Реклама Google — средство выживания форумов :)
Транслунный полет
После выключения S-IVB, транслунная орбита была возмущена реактивным сливом водорода за приблизительно 15 минут. После того как реактивный слив был окончен, ракета производит управляемый маневр для TD&E ориентации, и эта ориентация поддерживается инерциально в течении TD&E периода. Командный и служебный модуль (CSM) отделяются от остающейся части ракеты (S-IVB, IU, SC/LM (SLA), и LM) при помощи реактивной системы управления служебного модуля (SM) (RCS). CSM переворачивается и стыкуется с LM. Разъединение состыкованного LM/CSM от S-IVB/IU/SLA достигается при помощи RCS SM.
МАНЕВР УКЛОНЕНИЯ S-IVB
После разъединения состыкованного CSM/LM от S-IVB/IU/SLA, S-IVB/IU/SLA маневрируют от TD&E ориентации к ориентации маневра уклонения S-IVB. В этом маневре, угол ориентации рыскания ракеты изменен в знаке но не в величине, например, угол рысканья меняется от -40 до +40 градусов; углы тангажа и крена остаются такими же. (См. диаграмму 10-3). Включение двигателей осадки S-IVB APS на 80 секунд отводит S-IVB/IU/SLA на безопасное расстояние от корабля.
ГРАВИТАЦИОННЫЙ МАНЕВР «РОГАТКА» S-IVB
После того как маневр уклонения S-IVB завершен, процедура по «рогатке» S-IVB начата посредством маневрирования изделия (S-IVB/IU/SLA) к ориентации «рогатка». (См. диаграмму 10-3). Ретроградная разность скорости достигнута сливом жидкого кислорода через двигатель J-2, реактивного слива водорода, и включение двигателей осадки S-IVB APS. Это уменьшает скорость изделия и изменяет траекторию так, что изделие продолжает полет, заходя за обратную сторону Луны. Разница ретроградной скорости переменна в зависимости от различных факторов, включая время запуска и дату, азимут полета, и возможности TLI. Находясь с обратной стороны (Луны), ракета вращается совместно с Луной. Лунное поле тяготения увеличивает скорость ракеты достаточно для того, чтобы отправить ее на солнечную орбиту. (См. диаграмму 10-1). После ретроградного слива топлива, ступень S-IVB обезопасена путем слива остатка топлива и емкостей газа высокого давления.
ВРЕМЕННАЯ ЛИНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ, СЛИВА ТОПЛИВА
Парковочная орбита-транслунный старт
Выключение S-IVB (первое включение); Т5-0:00:00.2
Выравнивание вдоль местной горизонтали; Т5-0:00:20.0
Повторное зажигание S-IVB; Т6-0:09:38.0
Повторное выключение S-IVB; Т7-0:00:00.2
TLI; Т7-0:00:09.8
Выравнивание вдоль местной горизонтали; Т7-0:00:20.0
Маневр положения TD&E; Т7-0:15:00.0
Отделение КСМ; Т7-0:25:00.0
Стыковка КСМ; Т7-0:35:00.0
Отделение корабля от ступени; Т7-1:25:00.0
Поворот в положение для маневра уклонения; Т7-1:28:00.0
Включение двигателей S-IVB для маневра уклонения; Т8-0:00:01.2
Старт последовательности маневра «рогатка»; Т8-0:08:40.0
Обозначения:
(пунктир) – местная горизонталь
(тонкая) – нет слива/двигатели осадки выключены
(толстая) – слив/двигатели осадки включены
CV – реактивный слив (постоянный)
NPV – нереактивный слив
APS – двигатели осадки S-IVB
Цифрами в кружках 1,2,3 показаны углы положения на диаграмме
Тангаж +120 +120 +191
Крен +180 +180 +180
Рысканье -40 +40 0
Время в часах:минутах:секундах
Для нормального времени с начала полета от земли, см. рис. 2-1, сек. II
The maneuver to provide initial separation between the spacecraft and the S-IVB was accomplished for the first time on a lunar flight using the auxiliary propulsion system of the S-IVB. However, the final separation maneuver, performed as on previous lunar flights through S-IVB propulsive venting, did not place the S-IVB in a solar orbit, as planned, and the resulting orbit was a high-apogee ellipse
S-IVB Engine Cutoff Interrupt, Start of TimeBase 7 (T7) = 10384,1 s
LH2 Vent On Command = 10384,6 s
Begin Maneuver to Local Horizontal Attitude = 10404,4 s
LH2 Vent Off Command = 11283,9 s
Begin Maneuver to Transposition and Docking Attitude (TD&E) = 11285,0 s
CSM Separation = 11884,9 s
CSM Dock = 12413,3 s
SC/LV Final Separation = 15180,9 s
Start of Time Base 8 (T8) = 16000,2 s
S-IVB LH2 Vent On (CVS On) = 16580,4 s
Initiate Maneuver to Slingshot Attitude = 16581,0 s
Begin LOX Dump = 17338,2 s
End LOX Dump = 17338,2 s
H2 Nonpropulsive Vent (NPV) On =17407,2 s
S-IVB APS Ullage Engine No.1 Cutoff Command = 19700,2
S-IVB APS Ullage Engine No.2 Cutoff Command = 19700,4
Initiate Maneuver to Communication Attitude = 20197,0
Sci-Tech Dictionary: look angle
(aerospace engineering) The elevation and azimuth at which a particular satellite is predicted to be found at a specified time.
COORDINATE SYSTEM
Position, velocity, and acceleration components of vehicle center of gravity in Earth-Fixed Launch Site Coordinate System.
The origin of this system is at the intersection of Fischer EllipsOid (1960) and the normal to it which passes through the site, positive upward.
The Z axis is parallel to the earth-fixed flight azimut defined at guidance reference release time, and is positive down range.
The Y axis completes a right-handed system.
This coordinate system is identical to Standard Coordinate System 10 of Project Apollo Coordinate System Standards, abbreviated as PACSSlO.
COORDINATE SYSTEM
Position, velocity, and acceleration components of vehicle center of gravity in Launch Vehicle Navigation Coordinate System.
The origin of this system is at the center of the earth.
The X axis is parallel to Fischer Ellipsoid normal through the launch site, positive upward.
The Z axis is parallel to the flight azimuth, positive downrange.
The Y axis completes a right-handed system.
The di rection of the coordinate axes remains fixed in space at guidance reference release.
This coordinate system is identical to Standard Coordinate System Standards, abbreviated as PACSS13.
The restrictions of parking orbit inclinations between 29.0 ° and 34. 2 o, which allow good ground tracking of the vehicle, lend themselves nicely to the launch time tolerance with "out-of-the-plane" lunar trajectories.
The variation of launch time tolerance with translunar orbital plane inclination change is greatest when the initial inclination is equal to the inclination of the moon's orbital plane.
Thus, trajectory plane inclination variations in the neighborhood of 28.5 ° are more desirable than similar variations about some higher nominal inclination.
These trends also fit in nicely with the radiation hazard of the Van Allen belts.
The operational concept restricts the translunar orbital plane inclination to the equatorial plane to between 29 ° and 34. 20.
The upper limit is a range safety limits but steeper inclinations do not increase the launch time tolerance very much.
The minimum inclination of the translunar plane is restricted by lateral maneuverability, but the lower the inclination, the deeper the translunar trajectory passes through the edge of the Van Allen belt.
Thus, the lower limit is also restricted by Vail Allen belt penetration as well as lateral maneuverability to a giVen return base from parking orbit.