Приветствую в разделе Форума, посвящённого узкому технологическому вопросу, уважаемого Андрея Суворова.
Рад ответить на его простые вопросы, посвящённые теме раздела.
И хотя он утверждает, что задаёт только один вопрос с половинкою.
Но ответить придётся многословно. Ибо «сестрой таланта» не владею.
А.С.> Зачем нужно ракете взлетать...?
Причины разные. В- первую очередь - военные (убить человека). Во- вторую - научные (изучение внутренней и внешней баллистики, изучение атмосферы, стратосферы, космоса).
Производственные (РН, градобойные), праздничные (салюты, освещение).
Вообще то объективных причин взлететь совсем немного, в миллион раз меньше причин взлететь, чем у автомобиля причин двинуться в путь.
Но ракеты таки взлетают, значит это кому-то нужно. Нужно, наверное людям, которые их создают. Тут причины свои субъективные:
Либо это приносит зарплату.
Либо любят они это дело.
Либо и то и другое.
Что до меня, так я и зарплату получал и удовольствие от разработки хоть маленькой, но своей ракеты.
Мне посчастливилось пройти осознание ракетного выбора с самого нуля. И я -нулевой студент попал в НПО "Энергия" без опыта и знаний, Но и в самой предприятии не было опыта решения некоторой задачи, никакого. Но задачу сами люди себе поставили и нацелились на её решение.
Ну как водится подавляющее большинство видело только зарплату в своём кармане, поэтому первоначально прорабатывались (за деньги Заказчика естественно) самые дорогие варианты решения той задачи. Поэтому мы даже подрядились обосновывать какое из решений будет дешевле. В ходе работы пришло осознание , что ракетная технология - это самый дешевый и быстрый способ решения поставленной задачи.
К счастью руководитель наш был и сегодня остаётся человеком одержимым и он заставил нас идти от азов физики и технологии к синтезу облика ракеты, нам необходимой.
А.С.> Зачем нужно ракете взлетать с неподготовленной ...?
Опыт НПО "Энергия" как раз и не позволял ракете влетать с неподготовленной базой.
Для начала юридически мы запатентовали новую ракетную двигательную установку, названную в честь дополнительных отличительны признаков, сгруппированных именно системе хранения и подачи компонентов, -газобаллонной (в самой КС мы смогли напротив убрать некоторые ненужные элементы из тех , что традиционно применяются в ЖРД) .
Кстати "Техника молодёжи" 1997 г №8 есть фото.
Так вот несмотря на то, что масса ракеты не превышала центнера, взлетать ей с неподготовленной конструкцией или технологией никто бы не позволил.
После патентования был выпущен эскизный проект и массовогабаритный макет.
При этом технологии отдельных элементов баки, клапана, СОТР... отрабатывались (за счёт НПО) на нескольких предприятиях нашей и смежных отраслей. Ну например открытие клапана за 0,4 мс обеспечивала Нижняя Салда…
И уже после распада СССР и моего двигатель на сжатом метане и кислороде был испытан в Энергомаше.
Конечно несмотря на то, что 90% технических решений уже было внесено, стоимость работ, предстоящих только по ракетной двигательной установке, на порядок превосходила затраты, уже понесённые нашим предприятием.
Для космических испытаний предполагалось доставлять ракету в космос и выводить за борт Мира, через мусорное устройство (забыл уже его точное название).
Но до выхода в космос естественно, мы хотели испытать его в полёте у земли. В таком полёте, чтобы протрясти все динамические параметры (с учётом обрезания сопел по самую критику). И может даже разбить десяток -другой образцов.
(кстати для снижения себестоимости предполагалось вывести самую дорогую часть (процессор) на землю, связав его с летающим образцом радиосвязью.)
В качестве мишени предполагалось использовать нагретые воздушные шарики (ну в общем полное армадилло или боа-констриктор).
А.С.> Зачем нужно ракете взлетать с неподготовленной поверхности?
Уже на стадии планирования программы испытаний нас посетила крамольная мысль о возможности земного применения нашей ракеты. Но если в космосе выйдя из мусоровыводящего устройства ракета оказывалась сразу с первой космической скоростью, то у земли её специализация затрудняла её демонстрацию.
Задача взаимодействия струи и неподготовленной поверхности осталась нерешенной нами.
Кстати удивительные коллизии.
Из всех участников Форума, только я работал в отделе, в котором разрабатывалась лунная база. (сразу скажу, что я пришел через пять лет после закрытия темы).
Из всех участников Форума наверное только один видел, как настоящая ракета взлетает с неподготовленной поверхности.
На другой ветке форума я уже рассказывал про мои юношеские впечатления.
Но здесь кратко повторюсь.
Подмосковье, Лёдово, совместная военная кафедра МАИ м МЭИ, Институт физики Земли, радиотелескоп диаметром 64 метра ТНА-1500, Центр дальней космической связи, Орбита, 70-метровый ассирийский кран, на котором испытывали советский лунный модуль, рядом дом Буланже и дома других замечательных людей... И всё это нагромождение на участке в два квадратных километра. В довершение ко всему, в сторонке от строя учебных Мигов люди испытывали способ десантирования танков на предельно малых высотах.
Ил-76 летел над Старым Чкаловским аэродромом НКВД (откуда кстати Чкалов летал).
Открывал люк. Паращют как бы сам выпадал в набегающий поток, расправлялся и вытягивал за собой платформу с танком.
Качнувшись полпериода, в нижней мёртвой точке на танке включались ракетные двигатели, которые останавливали раскачивание, гасили горизонтальную скорость, и плавно опускали танк на поле.
Танки естественно были без людей, поэтому в отличие от Лунного модуля я видел несколько десятков испытаний упомянутого способа.
Пока не произошло следующее.
Ракетный двигатель не включился. Вернее включился через секунду после посадки.
Танк уже пропахал по снегу пару десятков метров, как пришла пора взлетать.
Работа двигателя у земли -совсем не такая как в воздухе.
Во-первых громкость двигателя была в два раза выше (сказывается влияние преграды).
Во -вторых танк потерял устойчивость и то, что он всегда делал без колебаний в воздухе, здесь сопровождалось каким-то стремительным вращением и раскачиванием.
Народ ходил и рассказывал, что в той части, где танк разгонялся перед взлётом из под снега землю пораскидывало. В месте второй посадке всё примерно как в месте первой посадки ну только ещё и танк.
И вот плавно переходим к Вашей половинке вопроса
А.С.> ... и как это относится к высадке американцев на Луну?
А это как у Сида Мейера есть Чудо света.
Если хочешь узнать последние самые предельные достижения в конструкции и технологиях смотри на самый продвинутый проект.
Вот таким проектом, безотносительно была высадка на Луну с попадающей или с селеноцентрической орбиты, является лунный проект.
Конечно наш проект - не хуже американского.
Но у нас за долгие десятилетия информационной завесы мракобесы уничтожили всё, что можно и что было нельзя. Сам участвовал в попытке спасти хоть , что-то из уничтожаемых Бюро Рабочих Копий. Но сотни томов уже ранее отсеенной документации -квинтэссенции нашего лунного опыта спасти не удалось. Только десяток книжек по нашей маленькой ракете.
Так вот а американцы всё сохранили, у них небыло распада страны на независимые штаты, поэтому здесь должны быть знания.
Теоретически...
Но даже установка флага в грунт, вызывает у информационных спонсоров лунной программы злобу и ненависть.
Вы может быть спросите , а почему тема про сугубо "мирный лунный трактор" мною заведена в Лунном разделе.
Причин две:
1. Собственно Ракетного раздела нет. Как я Выше сообщил, ракеты менее востребованы чем троллейбусы на нашем форуме.
2. Форума , посвященного собственно высадке астронавтов на Луну на авиабазе тоже нет.
Поэтому я счёл возможным задать свой сугубо приземлённый вопрос в разделе Форума посвященном конспирологической дилеме: летали или не летали.
Ну вот в силу такой конспиративности я счёл уместным поместить вопрос "Взлетали ракеты с неподготовленной поверхности или – не взлетали" именно сюда.