[image]

Про катапультирование

 
1 2 3 4 5 6 7
UA YamatoLug #16.09.2008 23:10
+
-
edit
 

YamatoLug

новичок
в последнее время часто по тв или журналам вижу инфу, что при катапультировании пилоты из разных стран получают травмы или даже гибнут. Но ведь катапульта предназначена для того чтобы спасать а не убивать? В чем тут дело?
В каком то д/ф видел что вроде в Советском союзе пилоты должны были раз в год совершать катапультирование - это правда? щас наверное такого точно нету
   1.0.61.0.6
RU Balancer #17.09.2008 00:49  @YamatoLug#16.09.2008 23:10
+
+1
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
YamatoLug> в последнее время часто по тв или журналам вижу инфу, что при катапультировании пилоты из разных стран получают травмы или даже гибнут. Но ведь катапульта предназначена для того чтобы спасать а не убивать? В чем тут дело?

Тут такой момент. Катапульта именно что спасает. Так как спастись без неё на скоростях более 400-500км/ч практически нереальо.

Травмируются лётчики почти всегда. Двадцатикратная перегрузка при катапультировании - это не нежное поглаживание. Иногда ломаются ноги, когда притяг срабатывает слишком жёстко, иногда повреждается лицо, если скорость при катапультировании слишком высока.

Но это всё бывает не так часто. Скорее всего всё довольно просто. После катапультирования лётчики обязательно должны проходить обследование в госпитале. И журналисты помещение пилота в госпиталь легко могут приписать травмированию.

Общая же статистика показывала раньше, что у американцев после катапультирования с Мартинами-Бейкерами возврат в строй составлял около 86%, у нас на К-36 - около 98% (статистика по ~500 катапультированиям). Как с этой статистикой в наше время - не знаю.

YamatoLug> В каком то д/ф видел что вроде в Советском союзе пилоты должны были раз в год совершать катапультирование - это правда? щас наверное такого точно нету

Нет, неправда. Даже 2% невозврата - это очень высокая вероятность для того, чтобы каждый год лётчиков такому риску подвергать. Каждый год заставляли просто с парашютом прыгать. А катапультирования отрабатывали специальные испытатели. Скажем, Леонид Механиков (увы, на форуме не появляется) катапультировался 8 раз, в т.ч. один раз в стратосфере на M=1,7

Кстати, все 8 катапультирований прошли успешно.
   
UA YamatoLug #17.09.2008 01:24
+
-
edit
 

YamatoLug

новичок
Н-да, картинка немного страшная, как то раньше представлялось, что дернул за рычаг и всё - все опасности позади, а тут .... 2% это конешно случайности, но вот 14% это слишком. Не хочу показаться бесчеловечным, но ведь такие потери экономически не выгодны, самолет стоит дешевле пилота, а на западе деньги привыкли считать. почему ж они не отработают этот процесс?
Про частые травмы читаю в ЗВО, хотя коненшо там тоже узнают от зарубежных журналистов.
   1.0.61.0.6

ED

аксакал
★★★☆
Balancer>Травмируются лётчики почти всегда.

Это совсем не так. И не соответствует твоему же дальнейшему тексту :-)

Balancer>Двадцатикратная перегрузка при катапультировании - это не нежное поглаживание.

Эта перегрузка очень кратковременная. Практически ударная. Как мощный пинок по заднице. Именно от неё травмы бывают очень редко - если не занять правильное положение, то можно повредить позвоночник.
По большей части травмируются уже потом, если что-то пошло "не так" - ломает скоростным потоком незакреплённые руки-ноги, при катапультировании из сложных положений возможны удары об элементы самолёта...
Относительно много травм не в самом процессе катапультирования, а уже при приземлении. Погоду и место выбирать не приходится, а прыжок с парашютом в сильный ветер, на лес, в горах, на воду... опасен уже сам по себе.
   6.06.0
Это сообщение редактировалось 17.09.2008 в 07:33

ED

аксакал
★★★☆
YamatoLug> В каком то д/ф видел что вроде в Советском союзе пилоты должны были раз в год совершать катапультирование - это правда? щас наверное такого точно нету

Сейчас такого нет и в Советском Союзе давно не было.
Но когда катапульты появились, по авиачастям ездили инструкторы и демонстрировали катапультирование лётчикам. Потом эти показательные катапультирования стали выполнять служащие ПДС полка. При ежегодных прыжках с парашютом в части (два прыжка в год обязательны) разрешалось и даже приветствовалось, чтобы строевой лётчик прыгал с катапульты. Потом эту практику прекратили.
   6.06.0
RU Владимир Малюх #17.09.2008 08:04  @YamatoLug#16.09.2008 23:10
+
+1
-
edit
 
YamatoLug> В каком то д/ф видел что вроде в Советском союзе пилоты должны были раз в год совершать катапультирование - это правда? щас наверное такого точно нету

Реального учебного катпультирования вроде не было, а вот тренажером (NKTL-39) курсантов влетных училищах мучили. То же самое кресло, но по направляющей вверх подбрасывалось. Правда пороховой заряд был ослабленный, кажется 6g получалось вместо штатных 12. Но все равно больно (по юной дурости я на себе опробовал) - примерно как со всего размаха тяжеленной лопатой по жопе :)
   7.07.0
RU Д.Сергей #17.09.2008 08:09
+
-
edit
 

Д.Сергей

опытный

Ну про раз в год катапультироваться это имелось ввиду на тренажёре наверно. В "лётных школах" раз в год проводились "прыганья " с парашютом два раза, и тренаж по действиям при покидании самолёта один раз. Тренажёр представлял муляж кабины самолёта, а кат.кресло располагалась на эдаких рельсах, по которым при катапультировании уезжало вверх, метров на 10-15 (точно не помню). Вставлялся пиропатрон в кресло. Одно катапультирование 6 ед. пергрузкой, второе с 12-ти кратной.
Действия отрабатывались для различных ситуаций, штатное ка-е с действиями и после, когда бы не сбросился фонарь или его принудительный отстрел и т. п.
Так что для успешного кат-я необходима тренироваться на земле, что б навыки были. Отсюда и травматизм будет меньше.
   3.03.0
RU Д.Сергей #17.09.2008 08:16  @Владимир Малюх#17.09.2008 08:04
+
-
edit
 

Д.Сергей

опытный

YamatoLug>> В каком то д/ф видел что вроде в Советском союзе пилоты должны были раз в год совершать катапультирование - это правда? щас наверное такого точно нету
В.М.> Реального учебного катпультирования вроде не было, а вот тренажером (NKTL-39) курсантов влетных училищах мучили. То же самое кресло, но по направляющей вверх подбрасывалось. Правда пороховой заряд был ослабленный, кажется 6g получалось вместо штатных 12. Но все равно больно (по юной дурости я на себе опробовал) - примерно как со всего размаха тяжеленной лопатой по жопе :)
О , Володь , привет. Одновременно постим. С приездом тебя.
Про лопату правильно заметил. Такое выражение было, и скорее соответствовало действительности.
В некоторых частях тож подобные тренажёры видел, но их что то не использовали.
До НКТЛа какой то был, кажется кресло там было как на Л-29 или МиГ-15-ых, не помню.
   3.03.0
RU ED #17.09.2008 08:22  @Владимир Малюх#17.09.2008 08:04
+
-
edit
 

ED

аксакал
★★★☆
В.М.>Правда пороховой заряд был ослабленный, кажется 6g получалось вместо штатных 12.

12 тоже ослабленный. На тренажёре катапульты сначала пуляли с ускорение 6, а потом 12. Штатный "пинок" значительно сильнее.

P.S. На самом деле в тренажёрной катапульте менялось количество пороховых зарядов. Реальное ускорение завиcит и от веса лётчика. 6 и 12g - цифры приблизительные.
   6.06.0

ED

аксакал
★★★☆
Блин, что не напишешь - уже опередили :-)
   6.06.0
RU Д.Сергей #17.09.2008 08:49  @ED#17.09.2008 08:24
+
-
edit
 

Д.Сергей

опытный

ED> Блин, что не напишешь - уже опередили :-)
На самом деле "пистон" только вставлялся в кресло(тренажёрное), а в реальных ещё и пороховой ускоритель есть. Правда первые "кресла-качалки" так и были с "пистоном" лишь бы через хвост самолёта перелететь, а дальше скоростной напор наполнит парашют, ну и высота нужна была...
   3.03.0
RU Владимир Малюх #17.09.2008 09:19  @ED#17.09.2008 08:22
+
-
edit
 
В.М.>>Правда пороховой заряд был ослабленный, кажется 6g получалось вместо штатных 12.
ED> 12 тоже ослабленный. На тренажёре катапульты сначала пуляли с ускорение 6, а потом 12. Штатный "пинок" значительно сильнее.

На элке вроде 12G - штатное, его хватает. Вот же склероз, делал же курсовую по РДТТ и прочим пороховым шняжкам именно на пример расчета пиропатронов VS-1.
   7.07.0
RU ED #17.09.2008 09:24  @Д.Сергей#17.09.2008 08:49
+
-
edit
 

ED

аксакал
★★★☆
Д.Сергей> На самом деле "пистон" только вставлялся в кресло(тренажёрное), а в реальных ещё и пороховой ускоритель есть.

Да я про Л-39, вроде бы там ускрителей не было. У Л-29 не было точно.
   6.06.0
RU ED #17.09.2008 09:27  @Владимир Малюх#17.09.2008 09:19
+
-
edit
 

ED

аксакал
★★★☆
В.М.> На элке вроде 12G - штатное, его хватает.

На Л-29 штатное около 20. ЕМНИП 6g с одним патроном, 12 с двумя, а штатно там четыре патрона. (или три? уже не уверен, но точно не два).
   6.06.0
+
-
edit
 

Полл

литератор
★★★★★
Как мне помниться, максимальная перегрузка, которую человек может выдержать в направлении голова-ноги без повреждений - 17g.
   

ED

аксакал
★★★☆
Полл> Как мне помниться, максимальная перегрузка, которую человек может выдержать в направлении голова-ноги без повреждений - 17g.

Нужно уточнять время перегрузки.
   6.06.0

ED

аксакал
★★★☆
Цитата:

"...человек в катапультном кресле выдерживает двадцатикратную перегрузку в направлении «голова — таз» при её нарастании за 0,05—0,1 с и времени действия 0,2—0,4 с..."
   6.06.0
RU Д.Сергей #17.09.2008 09:59  @ED#17.09.2008 09:41
+
-
edit
 

Д.Сергей

опытный

ED> Цитата:
ED> "...человек в катапультном кресле выдерживает двадцатикратную перегрузку в направлении «голова — таз» при её нарастании за 0,05—0,1 с и времени действия 0,2—0,4 с..."
Помню таблица была, как чел выдерживает перегрузку(какую), вернее график, относительно времени воздействия. Так вроде кратковременно голова "ноги"(таз) 25! Или это грудь-спина. забыл уже, 20 лет назад смотрел на неё. Помню точна отрицательная: ж-па - голова всего минус 4 ! Это про катапультирование вниз, разные борт стрелки-радисты, но они в основном вываливаются просто.
На Л-39 стоит пороховой ускоритель, помимо патрона, работает сколько то секунд. Название не помню кресла, в принципе не плохое и довольно безотказное. С характеристиками "взрослых" не сравнить но для "учебников" ничего. После посадки нужно было выставлять свой вес с права ,накручиваешь в окошке цифры, соответственно регулировался направление вектора этого порохового двигателя, что б правильно улететь....
А на 29-ке девствительно пиропатроны, вот сколько, наверно два-три.
Вот на тренажёре всё таки ставился один кажется, только мощности разной 6 и 12 ...
   3.03.0
+
+1
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Balancer>>Травмируются лётчики почти всегда.
ED> Это совсем не так. И не соответствует твоему же дальнейшему тексту :-)

Ты не совсем понял. Речь идёт не об инвалидности или чём-то подобном, а о микротравмах. Скажем, насколько я помню, в 9 из 10 случаев возникают микротравмы позвоночника.

Именно поэтому лётчику после катапультирования и требуется госпитализация. Для восстановления и обследования.

Кстати, ладно - катапультирования.

Ты в курсе, что после 3-4 посадок с гаком (по авианосному в смысле) у лётчика начинают развиваться внутренние повреждения глаза. Лопаются сосуды, повреждается сетчатка. После таких экстремальных условий потом неделю нужно восстанавливаться.
   
RU Balancer #17.09.2008 10:57  @Д.Сергей#17.09.2008 09:59
+
+1
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
Д.Сергей> Помню таблица была, как чел выдерживает перегрузку(какую), вернее график, относительно времени воздействия. Так вроде кратковременно голова "ноги"(таз) 25! Или это грудь-спина.

Грудь-спина - там заметно больше. Когда в 1983-м САС на Союзе Т-10-1 сработала, там перегрузка 14-18 в течении 4-х секунд была. И без всяких последствий.

Кажется, рекордные перенесённые перегрузки грудь-спина на центрифуге - что-то под 40.
   
RU ED #17.09.2008 11:32  @Д.Сергей#17.09.2008 09:59
+
-
edit
 

ED

аксакал
★★★☆
Д.Сергей> Помню таблица была, как чел выдерживает перегрузку(какую), вернее график, относительно времени воздействия. Так вроде кратковременно голова "ноги"(таз) 25! Или это грудь-спина.


Тоже помню ту таблицу. ЕМНИП голова-ноги более 20, а грудь-спина около 40. Ноги-голова около 10. Минус 4 относительно долго выдерживается.
Но тоже давно на ту таблицу смотрел.

Д.Сергей> Вот на тренажёре всё таки ставился один кажется, только мощности разной 6 и 12 ...

Тут я достаточно уверен, техники говорили, что ставят штатные патроны, только числом поменьше.
   6.06.0
Это сообщение редактировалось 17.09.2008 в 11:42

ED

аксакал
★★★☆
Balancer>Речь идёт не об инвалидности или чём-то подобном, а о микротравмах.

Теперь понял.

Balancer> Ты в курсе, что после 3-4 посадок с гаком (по авианосному в смысле) у лётчика начинают развиваться внутренние повреждения глаза.

В курсе.
   6.06.0
RU Д.Сергей #17.09.2008 11:47
+
-
edit
 

Д.Сергей

опытный

Почему ограничивается отрицательная перегрузка... всего минус 4 !
   3.03.0
+
-
edit
 

EvgenyVB

опытный

у спортивных пилотажников ЕМНИП +11/-10 по перегрузке
но там тоже перегрузка не длительная
   3.03.0
RU Д.Сергей #17.09.2008 13:32  @EvgenyVB#17.09.2008 12:08
+
-
edit
 

Д.Сергей

опытный

EvgenyVB> у спортивных пилотажников ЕМНИП +11/-10 по перегрузке
EvgenyVB> но там тоже перегрузка не длительная
Минус 10 это круто! Может 10 это ТТХ самолёта?
"Обратный пилотаж " вроде выполняется не на таких больших отрицательных перегрузках.
   3.03.0
1 2 3 4 5 6 7

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru