Ха, ребята, я вам открою страшную тайну
ВСЕ самолёты, что с тензометрическими ручками, что с обычными, управляются _по усилию_! Иначе говоря, усилие, которое летчик прикладывает к ручке и которое чуствует через мышечную обратную связь, для него на порядок важнее, чем перемещение. И, как это ни странно для Валерия, усилие человек дозирует лучше (естественно, на загруженной ручке) и, что много важнее, с лучшей динамикой, чем перемещение. Впрочем, ничего странного нет, нужно просто учесть, что точность здесь определяется точностю той самой мышечной обратной связи, а мышечные веретенца измеряют именно усилия (напряжения мышцы). Уже через них человек ощущает положение руки. В невесомости, если расслабиться и не двигаться (т.е. исключить динамические нагрузки на мышцы) и закрыть глаза (убрать зрительную обратную связь (летчик же не смотрит на ручку)), вы быстро забудете положение конечностей.
Да и вообще, летчика же не просят "приложить 4 кг" к ручке. Самолёт, ручка и лётчик - замкнутая обратная связь, динамическая система, и в качестве управляющих воздействий этой системы летчик всегда прикладывает именно усилия. Перемещение - лишь вторичная, дополнительная обратная связь, на которую вдобавок наложена динамика мышцы (и руки как инертного тела) и самой ручки.
В качестве подтверждения могу привести такой факт, что в американских военных требованиях перемещение (вернее, градиент перемещения по перегрузке) ручки вообще не регламентируется. У нас (в ОТТ ВВС) регламентируется, но менее строго, чем усилие.
Кстати, и о примере с росписю. Расписываетесь вы тоже "по усилиям"
(динамическим в данном случае). Попробуйте расписаться мееедленно (1 мм в секунду где-нибудь) (с закрытыми глазами, разумеется) и посмотрите, что получится
А без ограничения скорости вам и закрыте глаза не будут сильной помехой.