Klim>> Фамилия на "ко" оканчивалась, хохлятская.
Klim> Саша, ты должен его фамилию знать. Он, кажется до Собко, комэской первой аэ был.
Lugsky уже всех назвал по фамильно.
Однако, всё ж я добавлю.
События, о которых идёт речь, произошли 22 сентября 1973 года.
Примерно спустя неделю, к нам в полк приехала группа во главе с командующим 36 ВА, который и провел разбор этой катастрофы. Разбор проводился в летном домике на аэродроме. Мне довелось присутствовать на тот момент в классе предполетных указаний.
Суть вопроса.
Проводились советско-венгерские учения "Vertes-73" в рамках стран Варшавского договора. В учениях участвовали как сухопутные, так и военно-воздушные силы. Основной территорией проведения учений был полигон «Хаймашкер». На завершающей стадии учений, было принято решение организовать парад всех участников с целью демонстрации силы, мощи и слаженности в действиях различных воинских подразделений социалистических стран Варшавского блока. Для проведения этого масштабного мероприятия для участия авиации был установлен привод.
В воздушной части мероприятия должны были принять участие звенья - от 1 гв. АПИБ (Кунмадарш) на Су 17бм и от 515 иап (Текеле) на МиГ-21.
Мы в полку за этим мероприятием следили в новостях по венгерскому телевиденью.
Сами понимаете, когда по телевидению показали проход Су 7бм и за ними следом проскочил только один МиГ 21, мы были переполнены гордостью за мастерство наших гвардейцев. Но наши восторги смолкли, когда пришла весть, что на Текельский аэродром не вернулись 3 МиГ 21.
Нашли их не сразу, погода была хреновая.
Метеоусловия: Облачность 10 баллов. Нижний край ниже вершин большинства гор в районе полигона.
Причин катастрофы на разборе было названо несколько:
1. На полигоне для выхода перед трибуной был установлен только один привод и дан БК для прохода.
Комментарии:
Группа майора Собко на предельно малой высоте под облаками (ведомые с превышением) вышли на боевой курс и прошла перед трибунами. В процессе всего полета шёл радиообмен в установленном порядке.
Группа майора Алферова в облаках стала разворачиваться на боевой курс, точный заход не получился. В это время ведущий (Алферов) услышал доклад майора Собко о подходе к трибунам.
Ведущий группы МиГ 21 изменил МК для выхода на створ ДПРМ и БК, а чтоб выдержать время прохода после группы Су 7бм приступил к снижению. Рассчитывая выйти под облака перед подходом к трибунам. Благо нижний край он уже знал по докладу ведущего впереди прошедшей группы.
2. Опыт полёта в составе звена у летчиков ИАП на предельно малых высотах был значительно ниже уровня полёта у летчиков АПИБ.
Комментарии:
В качестве примера приводились сравнения высот полетов ИА и ИБА на предельно малых высотах и налет на этих высотах. Что было не в пользу летчиков ИА.
Тот факт, что звено ИБА выполнило задачу, был поставлен командиру 1 аэ 1 гв. АПИБ и ведущему группы в вину, и это послужило причиной обвинения их в косвенном содействии организации катастрофы (ненаказуемом содействии).
В катастрофе погибли три летчика 515 иап: майор Алферов Альберт Михайлович, Бажак Василий Иванович и Журавлев Константин Сергеевич.