно вечером. Кроме того, в целях маскировки я весь вечер до наступления темноты прорулил поле и соседние с ним участки во всех направлениях. Затем тщательно замаскировали самолёт. Кроме того, в целях маскировки, две автомашины ночью колесили по соседним участкам полей, чтобы оставить на них свои следы и затруднить немцам опознать с какого поля летает самолёт.
С утра 19 сентября над участком нашего поля в течение 15-20 минут кружили две пары Ме-109. Обстреляв домик на самолётной посадочной площадке и проезжавшую по соседней дороге автомашину, немецкие истребители улетели.
Раз началось систематическое наблюдение противника, пришлось принимать мероприятия по скрытности взлёта и посадки самолёта и деятельности по подготовке к полёту.
Для связи с нашим самолётом в полёте была выделена радиостанция. Она располагалась в 1,5-2,0 км от района нашего поля и сообщала нам воздушную обстановку над полем посадки при возвращении с задания. В район нашего базирования были выделены три счетверённые зенитно-пулемётные установки с обеспечивающими их расчётами. Уход с района базирования после взлёта и приход на посадку экипаж осуществлял на бреющем полёте, посадка – сходу, далее быстрое заруливание и маскировка самолёта. Место стоянки самолёта меняли 1-2 раза в сутки.
20 сентября в район нашего базирования были подвезены автомашиной авиабомбы ФАБ-100 и взрыватели к ним. Нам было приказано в течение 21 и 22 сентября нанести бомбардировочные удары по немецким десантам в турбазах "Приют одиннадцати" и "Кругозор", уничтожить немецкий флаг на вершине г. Эльбрус, а также уничтожить немецкие десантные группы у перевалов восточнее и западнее г. Эльбрус. Были даны сигналы опознавания своих войск, обороняющих перевалы.
Мы со штурманом постарались убедить командование сухопутных войск, что ударами одиночного самолёта уничтожить такую крупную турбазу как "Кругозор" почти невозможно. Уничтожение этой турбазы было поручено одной из эскадрилий нашего полка (2аэ) с аэродрома Грозный. Остальные задачи остались за нами.
21 сентября экипаж дважды нанёс бомбардировочные удары по турбазе "Приют одиннадцати". Были разрушены строения турбазы, на турбазе после второго удара возник пожар. Бомбометание осуществлялось с малых истинных высот, хотя высотомер показывал более 4500м. Десант на турбазе "Кругозор" был уничтожен бомбардировочным ударом эскадрильи, вылетевшей с аэродрома Грозный. Вёл группу ст. л-т Милейко.
22 сентября с бомбами на борту мы вышли к вершине г. Эльбрус и пытались обнаружить фашистский флаг на этой вершине. Однако, сделав два захода, мы флаг не нашли. Штурман Павел Лепешинский на третьем заходе от кислородного голодания потерял сознание, у меня двоилось и мутнело в глазах. Решил с потерей высоты быстро уйти вниз. Когда штурман пришёл в сознание сделали ещё одну попытку отыскать фашистский флаг на вершине горы, но безуспешно, флаг не обнаружили.
Приняли решение идти на поиск групп фашистских альпинистов на восточных склонах г. Эльбрус и на перевалах восточнее горы. В районе перевала Местца(?) подразделение наших войск, оборонявшееся на перевале, обозначило себя дымовой шашкой и открыло стрельбу трассирующими пулями в направлении одного склона. У нас возникло предположение, что войска стрельбой осуществляют целеуказание. Действительно, осмотрев склон в направлении стрельбы, мы обнаружили группу немецких альпинистов, двигающуюся к перевалу, численность группы - 15-20 человек. Снизившись, нанесли по группе бомбовый удар, затем сделали три захода на группу, в ходе которых пулемётным огнём расстреливали оставшихся в живых фашистов. На обратном пути, обогнув г. Эльбрус с юга, разведали перевал Клухорский и подступы к нему с севера. Обнаружили несколько групп немецких альпинистов на подступах к перевалу. Вторым и третьим вылетом в этот день бомбовыми ударами и пулемётным огнём уничтожили немецкие десантные группы на подступах к Клухорскому перевалу. Очень сожалели тогда, что у сухопутных войск не было в наличии осколочных бомб, удары которых по живой силе были бы более эффективны.
Во всех вылетах, высота полёта в которых была больше 4000-4500м, все члены экипажа испытывали кислородное голодание. Потеря сознания штурманом была всего один раз, но если бы это случилось со мной (с лётчиком), то гибель всего экипажа была бы неизбежна. При кислородном голодании все члены экипажа в полётах и после посадки испытывали головные боли, сильную утомляемость, головокружение.
23 сентября нам было приказано возвратиться в свой полк на аэродром г. Грозный. Командование 37А передало командованию нашего полка и командованию 4ВА очень хороший отзыв о проделанной нами работе и просьбу о представлении всех членов экипажа к правительственной награде.
P.S. В личной беседе с редактором данного сайта, в ответ на настойчивые расспросы Николай Фёдорович сказал что их экипажу всё же удалось "уложить" на вершину где был установлен фашистский флаг (Эльбрус - двуглавая гора) несколько стокилограммовых бомб, но тут же заметил:
"Я не считаю это какой-то особой заслугой".