"Сдвиг фаз токов главной (рабочей) и пусковой обмоток достигается изменением сопротивления пусковой обмотки путем последовательного включения с ней так называемого пускового элемента (рис. 2.25в) — конденсатора или резистора (чаще всего используют более дешевый - резистор).
...
Чтобы избежать установки резисторов, которые должны быть рассчитаны на полный пусковой ток, во многих однофазных двигателях пусковую обмотку выполняют с повышенным сопротивлением пусковой фазы. Для этой цели пусковую обмотку наматывают из провода меньшего сечения, чем рабочую, или выполняют ее с частично бифилярной намоткой. При этом длина провода возрастает, ее активное сопротивление увеличивается, а индуктивное сопротивление и МДС остаются такими же, как и без бифилярных витков.
...
Пусковая обмотка однофазных двигателей рассчитана только на кратковременную работу - на время пуска двигателя. Ее необходимо отключать от сети сразу же, как только двигатель разгонится, иначе она перегреется, и двигатель выйдет из строя. Такие двигатели применяются, например, для привода компрессоров во всех бытовых холодильниках, привода стиральных машин и т. д. Пускозащитное реле, установленное на холодильниках и стиральных машинах, включает обе обмотки-двигателя, а после его разгона отключает пусковую обмотку. Двигатель работает с одной включенной рабочей обмоткой."
***
Full-scale оказался прав. Беру свои слова назад, по крайней мере в части мотора холодильного компрессора. Но на работе, на моем столе радиомонтажника висит самодельный вентилятор с двигателем от магнитофона. Конденсатор подключен к обмотке с меньшим сопротивлением, обмотка с большим сопротивлением включена в сеть напрямую. Отработал уже сезонов десять без замечаний. Что там за мотор - хз, но, видимо, бифилярных витков там нет - иначе обмотка бы нагревалась...
***
Любопытно, что взяв эту тему на поиск, встретил в сети довольно многих товарищей, которые тоже заблуждаются относительно сопротивлений рабочей и пусковой обмоток. Вот показательный диалог:
Автор: Goodefine 5.12.2007 - 14:44
Цитата(ЛЕВША @ 4.12.2007 - 22:28)
по цветам не в курсе,бери тестер звони,низкоомная будет пусковой,а там где сопротивление больше рабочей.
А не наоборот ли? ИМХО, низкоомная должна быть рабочей...
Автор: ЛЕВША 5.12.2007 - 15:00
нет не наоборот.
Автор: Goodefine 5.12.2007 - 15:10
Я к тому говорю, что однажды устанавливал движок в машинку и сомневался, какая из обмоток рабочая, в результате разобрал рабочую машинку и прозвонил. У рабочей оказалось меньшее сопротивление. Что вполне логично. Кроме того, вот ребята тоже определяли:
http://www.colan.ru/forumnew/view.php?idthread=47827http://www.enmek.com/books.php?id=2&rid=book2p81.htm
Автор: alexon 5.12.2007 - 16:00
рабочая обмотка-низкоомная (намотана более толстым проводом)
Автор: ЛЕВША 5.12.2007 - 20:50
хорошо тогда где логика? если обмотке скажем 4ом и не хватает крутящего момента чтоб сдвинуть
вал с места,то как это сделает обмотка с сопротивлением 8ом?намотанная более тонким проводом? да еще и через конденсатор?
Автор: Goodefine 6.12.2007 - 10:21
Логика присутствует, но сначала физика. В процессе пуска работает не только пусковая обмотка, но и рабочая. Необходимым условием ненулевого пускового момента является наличие кругового (эллиптического - на практике) магнитного поля (вращающегося). Для этого двух обмоток с идентичными параметрами, пусть даже и на разных полюсах, недостаточно. В этом случае возникнут два, компенсирующих друг-друга вращающихся в противоположных направлениях магн. поля (МП) - это наглядно видно, если составить уравнения МП . Если ток в одной обмотке сдвинуть (RC цепочкой), то одно МП будет преобладать над другим. При правильном подборе фазосдвигающей цепи пусковой момент может достигать до 0.6 номинального. После того как двигатель раскрутится, пусковую обмотку можем отключать, т.к. параметры "беличьей клетки" при вращении ротора будут неодинаковы для противоположных МП и компенсация полей окажется неполная (результирующего МП достаточно для работы двигателя).
Теперь о логике. Допонительный резистор не ставят, а мотают обмотку тонким проводом (два зайца сразу). Конденсатор ставят тоже не всегда - из экономических соображений. МП получается при этом эллиптическим, но и этого достаточно. На практике, лучше иногда не отключать пусковую обмотку, а питать ее через подобраный конденсатор - условия работы двигателя улучшаются.
Это объяснение "на пальцах". Если хотите строгие доказательства, откройте любую мало-мальски приличную книгу по электроприводу. А вообще, это достаточно широко известно, ИМХО...