Karev1> Взлет LLRV не имеет практически ничего общего со взлетом ВС ЛМ. Если интересно почему - могу пояснить.
Ну, да. Со взлётом я, наверное, погорячился - у меня это бывает, поправляйте, если что, не стесняйтесь. Но дело в том, что взлёт ВС ЛМ не представляет никаких трудностей. Его можно было и не упоминать.
Karev1> Полет - да, вероятно, давал какой-то навык пилотам. Хотя - нефакт, динамические характеристики врядли были одинаковые.
Давал, давал, ибо и там, и там стабилизацией аппарата в полёте занимался компьютер, а пилот только давал направление и выбирал скорость.
Karev1> Посадка - да, вероятно чисто ручной режим имитировался, хотя , опять таки, динамические характеристики, врядли одинаковые. Да и посадку на бетонную полосу врядли сравниш по трудности с посадкой среди валунов и кратеров.
Чисто ручного режима не было ни там, ни там. Управлять вручную ДСО - геморрой ещё тот. Были разные степени автоматизации - от минимального до полного. А вот на валуны никто садиться и не собирался. Задача пилота была выбрать ровную площадку для посадки. И с этой задачей ни один автопилот в то время не справился бы, а пилот, который тренировался сажать LLTV в центр круга на заданной площадке, очень даже мог. Кроме того, LLRV и LLTV не были единственными тренажёрами. Были ещё тренажёры компьютерные, вроде симулятора, типа тех, на которых сейчас буржуи пилотов для самолётов готовят. Полная имитация кабины ЛМ со всеми приборами и управлением с симуляцией различных режимов полёта и посадки.
Karev1> А разве аппаратура системы посадки, ДУ и прочее на Сервейорах были те же, что и на ЛМ? По моему - нет. Значит и отработкой посадки ЛМ посадки Сервейоров считать нельзя. Только в чисто принципиальном смысле - "посадку в принципе освоили"
Именно так - "посадку в принципе освоили". Пять успешных посадок - достаточный опыт, чтобы сказать: "Да, мы это можем". Но это ещё не всё. А фотографии и видео с поверхности Луны? А пробы грунта? А различные эксперименты, проведённые именно в рамках подготовки по программе "Аполлон"?
http://www.astronaut.ru/bookcase/books/bav/text/04.htm
http://www.astronaut.ru/luna/usa_a3.htm
Karev1> Опять не то. В полете А-5 испытания были чисто на работоспособность - включили-выключили. Никакой посадки. естественно, не могли испытывать. Аналогично и А-9, -10 - испытания различных этапов полета ЛМ - да, посадки и взлета - нет. Собственно вопрос П-45 остается без ответа. То, что систему посадки с постоянной вертикальной скоростью в принципе можно было создать, никто и не сомневается. А вот насчет ее испытаний до А-11 - вопрос остался висеть, значит не испытывали? Сыграли. т.с. "с листа".
А вот и нет. Представьте себя на месте разработчиков ЛМ. Какие проблемы перед вами стоят с точки зрения выполнения посадки?
1. Разработка принципиальной схемы. Тут достаточно экспериментов с LLRV и общих знаний, полученных в экспериментальных полётах "Меркурий" и "Джемини", а также хорошее знание физики.
2. Не хватает знаний о Луне, о её поверхности, различных свойствах грунта, рельефа, радиации, гравитации и прочее. Для этого засылается целая куча Орбитеров и Сервейеров, которые добывают нужную информацию. Сервейеры, к тому же, проверяют общие принципы посадки на практике в реальных лунных условиях.
3. Отработка работы отдельных узлов, материалов, систем - опор, двигателей, радаров, бортового компьютера, датчиков и прочее. Исследование различных проблем, типа "Fire In The Hole" (FITH). Это всё можно делать на Земле на специальных стендах, в том числе и вакуумных.
4. И вот теперь комплексные испытания. Первая "пробежка по ВПП", как нам тут П45 вещал, - Аполлон-5. Полёт Аполлона-5 проверил ЛМ в космическом пространстве, в особенности системы двигателей взлёта и посадки, их способность запускаться в космосе, и способность ЛМ разделять взлётную и посадочную ступени, причём даже в аварийной ситуации, когда посадку на поверхность необходимо будет экстренно прекратить и перейти к разделению ступеней и возвращению астронавтов на окололунную орбиту к CSM.
5. Следующие испытания - Аполлон-9. Расстыковка лунного и основного модулей. Автономный полёт лунного модуля. Отделение взлётной ступени лунного модуля от посадочной ступени и стыковка взлётной ступени с командным модулем.
6. И, наконец, - Аполлон-10. Генеральная репетиция. Комплексные испытания командного и лунного модулей на селеноцентрической орбите с проведением всех операций, необходимых для высадки астронавтов на поверхность Луны; отработка навигации на селеноцентрической орбите; испытания радиолокатора, обеспечивающего встречу командного и лунного модуля; испытания радиолокатора, обеспечивающего посадку на Луну; наблюдение и фотографирование предполагаемого места высадки. Тут я погорячился опять
- без А-10 испытания были бы неполными. Хотя "некоторые специалисты НАСА после успешных полётов кораблей «Аполлон-8» и «Аполлон-9» рекомендовали обойтись без «генеральной репетиции» и использовать корабль «Аполлон-10» для первой высадки людей на Луну, но руководство НАСА сочло необходимым предварительно провести ещё один испытательный полёт."
Чего мы забыли? Какие испытания не были сделаны? Только одно - сама посадка, комплексные испытания в реальных лунных условиях, включая мягкую посадку на Луну. А чем, по-вашему, занимался А-11?
Вот вы говорите, аполлоновскую лунную посадку до А-11 нигде не испытывали. Встречный вопрос. А где и как испытывали аполлоновский облёт Луны до А-8? Или аналогичный вопрос. Где и как испытывали шаттловский орбитальный полёт до STS-1? И таких вопросов я могу назадавать целую кучу. Ответ прост - у американцев так принято, проводить комплексные испытания пилотируемой техники с пилотами. Они и X-15 так испытывали. Только комплексные испытания - это не "с листа". Во-первых, до комплексных испытаний проводят испытания "по частям". А, во-вторых, всегда есть "парашют".
И, в-третьих, в случае реальной непрухи заготовлен "фицияльный некролог".
Если бы А-11 разбился, на Луну сел бы 12-й.